На днях губернатор Брянской области Богомаз сделал, на наш взгляд, не просто креативное, а без преувеличения – революционное заявление, предложив принимать в вузы только одарённых детей. С врождённым природным даром, то есть.
Тех же детей, у которых природного дара нет, считает губернатор, из них нужно сразу делать рабочих, а не пускать в вузы и давать им «виртуальное высшее образование, которое не тянет даже на уровень десятого класса».
Единственное, чего не сказал Богомаз, так это каким образом будет определяться наличие или отсутствие «природного дара» у ребёнка.
Идея, озвученная Богомазом, кстати, не нова, и была прекрасно, органично и естественно реализована в Советском Союзе, когда выпускники школ, желающие получить высшее образование, сдавали сначала настоящие сложные выпускные экзамены в школе, а затем в вузе ещё более сложные вступительные экзамены по профильным предметам и обязательный письменный по литературе – писали сочинение.
На основании тех вузовских экзаменов, если перефразировать Петра I, принимающей стороне «одарённость» каждого абитуриента сразу видна была.
Советские мальчишки и девчонки, которые понимали, что вузовские экзамены не потянут, даже не пытались подавать заявление в институты и университеты, а шли в техникумы и училища, которые и готовили как раз те самые рабочие специальности – квалифицированных механиков, швей, медсестёр.
Кто-то шёл сразу на заводы и фабрики, где существовала уникальная и эффективная система наставничества, а после шести месяцев молодым людям уже присваивался разряд токаря или каменщика, кто-то получал права в ДОСААФ и становился профессиональным водителем….
И в этом не было ничего зазорного или предосудительного. Просто потому, что в СССР человек труда – рабочий, был уважаем, как в обществе, так и на государственном уровне, при этом хороший специалист рабочей специальности чаще всего получал гораздо более высокую зарплату, чем выпускник вуза.
И обидного в той системе ничего не было. Напротив, каждый молодой человек адекватно оценивал уровень своих знаний, полученных в школе, и соответственно, уровень своей «одарённости».
Сегодня, поскольку советская система образования и адекватной оценки способностей выпускников школ канула в лету благодаря нашим «реформаторам», выяснить каким-либо образом реальный уровень способностей выпускника не представляется возможным.
Сегодня любой выпускник, вызубривший с помощью репетиторов ответы на тесты ЕГЭ, даже не всегда до конца соображая, что там вообще и к чему, может спокойно становиться студентом хоть МГУ, хоть МГИМО, куда в советские времена даже реальному круглому отличнику с реальными знаниями было сложно подступиться.
Отсюда, на наш взгляд, все нынешние наши проблемы в космосе, авиа- и машиностроении, поэтому у нас нет собственных современных автомобилей и компьютеров, современных семян собственной селекции, качественных кормов и кормовых добавок для животноводства...
Кстати, сейчас большинство россиян – родителей, которых заботит будущее их детей и России в целом, уже который год подряд просят отменить ЕЭГ и вернуть «к жизни» экзамены советского образца, но большинство в Госдуме стабильно выступают против этого. Видимо кому-то этот ЕГЭ очень нужен.
В очередной раз инициаторы законопроекта от КПРФ, ЛДПР и партии «Справедливая Россия—Патриоты—За правду» об отмене ЕГЭ в пользу традиционных советских госэкзаменов получили отказ от правительства и «Единой России» буквально несколько дней назад – 13 сентября 2024 года.
И это несмотря на то, что в России наблюдается катастрофический перекос в сторону «высшего» образования, когда получить заветную «корочку» стремятся все, кому не лень, а потом идут с ней работать непонятно куда, чем, собственно, и объясняется тотальный дефицит настоящих учителей, врачей и инженеров, которые когда-то работали не только за деньги, но для страны и народа.
И, само собой разумеется, что у нас не хватает специалистов с рабочими специальностями. Но почему-то власти не хотят вернуться к проверенной десятилетиями советской системе определения знаний и талантов у детей, когда отбор был, как мы уже сказали выше – естественным и необидным.
Как в отсутствии нормальной системы отбора лучших учеников для дальнейшего обучения в вузе губернатор Богомаз собирается отделять «одарённых», от «неодарённых», совершенно непонятно.
Однако что понятно совершенно точно, что проблема уже вопиёт в поисках своего решения, и что систему образования и проверки знаний всё-равно придётся менять.
И менять нынешнюю систему ЕЭГ придётся, скорее всего, на систему экзаменации, созданную в СССР, потому что ничего лучше в мире не придумали, что признавали все развитые страны.
А пока мы продолжаем выпускать из вузов тех, кого выпускаем, зачастую даже не умеющих грамотно писать по-русски, мыслить аналитически, работать творчески. Чего с такими «специалистами» мы хотим от нашей экономики? Мы можем хотеть что угодно…
Так что идея Богомаза имеет под собой все основания, чтобы её широко обсуждать и искать пути реализации, пока не поздно, но решать сегодняшними суррогатными методами – кто «одарён», а кто нет, совершенно недопустимо.
Уважаемые подписчики, воспользуйтесьНОВОЙ ОПЦИЕЙ мгновенного оповещения о выходе новых статей на канале:
Зайдите на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ КАНАЛА РОСГОД и нажмите на КОЛОКОЛЬЧИК рядом с кнопкой «Вы подписаны».
После активации колокольчика вы будете ПЕРВЫМИ получать уведомления о наших новых публикациях.
И как прежде, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых, приходите в нашТЕЛЕГРАМ, где ещё больше интересных вещей.