Новый учебный год подкрался незаметно. Отзвенели в школах первые звонки, отшумели праздничные линейки для ребят, а родители приступили к повторению школьной программы. Сергей Сергеевич Пичугин, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ, кандидат педагогических наук, собрал для вас гайд выполнения домашних заданий в начальной школе с максимальной пользой для ребёнка и комфортом для родителей. Если ваш школьник уже перешёл на более старшую ступень, всё равно прочтите: если у вас есть ошибки, их ещё не поздно исправить.
Шаг 1. Количество не переходит в качество
Сразу разочарую тревожных родителей и ретивых педагогов, непоколебимо уверенных в том, что существует прямая зависимость между объёмом ежедневно выполняемого домашнего задания и образовательной успешностью ребёнка. Поверьте учителю начальных классов, это не так! Многочисленные зарубежные и отечественные исследования убедительно это подтверждают. Возлагать надежды на идеально выполненное домашнее задание как инструмент повышения успеваемости, увы, бессмысленно. В классе непременно зададут то, что «мы не проходили, нам не задавали», а непоседы удивительным образом все равно умудрятся схватить двойку.
Шаг 2. Даём удочку, а не рыбу!
Ребёнок идет в первый класс и многое из того, что от него требуется, не может сделать самостоятельно. НО! В школе обучается ваш ребёнок, а не вы. И всё, что с ней связано должно постепенно стать зоной личной ответственности именно ученика. Постарайтесь для начала убедить в этом самого себя, а потом и ребёнка, иначе вся миссия обречена на провал.
Чтобы ребёнок отчётливо понял, что всё не так сложно, как ему кажется, каждый раз, приступая к выполнению домашнего задания, обсуждайте с ним пошаговый алгоритм ЕГО действий. Составьте вместе с ним ЕГО рецепт. Главное – не пытайтесь подменять своими действиями действия ребёнка.
В начальной школе начните с простого ежедневного домашнего задания-«ритуала» – предложите малышу самостоятельно собрать портфель в школу на завтра или самостоятельно выбрать предмет, с которого он начнет сегодня выполнение домашнего задания. Всеми своими действиями давайте понять ребёнку, что это его работа и он здесь главный.
Шаг 3. Предложить нельзя навязывать: где ставим запятую?
Не пытайтесь навязывать ученику своё видение учебного процесса: «Ты все делаешь неправильно!», «Я взрослый и знаю, как надо и как лучше!», «Делай, как я говорю!» и т.д.
Не стоит ориентироваться на свой школьный опыт, поскольку образование шагнуло далеко вперед и сегодня детей учат совсем по-иному.
Дайте шанс малышу получить личный опыт, совершив ошибку или получив двойку. На первых порах во время выполнения домашних заданий постарайтесь быть рядом в роли помощника, позволяя ребёнку проявить инициативу и самостоятельность: «А трава у меня на рисунке вовсе и не синяя, это просто утренняя роса!». Не причиняйте ребёнку добро, ведь любую помощь можно предложить, но невозможно навязать.
Самостоятельность – не сверхспособность супергероя из комиксов. Чтобы ей овладеть, нужно просто помочь ребёнку на первых этапах. Ваша главная родительская задача – поддержка детской инициативы и самостоятельности: «Какой же ты у меня взрослый стал! Как же я тобой горжусь, ты всё делаешь сам!».
Хвалите, но не перехваливайте, формируйте у ребёнка адекватную самооценку.
Пожалуй, самое сложное в процессе обучения ребёнка самостоятельности — это готовность самих родителей вовремя отойти в сторону, ослабить и постепенно отпустить родительский контроль.
Переборите самих себя, не подсказывайте, не напоминайте. Разве вас самих в детстве не раздражала мамина гиперопека?
Пусть ребёнок забудет положить тетрадь или учебник и на деле усвоит, как важно быть организованным и внимательным. Поверьте, из таких незначительных промахов и ошибок формируется ЕГО самостоятельность и ответственность.
Шаг 4. Спокойствие! Только спокойствие!
Определитесь сразу, что для вас важнее: отличные отметки в журнале или реальные знания и умения малыша? Пятёрки в дневнике или хорошие доверительные отношения со своим ребёнком? Если вы выбираете второе, я с вами!
Воспринимайте выполнение домашнего задания не как повод получить хорошую отметку, а как возможность его чему-то научить. Самостоятельно открыть и найти рабочую строку в тетради (вы до сих пор считаете, что это так просто?), выполнить вторую часть упражнения по аналогии с первой («Смотри, как здорово мы с тобой сделали, а сможешь завершить сам, без моей помощи?»), решить задачу («Попробуй сделать сам, а, если не получится, я буду рядом!»)
Ни одно упражнение или задача из учебника не стоит ваших нервов и уж тем более слез ребёнка.
Чем спокойнее и улыбчивее будете вы, тем увереннее и успешнее будет ваш ребёнок! Родительское спокойствие окрыляет и предает сил, а вот раздражительность и крик потянут за собой подавленное состояние, страх перед новым и неизведанным (Не забывайте, что в школе для первоклашки неизведанного и нового куда больше, чем знакомого и привычного).
Уважаемые родители! Наберитесь смелости однажды признать за ребёнком его человеческое право говорить: «Я сам!», ведь без этого невозможно вырасти самостоятельным и научиться отвечать за свои поступки. Но это уже не про домашку, а куда важнее…