Как много может сделать всего лишь один неравнодушный человек?
Настя, дефектолог в коррекционной школе, хочет помочь одному из своих учеников с легкой степенью умственной отсталости — Диме. Его родители переезжают за границу со здоровыми старшими детьми, а Диму хотят определить в интернат.
Настя пытается убедить их: мальчик сможет адаптироваться в другой стране, не будет никому мешать. В попытке во что бы то ни стало сохранить чужую семью, Настя не замечает, как рушит другую семью — свою собственную.
Настя возвращается в коррекционную школу после шести лет отсутствия. Она искренне любила свою работу, но вышла замуж и затянула семейная жизнь. К тому же муж и дочь были против её работы: муж потому, что при его серьёзной должности несолидно, что жена "работает с дебилами"; а дочь, Кристину, по той же причине травили в школе.
Шесть лет всё было спокойно, у семьи была налаженная жизнь. До того момента, пока Настя не объявила о своём возвращении в коррекционку. Муж и дочь восприняли новость в штыки, но отговорить её не смогли. А вернулась Настя потому, что больше не могла выносить уколы совести: перед своим увольнением она обещала одному из учеников, Диме, что будет приходить и навещать его, но за все эти годы так ни разу и не пришла.
Настя выделяла Диму, потому что, во-первых, у него была лёгкая степень умственной отсталости, и с некоторыми ограничениями, но он мог бы вести почти полноценную жизнь. Во-вторых, она видела, насколько Дима одинок.
Он - младший из трёх детей, и первые двое - полностью нормальные (мерзкие и жестокие, но здоровые с медицинской точки зрения). Родители концентрируются только на них, Дима же - неудавшийся ребёнок, и с ним почти не общаются ни мать, ни отец, взаимодействуют только посредством приказов "иди в свою комнату/не лезь" и подобными. Если отец, Даня, первое время и до сих пор жалеет сына и относится к нему помягче, то жена, Аня, не хочет иметь с ним ничего общего. Потому что он не здоров, и ей стыдно появляться с ним на людях. Но также потому, что она чувствует свою вину перед ним: кто знает, возможно, он был бы обычным ребёнком, если бы она во время сложной беременности не игнорировала все рекомендации врачей. Ребёнка любит и хочет им заниматься только бабушка.
И тут Дане предложили повышение по службе с переездом в США. Конечно, родители даже не рассматривают возможность взять Диму с собой: во-первых, это нужно заморочиться с устройством его в специальную школу, чем никто не хочет заниматься; во-вторых, Аня видит в переезде шанс навсегда избавиться от нелюбимого ребёнка.
Изначально был план оставить Диму с бабушкой, тем более, что у них были прекрасные отношения. Но бабушка неожиданно для всех умерла от инсульта. Тогда Даня с Аней решили отправить его в интернат: но единственный, который им подошёл, принимал только детей с тяжёлой степенью отсталости. Остановило ли это родителей? Конечно же, нет - они решили дать взятку директору школы, где Дима учится сейчас, чтобы он написал нужный диагноз в документах.
Настина коллега подготовила эти документы, чтобы насолить ей (ну и за вознаграждение от директора). Но потом передумала, объединилась с Настей и они дали интервью местной газете, где описали всю ситуацию с мальчиком. Потом тему подхватили в интернете и разразился грандиозный скандал, дело даже дошло до суда. Американские партнёры Дани настоятельно попросили его разобраться с семейной ситуацией, в противном случае он им с такими проблемами не сдался. В результате Дима всё-таки улетел с семьёй в Америку.
Пока всё это происходило, Настина жизнь разваливалась на части. Она часто оставалась с Димой после уроков и ждала, когда его заберёт опаздывающий отец. Из-за этого поздно приезжала домой с работы, чем злила мужа: его и так бесило то, что она работает в коррекционке, так ещё и дом оказался заброшен. Да и время, которое проводила Настя с Димой шло в ущерб отношениям с дочерью: опять-таки, Крис не нравилось место работы матери, и то, что она её практически не видела.
В конце концов предсказуемо случилась катастрофа: Серёжа изменил Насте, об этом узнала Крис, а потом и Настя. Они переехали от Серёжи к её матери, и Настя отказывалась от примирения. А потом, когда решила, что он достаточно получился, Серёжа уже решил, что развод - действительно правильное решение. Таким образом Настя помогла Диме, но её за это уволили с работы, она осталась без мужа, а отношения с дочерью полностью испорчены.
Помимо основных персонажей, упомянутых выше, есть второстепенные: медсестра из больницы, где умерла бабушка Димы; Малик, разнорабочий в диминой семье; Макс - Кристинин как бы друг, а как бы и нет. У каждого из них есть своя, пусть и небольшая сюжетная ветка, в конце они все даже пересекаются. Обычно я люблю такие штуки, но в этот раз этот ход оставил меня равнодушной. По той же причине, по которой я весьма сдержанно отнеслась к книге.
Дело в языке, которым роман написан. Он довольно простой, разговорный, никаких изысков в нём нет. Напрягло меня многословие: автор расписывает мысли героев, их реакции на события, и зачастую теряет меру. Возможно, я бы и не обратила внимание на это, но в Одиночке Маргариты Ронжиной на напряжение динамику работало каждое предложение; да и длинных рассуждений там не было. За счёт этого у меня ни разу не мелькнула мысль, что книга растянута. А в Неудобных людях я думала об этом постоянно и с удовольствием выкинула бы как минимум треть эмоциональных реакций героев. Текст как будто расползается, динамика полностью теряется, и иногда я нефигурально злилась, если за потоком слов теряла нить повествования. В какой-то момент начало казаться, что автор просто красуется перед читателем.
Я также не оценила гениальных авторских сносок. В одних он приводил синонимы, подходящие к слову, к которому сноска относится. В других - матерную тираду героя, которую он произносил про себя в качестве реакции на какое-либо событие. В третьих рассказывал историю из жизни персонажа, которая была ни к селу ни к городу. В какой-то момент я провела эксперимент и проигнорировала несколько сносок. Вернувшись обратно и прочтя их, поняла, что ничего не потеряла.
Герои мне в целом понравились: да, местами они были неприятными, совершали неприглядные поступки и думали нехорошие мысли, но они были очень похожи на реальных людей. Здесь нет ни героев в белых плащах (даже Настя не тянет на это звание), ни абсолютных злодеев (хотя велико желание причислить к ним мать Димы). Каждый справляется с проблемами по мере собственных сил. Правда, не могу сказать, что автор раскрывает героев вот прям полностью - читателю приходится подумать, поставить себя на их место; мне это понравилось. Главные POV романа: Дима, Настя и Аня, но, как я писала выше, иногда их разбавляют второстепенные герои.
Что касается описаний Настиной работы в коррекционке, её взаимодействия с учениками и передачи различных степеней умственной отсталости - этого в книге очень мало, а то, что есть, описано без подробностей: Настя пишет много бумажек; тестирует детей; у Димы лёгкая степень отсталости, но не всем так везёт. Это всё. Подробностей жизни в семье того же Димы тоже нет, кроме самых минимальных. Не знаю, специально ли автор так сделал, или просто не искал информацию, но зачастую мне не хватало деталей.
У меня также сложилось впечатление, что ближе к концу автор устал писать книгу и быстро завершил линии многих героев. Некоторые из-за этого вышли совсем скомканными, и я бы не отказалась узнать о некоторых побольше. Зато мне понравилась концовка - как и герои романа, она очень жизненная. Несмотря на то, что Настя вроде бы добилась своего, хэппи-эндом тут не пахнет. Да, Дима улетел в Америку с родителями, но отношения в семье ведь остались такими же, как были, родители не осознали своих ошибок и не воспылали любовью к сыну. Настя, как я уже писала, осталась без всего. У остальных героев тоже не всё гладко.
В целом же, несмотря на шероховатости, книга мне понравилась, не жалею, что её прочитала.
Ярослав Жаворонков - Неудобные люди
16 сентября 202416 сен 2024
36
6 мин