✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале Дзен
****************
✔ Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности, часть 7: Йога в свете эзотерики 1/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Фикции йоги. Миры йогов 2/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Интуиция. Воля 3/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Перерождение. Карма. Дхарма 4/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Самореализация. Самадхи 5/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Различные виды йоги. Различные виды йогов 6/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Раджа йога Рамакришны. Методы йоги 7/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Хатха йога. Раджа йога 8/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Джнана йога. Бхакти йога 9/12
7.18 Джнана-йога
1 Джнана-йога предназначена для активизации ментального сознания.
Джнана-йога можно было бы назвать индийским психологом и философом в одном лице. Быть йогом, однако, не означает, что метод дал желаемый результат или что человек решил относящие сюда проблемы.
Во всяком случае, для любого реального успеха необходимо, чтобы йог предварительно посредством раджа-йоги достиг высшей эмоциональной стадии (48:2) и таким образом автоматически перешел на высшую ментальную стадию (47:5).
2 На этой стадии индивид приближается к концу своего пребывания в человеческом царстве.
В прошлых жизнях он видел сквозь эмоциональные иллюзии человечества и был способен наблюдать, как его ментальные фикции отбрасывались в непрерывном потоке.
Те гипотезы, которыми ему еще приходится довольствоваться при отсутствии эзотерических фактов, – это костыли, на которых он тащит себя вперед. Он ясно осознает огромное невежество человечества в жизненном смысле.
Его врожденный подсознательный «инстинкт» помог ему отбросить бóльшую часть того, что люди считают, что они знают.
3 Но без эзотерических фактов даже йог не может избавиться от тех фикций, которые стали «аксиомами» в индийской мысли. Эти «аксиомы» включают метемпсихоз, ошибочное представление о карме, человека как конечного продукта эволюции и человека, способного стать богом.
4 Его способность к перспективному сознанию позволяет ему включать в свою ментальную систему другие спекулятивные системы в более высоком синтезе, но этого недостаточно для достижения системного мышления, полученного при конкретизации каузальных идей.
5 Джнана-йог часто начинает с того, что учится различать «я» и «не-я». Немецкий философ Фихте использовал это выражение для субъективизации противоположности сознания и внешнего мира.
Построение йога относится к противоположности я и его оболочек, собственно я и чувственных восприятий, чувств, мыслей. Он подчеркивает, что его чувственные восприятия не являются его я, что его чувства не являются его истинным существом, что его мысли, хотя и являются его наивысшим видом сознания, не являются его я, но что я – это то, что может наблюдать и использовать эти сознания.
6 Поскольку целью йога всегда является «Абсолют», он использует все возможные способы достижения этой цели.
Он может позволить своему самоощущению постепенно охватывать все больше и больше: семью, родственников, касту, нацию, человечество, весь космос.
Поступая так, он достигает состояния, в котором он думает, что он тождествен Брахману. Бхакти-йог также использует подобный метод. Но в то время как бхакта следует путем экстаза, джнани часто использует фиктивную систему.
7 Типичным для индийца является его инстинктивное доверие к жизни.
Как и для мистика, истина – это состояние, в котором он убежден, что знает, но не может объяснить, как и почему он знает. Для джнани знание становится тем же самым, что и бытие. Но подобные символические термины становятся понятными только на стадии 45-я.
8 Джнани ориентируется на «Абсолют», которого, как он думает, он достигнет, освободившись в наивысшем созерцании от всех атрибутов аспекта материи (формы, времени, пространства, причинности и т. д.).
Если ему это удается, он попадает в состояние, в котором его «освобожденное» воображение становится всемогущим и делает его чистым духом, Брахманом, Абсолютом, чем бы он ни пожелал.
9 Во всех 49 атомных мирах космоса есть пространство, время, материя, энергия, сознание, закономерность. Но они совершенно различны в разных мирах, так что недавно прибывший в высший мир думает, что они отсутствуют, пока он не научится постигать те совершенно новые способы, которыми они существуют и действуют.
Эзотерик должен научиться не использовать способы рассмотрения, которые он приносит с собой, не предугадывать вещи заранее, так как это делает невозможным приобретение правильного восприятия.
10 Отчеты йогов показывают, что они не были в контакте с реальностью, но жили исключительно в своем субъективном сознании.
11 В заключение сами йоги должны высказаться и изложить свою точку зрения. Их язык – это язык, который мистик тоже понимает.
12 Именно единство – это реальность, это сила, гармония, согласованная деятельность. Вне единства сила расщепляется и противодействует себе через самообман и самоутверждение во всех своих бесчисленных формах я. Когда я перестает быть частью единства, оно вступает в противоречие с единством, утверждает себя за счет единства и разрушает себя.
13 Соединение индивидуального сознания с сознанием единства происходит постепенно через расширение я, чтобы охватить все больше.
Йог наблюдает процесс, в ходе которого частное включает в себя всеобщее. Для того, кто входит в единство, прекращается разделение и упраздняется всякое противоположение между мной и тобой, между я и нея, между я и этим.
Джнани отказывается от всех желаний для себя, от всех мыслей, которые могли бы привести к отделенности, и забывает себя как личность. Он освобождает себя от догм и традиционных способов рассмотрения. Его не тронут радость и боль, счастье и страдание, добро и зло, жизнь и смерть. Все личные условия, которые имеют какой-либо элемент эгоцентризма или собственности, уничтожаются.
14 До этого он приобрел те качества, которые он считал желательными, беря их одно за другим, рассматривая их со всех сторон и во всех мыслимых связях, в воображении постоянно переживая их совершенство, пока они не сформировались в его сознании, не стали выражением его природы, решающими факторами в подсознательных комплексах, просто существовали и спонтанно дали о себе знать как доминирующие факторы в его активной жизни без его дальнейшего внимания к ним.
15 Человек не может стать тем, чем он не является.
Для йога самореализация – это методическое стремление претворить свои божественные возможности в реальности. Но он делает это как жертву божеству, как выражение божественной мудрости, как знак того, что божественная воля смогла действовать в нем.
Нет никаких ограничений для возможностей индивида. Жизнь соответствует нашему доверию к ней, потому что она никогда не может обмануть. Стремитесь стать совершенными, и вы это сделаете.
16 То знание, к которому инстинктивно стремится йог, есть отождествление сознания, так что он становится реальностью так же, как он является своим собственным сознанием. Подобное познается только подобным.
Человек по сути своей божественен. Познать себя – значит все больше осознавать свои божественные возможности. Подобно тому, как жизнь вечна и только меняет форму, так и индивид тоже нетленен.
Самая большая ошибка, которую мы можем совершить, – это назвать себя грешниками и непоправимо злыми. Мы несовершенны, так как все еще находимся на пути к совершенству, цели, которой все в конечном счете достигнут. Человек ограничивает себя, утверждая, что он ничего не понимает, ничего не может сделать. Этим он сам разрывает свою связь с божественным.
17 Джнана-йог учится обнаруживать высшее в низшем, божественное в человеческом, учится одухотворять обыденное.
Истинная природа существования открывается тому, кто стремится обнаружить единство во всех вещах. Она раскрывается в нашем сознании, если только мы правильно используем ее способности. Видимое имеет своего высшего двойника.
Тленное – это символ, притча, преходящее – подобие вечного. Следуя этой повторяющейся аналогии (как внизу, так и наверху) шаг за шагом, индивид учится видеть сквозь внешность, отводить завесу за завесой от того архетипа, который скрыт за ней.
7.19 Бхакти-йога
1Бхакти-йога – это один из методов активизации высшего эмоционального сознания. Этот метод лучше всего подходит тем, кто принадлежит к шестому отделу и наиболее близко соответствует взгляду западных мистиков на жизнь.
Бхакта достигает наивысшей эмоциональной стадии и тем самым стадии святого.
2 Жизненный взгляд этой йоги едва ли может быть лучше выражен, чем типичными индийскими способами рассмотрения, которые стали дороги и многим западным мистикам.
3 Бхакти-йога – это путь преданности.
Все формы жизни, живые или кажущиеся мертвыми, являются откровениями божественного. Учась любить их всех и поклоняться им, йог стремится слиться с единством и божеством.
4 Мы находим то, что ищем. Мы видим в мире то, чем наполнен наш ум. Те, кто не любит, видят в мире только зло и что люди злы.
Те, кто ненавидит, обнаруживают ненависть повсюду и постоянно находят новые мотивы для ненависти. Они всего боятся, злятся на все, презирают все. Они обнаруживают только дефекты и недостатки во всем и у всех. Они не видят добра.
5 Подобное познается подобным. Согласно бхакте, хороший человек не может обнаружить ничего злого, потому что в нем нет зла. Для того, кто становится добрым, все зло исчезает, и мир как бы преображается. Он возносится в сферы, где видит только самое лучшее у людей, будучи вне досягаемости их негативных вибраций. Такой человек знает, что все добро.
6 Человеческая любовь всегда омрачена каким-то эгоизмом, желанием обладать.
«Божественная любовь» – это переживание нетеряемого, неразрывного единства всей жизни.
Тот, кто постиг единство, испытал счастье, отличное от человеческого рода: быть способным отдавать и только отдавать, и забыть себя в отдаче и служении.
После этого он не может делать ничего другого. Он хочет, должен любить. Он живет, чтобы любить.
7 Любовь не знает ограничений. Она не нуждается в мотиве для любви. Она находит любовь раскрытой повсюду.
Сила неиссякаемой любви наполняет тот ум, который готов позволить себе быть наполненным. Любовь не нуждается в доказательстве существования бога. Она ведь видит божество любви во всем. Как может бог быть чем-то иным, кроме любви? Все, что не было бы любовью, было бы несовместимо с его сутью.
8 Любовь не знает торга. Она не желает, не завидует, не раздражается, не ищет своего. Ее ничто не отталкивает. Ее привлекает все и сама привлекает все. Любовь никогда не перестает.
9 Тот, кто испытал эту любовь, любит не ради себя или кого-то другого, но потому, что все включено в единство, все есть единство.
Во всем, что пробуждает наше стремление и чему мы радуемся, открывается единство.
Во всем, к чему мы чувствуем влечение – будь то вещи, животные или люди, – именно единство было истинной причиной привлечения, действующего в нас и во всем, так что мы становимся способными любить и быть любимыми.
10 Путь к единству проходит через привлекающие чувства, через симпатию, привязанность, тоску, преданность, поклонение.
Тот, кто бережно и нежно лелеет эти медленно прорастающие чувства, к своей радости обнаружит, как они дают ему все большее понимание, побуждение к действию наряду со способностью помочь правильным образом.
Научившись видеть великое в человеке и восхищаться им, что есть великого в человеке, не только открывая, но и выявляя добро в людях, направляя их внимание на лучшее в них самих, преданный вступает в контакт с теми силами единства, которые притягивают его к единству и пробуждают божественное внутри него, чтобы поклоняться божественному вне его, потому что суть божества – это поклонение.
Ему больше не нужно искать предметы своей любви в том, что его окружает и происходит с ним. Он переживает единство непосредственно и спонтанно.
11 Бхакти-йог положительно относится ко всему. Для него все отношения божественны. Ему нет нужды размышлять о природе божественного, когда все проявляет божественное, и он сам переживает божественное, не может вместить в себя ничего, кроме божества, не может быть ничем, кроме божества.
12 Йог учит, что можно достичь божества, поклоняясь ему в личной форме или без имени и формы, но что большинству людей труднее постичь безличное.
13 Если йог представляет себе качества божественного как личность, он наделяет божество самыми высокими качествами, которые он может изобрести, всем, чем можно восхищаться, что можно обожать и чему можно поклоняться.
Он переживает это божество в воображении, визуализирует его, пока не увидит его в живой форме в приступе спонтанного эмоционального ясновидения.
Как правило, изображения богов в храмах сильно намагничены. Вибрации пламенной молитвы, благоговейной медитации, экстатической тоски пропитывают образы как эфирной, так и эмоциональной материей.
Толпы ежедневных обожателей все сильнее оживляют этот мощный элементал, находящийся на грани видимости. Сильного желания «увидеть бога» достаточно, чтобы увидеть элементал. Бог или богиня благосклонно улыбается поклоняющемуся. «Ощущение присутствия бога» у мистиков вызвано именно этим взаимным действием самоформировавшегося интенсивно живого эмоционального элементаля и самого мистика. Элементал становится неразлучным спутником. Это, конечно, только преимущество для тех, кто нуждается в подобном чувстве. Оно поднимает эмоциональные вибрации в сферу привлекательных вибраций.
14 Тот, кто «вошел в единство» и был наполнен божественным, постепенно теряет потребность в том ограничении, которое заключается в сосредоточении этих божественных качеств на одной личности, какой бы могущественной эта личность ни была.
Та форма, которой он поклонялся, разрушается, или он переносит свое поклонение на все новые формы, пока все они не обнаруживают одни и те же качества и зависимость эмоции от формы исчезает. К тому времени исчезнул и личностно-эгоистический элемент у обожателя.
15 Часто йог сохраняет форму для того, чтобы иметь гораздо больше возможностей поклоняться также внешне и переживать божество во всех мыслимых отношениях в жизни.
Он представляет себе бога как отца и мать, брата и сестру, сына и дочь и т. д. Он вживается во все эти любовные отношения, чтобы позволить себе больше любви к большему.
Единство проявляется и в дружбе. Симпатия, безопасность, доверие, которые он испытывает к другу, дают ему новые возможности сравнения, новые возможности эмоциональных ассоциаций и переживаний.
В уважении и почтении подчиненного к своему начальнику, в уважении и ответственности последнего к своему подчиненному обнаруживаются дальнейшие возможности обнаружения единства.
Любой вид любви, желания, тоски является для йога проявлением божественного влечения индивида к единству. Это состояние иногда можно описать как божественное безумие, безграничную преданность и поклонение божественному во всем. Так Рамакришна падал на колени перед уличной проституткой, поклоняясь ей, как богине.
Божественное раскрывается также в несчастьях, потерях и страданиях, и страдающий рассматривает все это как благоприятную возможность принести эту жертву поклонения.
16 Для преданного каждая новая форма – это новая возможность обнаружить божество и поклониться ему, которое есть во всем и без которого ничто не существовало бы. Продолжение Йога в свете эзотерики. Карма йога 10/12
✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале Дзен
**************
✔ Начало публикации Йога в свете эзотерики 1/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Фикции йоги. Миры йогов 2/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Интуиция. Воля 3/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Перерождение. Карма. Дхарма 4/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Самореализация. Самадхи 5/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Различные виды йоги. Различные виды йогов 6/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Раджа йога Рамакришны. Методы йоги 7/12
Продолжение Йога в свете эзотерики. Хатха йога. Раджа йога 8/12