Найти тему
Точность слов

Про нигилизм и как им правильно пользоваться

Нигилизм вообще интересная штука, и для переходного возраста (не обязательно подросткового, кстати) в самый раз. Каждый человек проходит через два этапа формирования ценностей: сперва он их получает в детстве как чужой опыт. Это учебный этап, пассивное запоминание и повторение. Затем, уже с началом самостоятельной жизни, наступает практика: человек проживает усвоенное в детстве, и по мере столкновения представлений из детства с реальностью собственной жизни, они подтверждаются, меняются или отвергаются, по итогам трансформации закрепляясь уже как собственный опыт. Этот период преобразования чужого опыта в свой и является, по сути, взрослением. По крайней мере одной из форм взросления.

Между этими этапами находится период подросткового отрицания — бунта против навязанного чужого опыта, ценностей, в отсутствие пока своего, чтобы предложить адекватную замену, а не просто повторение через отрицание. Но этот этап расчищает фундамент для заполнения собственным опыта. И нигилизм идеально ложится на этот промежуточный этап. 

Нигилизм как философия отрицания возник в ответ на доминирование религиозного мировоззрения, в котором моральные ценности были частью материальной реальности, вшитые в ткань мироздания наряду с физическими законами, например, в тот период, когда прогресс науки уже показал несостоятельность этой идеи.

Религия всегда отличалась тем, что в ней смешивались описание материальной реальности, истории и морального кодекса. Таким образом, предполагалось, что мир был создан со смыслом, являющимся его неотъемлемой частью. Что у мира есть функция, а материальная реальность лишь приводимый ей в движение механизм её исполнения. Конкуренция шла лишь между разными версиями смысла существования и вытекающей из него морали, но осмысленность мира сомнению в целом не подвергалась. Наука впервые отделила механизмы реальности от причин, показав, что одно наблюдаемо, строго и проверяемо, а второе — размыто, непроверяемо и недоказуемо. 

Из шока экзистенциальной пустоты на месте наполненной смыслом реальности и родился нигилизм: утверждение, что мир пуст и бессмысленно, ценности пусты и ложны, материальная реальность — раковина без содержимого. 

Для тех, кто разделял представление о смысле мироздания, соответственно, не мог себе представить пустоту, это звучало как призыв заменить все добро злом. Сами нигилисты тоже часто переходили грань между отрицанием смысла жизни и призывами её уничтожать. Видеть в нигилизме обоснование чего-либо — будь то разрушения или равнодушие — противоречит сути нигилизма о безразличии реальности. 

Это очень похоже на подростковый бунт, который в своём отрицании продолжает находиться в неразрывной связи отрицаемого. Декларирование полной бессмысленности существования и желательности его уничтожения выдаёт разочарованную потребность в нём. 

Как и подростковый бунт, нигилизм ничего не строит, но расчищает пространство для строительства. Люди, которые пытаются превратить нигилизм из отрицания объективных ценностей в систему ценностей, например, обосновывая им правильность уничтожения человечества, исползают нигилизм самым бездарным образом: ничего интересного из этого не построить, из бессмысленности мира необходимость его разрушения не вытекает, ради чего стараться - непонятно, если конченый итог строительства - в прямом ничего (на месте человечества). И к тому же, это нелепо противоречит самой сути нигилизма, по которой разрушение бессмысленной реальности имеет не больше смысла, чем её существование - никакого. В итоге, превращение идеологии отрицания в идеологию зла и разрешения и извращает идею нигилизма, и тратит потенциал нигилизма на какую-то ерунду.

А потенциал у нигилизма огромный. Как и подростковое отрицание, он не предлагает своей системы ценностей, её в нигилизме принципиально быть не может, или это уже не нигилизм, а расчищает пространство от чужих.

Хороший пример нигилизма — наука.

Наука нигилистична по своей сути: она занимается вопросом как (то есть, изучением материальной реальности), но не занимается вопросом почему (то есть, не касается вопросов смысла и ценностей за пределами установления причинно-следственных связей материального мира). Отказ с любой стороны взаимодействовать с темой смысла существования за пределами научно наблюдаемого, фокус на механике существования вместо этого — это чистый, верный идее этой философии нигилизм. Гораздо чище любых философий разрушения, якобы основанных на нигилизме. И при этом не имеет никаких эмоциональных и стилистических коннотаций и ассоциаций, которые у людей вызывает нигилизм. 

Наука как пример чистого нигилизма показывает, что эти ассоциации, скорее, наносные, обусловленные историко-культурным контекстом момента его возникновения и психологическим состоянием демографии, которой он наиболее естественно привлекателен: подростков. Ни то, ни другое к сути нигилизма отношения не имеют; прямо его основной идее противоречат, и по сути являются просто мусором, засоряющим толковую философию.

Нигилизм — это философия-основа. Он не ставит вопросов и не даёт ответов, а предлагает ровный фундамент из чистого материализма, без нематериального мусора чужих идей, идеально подходящий для установки своих смыслов и ценностей.

Нигилизм и смысл жизни.

Разочарование нигилизма в смысле существования не повлиял на значение вопроса смысла жизни. Всё, что он постулировал — что к мирозданию как таковому смысл жизни не прилагается. Но это не отменило проблему смысла жизни, а просто сместило её источник на пару порядков ниже и ближе к человеку, на эволюционный уровень. Потребность в том, что мы называем смыслом жизни возникла, очевидно, в процессе эволюции. Но тот факт, что СЖ является не фундаментальным фактом пространственно-временного континуума, а продуктом эволюции, никак не меняет его реальности для человека — в конце концов, сам человек является продуктом эволюции, а не возник вместе со Вселенной.

И часть нигилизма первой волны, похоже — это реакция на «разжалование» человеческих ценностей со вселенского уровня. Но и сам человек — феномен тоже не вселенского уровня, а экстремально локального. Скромность в определении своего места в мире — это правильное применение нигилизма.

Тот факт, что реальность как таковая не несёт в себе смысла человеческой жизни — это удар только по хрупкому подростковому эго, но для взрослого человека это означает свободу: потребность в смысле жизни — человеческая черта, и в руках человека — свобода его выбирать. В мире без высшего смысла эта потребность даёт свободу выбора. Тогда как в мире с высшим смыслом она бы просто делала человека рабом этого высшего смысла.

Смысл жизни, будучи явлением того же порядка, что инстинкт самосохранения, потребность продолжения рода и потребность в человеческом обществе, имеет такое же значение для человека. Нигилизм отрицает высшую цель за самим существованием человека, но не стремления и потребности, составляющие человеческое существование, делающие человека человеком, потому что эти потребности — факт материальной реальности.

Нигилизм даёт свободу для выбора своего смысла и образа жизни, и даёт для этого твёрдую и чистую материалистическую опору.

Нет никакой высшей потребности в жизни людей, но есть наша собственная потребность в этом. И нигилизм ей помогает, а не опровергает.

  • В мире без высшего смысла существования человека религиозный человек испугается своей беззащитности.
  • Нигилист — увидит, что отсутствие высшей силы, чтобы попросить защиты, оставляет самих людей единственной опорой и надеждой друг друга.

Нигилизм показывает, что ответ на человеческие нужды не в избегании человечности, и отделение от людей в пользу единства с чем-то либо несуществующим, либо реальным и безразличным. Всё, что люди искали вне себя — в основе мироздания, в сверхъестественном, запредельном, в глубоком прошлом — есть либо только среди других людей, либо нигде.

  • Холодная к человеку и жизни вообще, пустая равнодушная Вселенная пугает только верующего человека, который ожидал от неё интереса и участия.
  • Для нигилиста это значит, что единственный источник тепла и участия во Вселенной — это другие люди. Понимание, осознание и ощущение пустоты и бесчувственности Вселенной обостряет чувство привязанности к другим людям, которое обычно совершенно теряется в нашей жизни и других идеях.

Понимание, что сознание и потребность в смыслах присущи человеческой природе, а не спущены «сверху» в виде души и требований к исполнению:

  • Для религиозного человека — принижает человека, из божьего создания и венца творения превращает в сильно поумневшую обезьяну.
  • Для нигилиста — возвышает человека. Человек — не получатель и потребитель света сознания, а буквально его производитель и источник во Вселенной, мы делаем эту Вселенную обитаемой, не пустой и не безразличной.

Можно сказать, что нигилизм, очистив мировоззрение человека от прежних заблуждений и ошибочных идей до твёрдого фундамента физической реальности, тем самым освободил потенциал человечности в естественной природной форме, убрав барьеры безосновательных идей, которые нас разделяют, с пути первобытной потребности людей друг в друге.

И на этой основе, фундаменте материализма, и чистой человечности, отвергнув все остальные правила, нормы, законы, традиции, понятия и представления о возможном и невозможном, которые не укоренены непосредственно в физической реальности или биологическом исходнике человеческого характера, нигилист может себе позволить представить цивилизацию с нуля: как её перестроить по человеческой мерке, чтобы она отвечала социальной стороне человеческой природы, а не ломала ради подчинения асоциальным отношениям, из которых сформирована цивилизация сегодня.

Нигилизм — хорошая основа для коммунизма: коммунист признаёт обязательность только законов физики, а мораль товарищества, солидарности и равенства всех людей он выбирает сам.

t.me/moralpolitics