Как ездить с АКПП
Прежде всего важно отметить, что для вождения авто с АКПП настоятельно рекомендуется использовать только правую ногу, при необходимости перемещая ее с педали тормоза на педаль газа и наоборот.
Использовать обе ноги для вождения машины с АКПП опасно: в стрессовых ситуациях вместо того, чтобы резко затормозить, можно бессознательно выжать газ.
Алгоритм обращения с АКПП можно описать так:
- Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в положении P. Автомобиль запустится и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Завести мотор из любого другого режима не получится.
- Для начала движения селектор выставляется в положение D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
- Для остановки машины (например, на светофоре) нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
- Перевести селектор коробки в парковочное положение Р и заглушить двигатель.
Почему автомат дороже механики
Машины с АКПП обычно дороже тех, что оснащены механическими коробками передач (МКПП). Вот несколько причин более высокой стоимости.
- Большие затраты на производство и разработку. Коробка-автомат требует внедрения сложных механизмов (гидротрансформаторы, электронные управляющие системы и другие компоненты), которые делают их производство и разработку более затратными.
- Технологические инновации. Многие машины с автоматическими коробками используют более современные технологии — например, у них есть вариативные передачи, спортивный режим, система управления тягой.
- Комфорт и удобство. На автомобили с АКПП — как на более комфортные в управлении и более популярные — формируется повышенный спрос, что тоже влияет на повышение цен.
- Требования к материалам и технологии. Автоматы обычно требуют более дорогих материалов для обеспечения надежности и долговечности.
Устройство и принцип работы АКПП
В автоматической коробке передач используется специальная система — это датчики, измеряющие скорость автомобиля, обороты двигателя, положение педали газа, другие параметры. На основе информации этих датчиков электронная управляющая система принимает решение о том, когда и как переключать передачи, какое передаточное число в какой ситуации подходит оптимально.
Основные элементы классического автомата:
- гидротрансформатор, отвечает за преобразование и передачу оборотов;
- планетарный редуктор, управляет гидротрансформатором;
- система гидроуправления, отвечает за работу планетарного редукторного узла.
Гидротрансформатор или муфта сухого трения
Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач.
Гидротрансформатор состоит из двух частей — насоса и турбины, их деятельность обеспечивает рабочая жидкость, обычно используется автоматическая трансмиссионная жидкость.
Муфта сухого трения выполняет функцию, аналогичную гидротрансформатору, но вместо жидкости для передачи крутящего момента используется сухое трение.
Электронные управляющие системы
Электронные блоки управления в автоматической коробке контролируют процесс переключения передач и координируют работу гидротрансформатора или муфты сухого трения.
Для оптимизации переключения передач в зависимости от условий движения, нагрузки на двигатель и других факторов электроника использует информацию с датчиков и алгоритмы программного обеспечения.
Преимущества АКПП
Легкость управления
Как рассказали эксперты «Автодома», к основным преимуществам автоматической коробки перемены передач относится легкость эксплуатации: не нужно орудовать рычагом переключения передач, не нужно использовать педаль сцепления. Такой машиной проще и даже физически легче управлять.
«Так как коробка-автомат сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу, то риск перегрузить двигатель исключен», — говорят эксперты.
Еще один безусловный плюс АКПП — сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя
Плавность хода
Коробка-автомат обеспечивает более плавное и мягкое переключение передач по сравнению с ручным управлением. Это уменьшает риск перегрева и износа механизмов.
Недостатки АКПП
У автоматической коробки имеются некоторые проблемы и недостатки.
- АКПП дороже в ремонте и обслуживании;
- у АКПП больший вес по сравнению с механической КПП;
- автомобили с неисправной АКПП невозможно буксировать на гибкой или жесткой сцепке (их можно перемещать только при помощи эвакуатора);
- у автоматической коробки меньший по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации (Хотя с этим можно поспорить).