Найти тему
VK Play

Чем заняты создатели Unreal, SimCity и другие ветераны игровой индустрии

Оглавление

Где сейчас Джон Кармак, Клифф Блезински, Уилл Райт и иные легендарные разработчики

Gears of War
Gears of War

Многие игры, выпущенные лет 20-30 назад — совсем недавно по историческим меркам — уже обрели статус классики. А создавшие их люди стали живыми легендами — и успели пропасть с радаров. Кто-то сменил сферу деятельности, кто-то вышел на пенсию. Другие долгое время оставались в тени, но недавно все же вернулись с громкими анонсами новых амбициозных проектов.

Куда пропал Уоррен Спектор? Над чем трудится Питер Молинье? Кто из авторов культовых игр прошлого побывал в космосе, а кто ведет канал на Youtube? Расскажем в этом материале.

Клифф Блезински

Чем знаменит: Unreal и Gears of War

Клифф Блезински
Клифф Блезински

В конце девяностых молодой гейм-дизайнер сделал себе имя на Unreal и Unreal Tournament, а в нулевых прославился популярной серией Gears of War. Несмотря на грандиозные успехи, в 2012 году Блезински внезапно объявил об уходе из Epic Games. По словам разработчика, творческая атмосфера в компании полностью умерла, и ему не давали начинать новые интересные проекты. Да и сам он устал от видеоигр.

Уже в 2014 году Клифф вернулся в индустрию и основал компанию Boss Key Productions, чтобы сделать что-то вроде Unreal Tournament. Но его бесплатный онлайн-шутер LawBreakers, вышедший в 2017-м на ПК и PS4, провалился. Та же судьба постигла и «королевскую битву» Radical Heights, так и не покинувшую ранний доступ в Steam. В 2018-м студию закрыли.

В 2023 году Клифф обратился к компании Nexon, которая владеет правами на LawBreakers, с просьбой возродить шутер. Он все еще не против участвовать в разработке видеоигр, но скорее в качестве консультанта. Сейчас гейм-дизайнер владеет небольшой сетью ресторанов, продюсирует театральные постановки на Бродвее, пишет мемуары, издает комиксы и активно ведет аккаунт в социальной сети X/Twitter (заблокирована на территории РФ).

Джон Кармак

Чем знаменит: Wolfenstein 3D, Doom, Quake и графический движок idTech

Джон Кармак
Джон Кармак

Кармак в первую очередь программист, а не гейм-дизайнер. Но его вклад в индустрию трудно переоценить. Большую часть карьеры он посвятил совершенствованию графики в видеоиграх, работая техническим директором id Software. Эта студия подарила миру Wolfenstein 3D и Doom — именно Кармак решил проблему динамичных игр, которые домашние ПК 80-х и начала 90-х воспроизводили с трудом.

В середине нулевых программист увлекся проектированием космических кораблей. В 2008 году Джон вместе с командой инженеров даже выиграл конкурс по созданию аппарата, который можно было бы отправить на Луну. А в 2010-х он заинтересовался VR-технологиями.

В 2013 году Кармак ушел из id Software и присоединился к Oculus, чтобы помочь в создании очков виртуальной реальности Rift. А в 2022-м объявил, что собрал 20 миллионов долларов для своей компании Keen Technologies, которая занимается разработкой в области AGI – общего искусственного интеллекта. Похоже, к созданию игр в обозримом будущем Джон возвращаться не собирается.

Питер Молинье

Чем знаменит: Populous, Dungeon Keeper, Black & White, Fable, The Movies

Питер Молинье
Питер Молинье

Этот уроженец Великобритании входит в сотню лучших разработчиков в истории по версии портала IGN. Больше всего прославился в конце 90-х и начале 00-х, когда выпустил Populous, Dungeon Keeper и Black & White, благодаря которым его по сей день называют одним из самых креативных гейм-дизайнеров в мире.

В 2012 году создатель жанра «симулятор бога» неожиданно покинул студию Lionhead, чтобы создать новую – 22cans. Компания разработала для мобильных платформ симуляторы Curiosity и Godus, но ни один из проектов в итоге так и не вышел из раннего доступа.

В 2023 году 22cans выпустила на macOS и Windows бесплатную бизнес-стратегию Legacy. Она вдохновлена первым проектом Молинье – текстовым симулятором управления молодой компанией The Entrepreneur. Legacy – блокчейн-игра, и за счет продажи цифровых земельных участков-NFT за криптовалюту 22cans заработала более 50 миллионов долларов. Но, разумеется, это не тот проект, которого ждали фанаты Молинье.

В августе на gamescom 2024 гейм-дизайнер представил еще один «симулятор бога» — Masters of Albion. Сюжет игры развернется на просторах Альбиона – страны, в которой происходили основные события вселенной Fable. Геймплей же напоминает серию Black & White и сегодня революционным уже не выглядит.

По теме:

Как менялась внешность 5 культовых героинь видеоигр
За что мы любим Gothic — достоинства и недостатки культовой RPG

Дэвид Яффе

Чем знаменит: серия Twisted Metal и две части God of War

Дэвид Яффе
Дэвид Яффе

Яффе наиболее известен как создатель первых частей двух хитовых серий PlayStation — Twisted Metal еще на первом поколении японской консоли и God of War на PS2. До 2012 года американский разработчик под началом SIE трудился над продолжениями Twisted Metal, но затем покинул компанию из-за творческих разногласий.

В 2014 году Дэвид анонсировал проект Drawn to Death своей новой студии The Bartlet Jones Supernatural Detective Agency. Многопользовательский шутер в стилистике карандашного рисунка вышел в 2017 году эксклюзивно для PS4 и получил негативные отзывы критиков и игроков. Провал привел к закрытию студии, а сам Яффе выразил негодование по поводу низких оценок от журналистов. Он заявлял, что радикальные отзывы критиков убили интерес к игре на корню, хотя первая реакция геймеров была позитивной.

Сейчас Яффе ведет шоу и трансляции на YouTube и Twitch. Он активно общается со своей аудиторией в чатах и Discord о прошлом и настоящем индустрии видеоигр, мировых событиях, поп-культуре, политике, метафизике, паранормальных явлениях, экзистенциализме и многом другом. Также Дэвид работает консультантом в польском издательстве Movie Games.

Уоррен Спектор

Чем знаменит: Ultima Underworld, System Shock, Deus Ex, Thief: Deadly Shadows

Уоррен Спектор
Уоррен Спектор

Сразу после релиза иммерсивного стелс-экшена Thief: Deadly Shadows в карьере Уоррена Спектора начались сомнительные перемены. В 2004 году он ушел из студии Ion Storm и основал Junction Point, которую в 2007-м купила Disney. Создателя Deus Ex подписали на создание платформера про Микки Мауса для консоли Wii. Epic Mickey понравилась критикам, так что Спектору поручили и сиквел. Вторая часть – Epic Mickey 2: The Power of Two – провалилась в продаже и была холодно встречена журналистами.

После этого Disney отказалась от продолжения серии и распустила Junction Point. Оставшийся без работы Спектор в 2014 году начал преподавать гейм-дизайн и написал соответствующий курс для Техасского университета. После трех лет работы в системе образования он вернулся в игровую индустрию.

Спектор присоединился к студии OtherSide Entertainment, основанной его давним коллегой Полом Нейратом, для создания иммерсивной RPG – продолжения Ultima Underworld. В 2018 году игра вышла под заголовком Underworld Ascendant, получила разгромные отзывы и провалилась в продаже.

Также Спектор в составе OtherSide Entertainment работал над System Shock 3. Но в 2020 году у студии возникли проблемы с финансированием, и права на IP передали китайскому холдингу Tencent. До сих пор неизвестно, выйдет ли продолжение знаменитой серии и имеет ли к нему отношение сам Уоррен. В 2022-м Спектор анонсировал новый иммерсивный симулятор — Argos: Riders on the Storm. Но, по слухам, будущее проекта тоже под угрозой.

Кен Левин

Чем знаменит: System Shock 2, BioShock, BioShock Infinite

Кен Левин
Кен Левин

Основатель, креативный директор и сценарист студии Irrational Games известен как один из родоначальников жанра immersive sim. После работы над System Shock 2 он запустил серию BioShock, но через год после оглушительного успеха BioShock Infinite Левин неожиданно объявил о закрытии компании. По словам гейм-дизайнера, многолетняя работа над игрой подорвала его здоровье и отношения в семье, поэтому он решил сделать перерыв.

Во время этой паузы Левин успел выступить консультантом и соавтором трех книг по вселенной BioShock. Также планировалось, что ветеран игровой индустрии напишет сценарий для новой экранизации антиутопического научно-фантастического романа «Бегство Логана». Но позже он был исключен из проекта.

В апреле 2016 года Левин заявил, что работает над сценарием пилотного эпизода сериала по мотивам «Сумеречной зоны» для канала CBS. Авторы анонсировали некий механизм, с помощью которого зритель сможет влиять на развитие сюжета шоу. Увы, похоже, проект был либо заморожен, либо отменен.

23 февраля 2017 года Левин возглавил новую студию Ghost Story Games. На The Game Awards 2022 он представил публике Judas – шутер от первого лица, в котором с первого взгляда угадывается духовный наследник серии BioShock.

Ричард Гэрриот

Чем знаменит: Ultima, Ultima Online, Lineage

Ричард Гэрриот
Ричард Гэрриот

В далеком 1981 году Ричард Гэрриот сделал Ultima – ролевую игру, которая оказала огромное влияние на развитие жанра и стала началом знаменитой серии. А в 1997-м он выпустил успешную MMORPG Ultima Online, которая, по сути, является еще и первой онлайновой ролевой игрой в том виде, в каком мы их знаем сейчас. Позже, уже под крылом корейской корпорации NCSoft, разработчик спродюсировал две части Lineage и научно-фантастическую Tabula Rasa.

Гэрриот не ограничивает сферу своих интересов игровой индустрией. С конца нулевых Ричард успел побывать космическим туристом на МКС и погрузиться на дно Марианской впадины, поучаствовать в первой в истории свадьбе в условиях невесомости и отправиться в две антарктические экспедиции в поисках метеоритов. Попутно он увлекся иллюзионизмом и написал мемуары о своей насыщенной жизни.

Все это время дизайнер также работал над духовной наследницей Ultima Online – Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues. MMORPG вышла в 2018 году и получила смешанные отзывы. А в 2022-м Ричард анонсировал Iron and Magic – онлайновую ролевую игру «нового уровня», с упором на NFT и блокчейн. Правда, уже два года о ней нет новостей, а официальный сайт проекта попросту исчез.

Уилл Райт

Чем знаменит: SimCity, SimEarth, SimLife, SimAnt, SimFarm, а также The Sims

Уилл Райт
Уилл Райт

Создатель культовой SimCity Уилл Райт прервал отношения с игровой индустрией в 2009 году: он ушел из Maxis вскоре после релиза симулятора эволюции Spore. По его словам, причиной стали внутренние разногласия между ним и издательством Electronic Arts. После этого Райт попробовал себя на телевидении.

В 2010 году он стал одним из создателей экспериментального интерактивного сериала Bar Karma, выходившего до апреля 2011-го на канале CurrentTV – на его сюжет влияли сами зрители. В 2012 году женился на уроженке Владивостока Анне Заварзиной. Вместе с супругой Райт основал компанию Syntertainment, которая так ничего не выпустила и даже не анонсировала.

В 2021 году Уилл представил VOXVerse – воксельную игру-метавселенную на основе блокчейна, разрабатываемую в сотрудничестве с криптокорпорацией Gala Games. В ней геймер сможет создавать предметы и здания, соревноваться с другими игроками, а также приобретать объекты или оказывать разного рода услуги, расплачиваясь NFT. Однако Райт отмечает, что не желает превращать VOXVerse в торговую площадку, а лишь дает возможность совершать безопасные транзакции внутри игры. На сегодняшний день проект все еще находится в разработке.

Каких легендарных гейм-дизайнеров мы, по вашему мнению, обделили вниманием, и о ком хотелось бы узнать в будущем? Поделитесь в комментариях именами создателей ваших любимых игр.