"Ну тупыыые!" - так и слышалось знаменитое задорновское восклицание в голосе одного из участников утреннего эфира "Вести ФМ" в понедельник. Гражданин якобы надыбал где-то сообщение известной исследовательской корпорации RAND, что таки да, не умеют.
Я конечно возбудился и провёл маленькое исследование на эту тему.
Что такое секстант? Это механический прибор, который позволяет определять широту и долготу корабля, дистанцию, скажем, до берега и даже - догоняет или отстаёт преследующий вас корабль. Как он работает, я подробно описал в статье
Как посох Иакова не давал заблудиться в океане
Там даже есть гифка, посмотрев которую, в принципе можно научиться по крайней мере замерять широту места нахождения. На это способны даже такие далёкие от моря люди:
Сотни лет умение им пользоваться было обязательно для моряков. Иначе найти путь в океане было практически невозможно. Впрочем, древние полинезийцы умели обходиться и без него, направляя свои каноэ через тысячемильные просторы Тихого океана, ориентируясь по звёздам.
Снимок 1946 года:
Но пришли новые времена. Если секстант имеет точность до трехмильного радиуса, то подключенный к спутнику компьютер может определить местоположение корабля с точностью до 60 футов (18 м).
Нужен ли секстант в наше время - пререкания на эту тему идут давно и с переменным успехом.
Вот в статье из "Нью-Йорк Таймс" от 29 мая 1998 года под названием "Гардемарины ВМС не будут отказываться от секстантов" пишется: "...Военно-морская академия США вчера заявила, что гардемарины продолжат обучение использованию секстанта. Но академия добавила, что вместо выполнения утомительного 22-шагового (!) математического расчета для прокладки курса гардемарины будут вводить необработанные данные в компьютер.
На прошлой неделе несколько газет, включая The New York Times, сообщили, что обучение работе с секстантом будет заменено дополнительными курсами по ориентированию с помощью компьютера..."
Сообщения вызвали поток жалоб, включая редакционную статью в The Times, о том, как прискорбно было бы потерять секстант и как ценен он все еще может быть в практике небесной навигации, даже в век компьютерных технологий.
Затем Нил Томпсон, репортер The Sun, написал статью, в которой говорилось: «Мичманы вкратце изучат теорию навигации по звездам, но им больше не придется осваивать секстант».
Но вот статья из "Вашингтон Пост" от 14 октября 2015 года под названием "Страхи кибербезопасности заставляют американских моряков снова учиться ориентироваться по звездам":
"...Управление кораблем по звездам вышло из моды с появлением радиоволн и GPS-навигации. Фактически, Военно-морская академия США прекратила обучение этому навыку почти 20 лет назад. На данный момент обучение ограничено: всего лишь трехчасовой курс, охватывающий основы.
Однако теперь эта древняя навигация возвращается в школу Аннаполиса из-за опасений по поводу кибербезопасности. Но это часть более масштабной тенденции.
В то время как правительства борются с ростом угроз в киберпространстве и все больше осознают, что они не смогут защититься от всех , старомодные методы выглядят как безотказные. Например, силы безопасности, охраняющие высокопоставленных российских чиновников, вернулись к использованию пишущих машинок после разоблачений возможностей цифрового шпионажа США.
"Гардиан" писала более 10 лет назад: «После скандала с распространением секретных документов WikiLeaks, разоблачений Эдварда Сноудена, сообщений о прослушивании Дмитрия Медведева во время его визита на саммит G20 в Лондоне - практика создания бумажных документов будет расширяться», — цитируется источник в ФСО. Федеральная служба охраны (ФСО), мощный орган, ответственный за охрану высших должностных лиц России, недавно разместила заказ на 20 пишущих машинок Triumph Adler, сообщает газета «Известия».
Вот и секстант будет возвращаться на мостики американских кораблей. Опасения по поводу безопасности Глобальной системы позиционирования (GPS) и желание вернуться к основам военно-морской подготовки подталкивают флот к этому древнему методу поиска курса в открытом море.
Военно-морской флот и другие подразделения вооруженных сил США все больше беспокоятся, в частности, о том, что они могут быть чрезмерно зависимы от GPS. «Мы используем его для синхронизации всех военных операций, мы используем его для навигации повсюду — это просто то, без чего американские военные не могут жить», — говорит Брайан Уиден, бывший офицер ВВС, ныне работающий в Secure World Foundation, некоммерческой организации, которая изучает проблемы безопасности в космосе. В большой войне спутники GPS могут быть сбиты. Или, что более вероятно, их сигнал может быть заглушен или взломан.
По словам Уидена, глушение уже стало более распространенным явлением. «Вы можете купить множество глушителей GPS в Интернете», — говорит он. «Многие из них производятся в России».
Он считает, что у русских, вероятно, есть системы для глушения специальных сигналов, которые используют военные.
Кстати, эти опасения не без основания. В воскресенье известный бывший генерал Гурулёв рассказал, что во время полёта из Забайкалья в Москву он для интереса отслеживал местонахождение самолёта по GPS. Но когда до Москвы осталось порядка 600 км, этот сигнал исчез напрочь. Читатели из столичного региона, наблюдаете ли вы это явление?
После того, как Военно-морская академия сократила обучение астронавигации, эта практика начала сходить на нет. Она закончилась для ВМС в целом в 2006 году, но была возвращена для офицеров-навигаторов кораблей в 2011 году. ВМС сейчас перестраивают программу для всех рядовых, сообщает Gazette.
Вот снимок с подписью: Старший матрос Паскуале В. Веррастро использует секстант для определения дальности до иностранного судна на мостике эсминца с управляемыми ракетами USS Ramage:
Ну, друзья мои, если секстантом пользуются рядовые моряки, можно ли верить сообщениям, что на это неспособны окончившие Военно-морскую академию офицеры? Вот фото 2016 года: Лейтенант Дэниел Стейтон демонстрирует, как пользоваться секстантом, перед курсом гардемаринов в Военно-морской академии США
Стоит ли изображать противника дурнее, чем он есть на самом деле?
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о море и моряках с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4