Долгожданную систему проверки водителей на наличие страховых полисов планируют запустить в 2024 году. Предполагается, что камеры будут фиксировать автомобилистов на дорогах без полисов ОСАГО. Об этом заявили во Всероссийском союзе страховщиков. По словам представителя организации, после таких мер полисы ОСАГО будут покупать чаще.
Кого проверят в первую очередь?
Первый этап программы предполагает проверку на наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД, которые совершили нарушение в движении. То есть, когда водитель превысит скорость и попадает в объектив дорожной камеры, система не только запишет на него штраф, но и проверит полис ОСАГО.
Второй этап программы должен наступить не ранее чем через 1-1,5 года после запуска. Вот тогда и будут проверять отсутствие полисов у всех участников движения.
На какую сумму будут штрафовать?
Штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО не превысят 800 рублей в день.
Однако пока это не окончательное решение. Дело в том, что в начале 2023 года Российский союз автостраховщиков поддерживал повышение штрафов до 5 000 рублей, обсуждения ведутся до сих пор.
Во Всероссийском союзе страховщиков предупредили: если контроль с помощью камер в 2024 году все-таки не запустят, систему штрафов придется пересматривать. Возможно, речь идет как раз о повышении ответственности за поездки без ОСАГО.
В чем заключаются трудности запуска этой системы?
Как известно, фиксацию поездок без ОСАГО не могут запустить уже несколько лет. МВД и Российский союз автостраховщиков (РСА) пытаются запустить сотрудничество по обмену данными о незастрахованных водителях. В результате этой работы должна была начаться фиксация машин без ОСАГО по камерам.
Проблема заключается в том, что изменений в КоАП для старта фиксации наличия полисов ОСАГО у водителей недостаточно. Надо ещё перезаключить государственный контракт в части работы федеральной системы «Паутина». Пока неизвестно, когда этот вопрос решится.
На данный момент в МВД говорят, что в настоящее время в ГИБДД не выписывают штрафы за отсутствие полисов ОСАГО на основании данных с камер.
Почему водитель без ОСАГО является проблемой, которую нужно решать?
Если водитель устроил ДТП и был признан виновником, но полиса ОСАГО у него нет, то весь нанесенный ущерб ему придется покрывать самостоятельно. Часто бывает так, что автомобилист просто не может расплатиться с потерпевшим сразу, поэтому проблема с водителями без полиса ОСАГО становится головной болью для тех, кто регулярно платит за страховой полис.
Из-за таких ситуаций многие страховые компании начали предлагать специальные расширенные полисы ОСАГО, которые действуют, если в водителя въедет автомобилист без страховки. За такую услугу страховщики просят около 50% от стоимости полиса.
По данным РСА, среди 40 миллионов водителей, зарегистрированных в России, 10% не имеет страховых полисов ОСАГО.