Найти тему

Сделать домашку и не сойти с ума. Миссия выполнима!

Оглавление

Новый учебный год подкрался незаметно. Отзвенели в школах первые звонки, отшумели праздничные линейки для ребят, а родители приступили к повторению школьной программы. Сергей Сергеевич Пичугин, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ, кандидат педагогических наук, собрал для вас гайд выполнения домашних заданий в начальной школе с максимальной пользой для ребёнка и комфортом для родителей. Если ваш школьник уже перешёл на более старшую ступень, всё равно прочтите: если у вас есть ошибки, их ещё не поздно исправить.

Шаг 1. Количество не переходит в качество

Сразу разочарую тревожных родителей и ретивых педагогов, непоколебимо уверенных в том, что существует прямая зависимость между объёмом ежедневно выполняемого домашнего задания и образовательной успешностью ребёнка. Поверьте учителю начальных классов, это не так! Многочисленные зарубежные и отечественные исследования убедительно это подтверждают. Возлагать надежды на идеально выполненное домашнее задание как инструмент повышения успеваемости, увы, бессмысленно. В классе непременно зададут то, что «мы не проходили, нам не задавали», а непоседы удивительным образом все равно умудрятся схватить двойку.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Шаг 2. Даём удочку, а не рыбу!

Ребёнок идет в первый класс и многое из того, что от него требуется, не может сделать самостоятельно. НО! В школе обучается ваш ребёнок, а не вы. И всё, что с ней связано должно постепенно стать зоной личной ответственности именно ученика. Постарайтесь для начала убедить в этом самого себя, а потом и ребёнка, иначе вся миссия обречена на провал.

Чтобы ребёнок отчётливо понял, что всё не так сложно, как ему кажется, каждый раз, приступая к выполнению домашнего задания, обсуждайте с ним пошаговый алгоритм ЕГО действий. Составьте вместе с ним ЕГО рецепт. Главное – не пытайтесь подменять своими действиями действия ребёнка.

В начальной школе начните с простого ежедневного домашнего задания-«ритуала» – предложите малышу самостоятельно собрать портфель в школу на завтра или самостоятельно выбрать предмет, с которого он начнет сегодня выполнение домашнего задания. Всеми своими действиями давайте понять ребёнку, что это его работа и он здесь главный.

Шаг 3. Предложить нельзя навязывать: где ставим запятую?

Не пытайтесь навязывать ученику своё видение учебного процесса: «Ты все делаешь неправильно!», «Я взрослый и знаю, как надо и как лучше!», «Делай, как я говорю!» и т.д.

Не стоит ориентироваться на свой школьный опыт, поскольку образование шагнуло далеко вперед и сегодня детей учат совсем по-иному.

Дайте шанс малышу получить личный опыт, совершив ошибку или получив двойку. На первых порах во время выполнения домашних заданий постарайтесь быть рядом в роли помощника, позволяя ребёнку проявить инициативу и самостоятельность: «А трава у меня на рисунке вовсе и не синяя, это просто утренняя роса!». Не причиняйте ребёнку добро, ведь любую помощь можно предложить, но невозможно навязать.

Самостоятельность – не сверхспособность супергероя из комиксов. Чтобы ей овладеть, нужно просто помочь ребёнку на первых этапах. Ваша главная родительская задача – поддержка детской инициативы и самостоятельности: «Какой же ты у меня взрослый стал! Как же я тобой горжусь, ты всё делаешь сам!».

Хвалите, но не перехваливайте, формируйте у ребёнка адекватную самооценку.

Пожалуй, самое сложное в процессе обучения ребёнка самостоятельности — это готовность самих родителей вовремя отойти в сторону, ослабить и постепенно отпустить родительский контроль.

Переборите самих себя, не подсказывайте, не напоминайте. Разве вас самих в детстве не раздражала мамина гиперопека?

Пусть ребёнок забудет положить тетрадь или учебник и на деле усвоит, как важно быть организованным и внимательным. Поверьте, из таких незначительных промахов и ошибок формируется ЕГО самостоятельность и ответственность.

Шаг 4. Спокойствие! Только спокойствие!

Определитесь сразу, что для вас важнее: отличные отметки в журнале или реальные знания и умения малыша? Пятёрки в дневнике или хорошие доверительные отношения со своим ребёнком? Если вы выбираете второе, я с вами!

Воспринимайте выполнение домашнего задания не как повод получить хорошую отметку, а как возможность его чему-то научить. Самостоятельно открыть и найти рабочую строку в тетради (вы до сих пор считаете, что это так просто?), выполнить вторую часть упражнения по аналогии с первой («Смотри, как здорово мы с тобой сделали, а сможешь завершить сам, без моей помощи?»), решить задачу («Попробуй сделать сам, а, если не получится, я буду рядом!»)

Ни одно упражнение или задача из учебника не стоит ваших нервов и уж тем более слез ребёнка.

Чем спокойнее и улыбчивее будете вы, тем увереннее и успешнее будет ваш ребёнок! Родительское спокойствие окрыляет и предает сил, а вот раздражительность и крик потянут за собой подавленное состояние, страх перед новым и неизведанным (Не забывайте, что в школе для первоклашки неизведанного и нового куда больше, чем знакомого и привычного).

Уважаемые родители! Наберитесь смелости однажды признать за ребёнком его человеческое право говорить: «Я сам!», ведь без этого невозможно вырасти самостоятельным и научиться отвечать за свои поступки. Но это уже не про домашку, а куда важнее…

С.С. Пичугин, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ, кандидат педагогических наук. Фото из личного архива С.С. Пичугина
С.С. Пичугин, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ, кандидат педагогических наук. Фото из личного архива С.С. Пичугина