Найти в Дзене
Жорик – историк

Самолет-могильщик. История самого смертоносного гражданского лайнера в мире

Последние годы любое летное происшествие в России вызывает разговоры о надежности советской авиации. Той самой — скоростной, комфортной, безопасной, бывшей символом социалистической пропаганды. Но вот вам история Ту-104 — первенца отечественного гражданского реактивного самолетостроения и по совместительству самого смертоносного пассажирского лайнера в мире. Его производство длилось шесть лет. За это время успели построить 205 бортов. И 37 из них (каждый пятый) за 20 лет не слишком напряженной эксплуатации были потеряны в результате аварий и катастроф, унеся жизни 1137 человек. Такая пропорция до сих пор является антирекордом в истории мировой гражданской авиации. Сталин самолеты не любил. Он сам на них не летал и другим не советовал. Конечно, это не главная причина, но при нем говорить о гражданской авиации как о полноценной транспортной отрасли не приходилось. До войны в СССР имелись старенькие и надежные «Юнкерсы» и детище второй пятилетки — самолеты ПС-84, известные позже в СССР по
Оглавление

Последние годы любое летное происшествие в России вызывает разговоры о надежности советской авиации. Той самой — скоростной, комфортной, безопасной, бывшей символом социалистической пропаганды. Но вот вам история Ту-104 — первенца отечественного гражданского реактивного самолетостроения и по совместительству самого смертоносного пассажирского лайнера в мире.

Его производство длилось шесть лет. За это время успели построить 205 бортов. И 37 из них (каждый пятый) за 20 лет не слишком напряженной эксплуатации были потеряны в результате аварий и катастроф, унеся жизни 1137 человек. Такая пропорция до сих пор является антирекордом в истории мировой гражданской авиации.

Ту-104Б, 1974 год
Ту-104Б, 1974 год

Небесные тихоходы

Сталин самолеты не любил. Он сам на них не летал и другим не советовал. Конечно, это не главная причина, но при нем говорить о гражданской авиации как о полноценной транспортной отрасли не приходилось. До войны в СССР имелись старенькие и надежные «Юнкерсы» и детище второй пятилетки — самолеты ПС-84, известные позже в СССР под именем Ли-2. Их произвели по американской лицензии Douglas, и были они вполне себе неплохими, хоть и тихоходными «лошадками».

После войну конкуренцию Ли-2 составили Ан-2 и Ил-14, которые демонстрировали удивительную живучесть и неприхотливость, перевозя что угодно, куда угодно и при любых условиях. Однако для массового развития гражданской авиации три отечественных марки самолетов не годились. Стране, уверенно строящей социализм и бросившей вызов всему капиталистическому миру, нужен был свой дальнемагистральный самолет. Обязательно лучше, чем у всех, и желательно раньше всех.

Такую задачу поставили перед Андреем Туполевым в 1954 году. Почему именно перед ним? Во-первых, у конструктора уже имелся эскизный проект будущего реактивного гражданского самолета. А во-вторых, КБ Туполева как раз закончило разработку реактивного бомбардировщика Ту-16. На его базе и было решено сделать пассажирский самолет.

Ту-16 — первенец отечественного тяжёлого реактивного самолётостроения
Ту-16 — первенец отечественного тяжёлого реактивного самолётостроения

Вот только стать первыми в мире не получилось. Еще в 1949 году в Британии испытали de Havilland Comet — «Комету», которая в 1952 году вышла на пассажирские авиалинии. С просторным салоном, туалетами, автопилотом и скоростью 800 км/час это был самый современный на тот момент гражданский самолет, летавший по всему миру. Однако в 1954 году у «Кометы» начались проблемы. Одна за другой произошли три катастрофы на большой высоте, не оставившие шансов на выживание. Расследование показало, что их причиной были микротрещины в фюзеляже, которые по мере эксплуатации приводили к разрушению всего самолета. Выпуск новых «Комет» поставили на паузу, инженеры начали разбираться, а Советский Союз получил шанс показать миру, кто тут самый прогрессивный.

«Потрясенные, они долго молчали»

И показал. Туполев не стал мудрить с проектом. Он взял за основу Ту-16, поменял фюзеляж, сместил крылья вниз, провел несколько доработок и летом 1955 года продемонстрировал свое детище в полете. Уже осенью на заводе в Харькове начался серийный выпуск Ту-104 и через год их было около десятка. О перевозке пассажиров на внутренних авиарейсах пока речи не шло — построенные самолеты нужно было продемонстрировать миру. А тут как раз наметился государственный визит Хрущева в Англию. Из соображений безопасности его отговорили лететь на новом самолете, зато Никита Сергеевич распорядился использовать Ту-104 для подготовки визита.

На англичан прибытие нового советского лайнера в аэропорт Хитроу произвело сильное впечатление. «Гражданские и военные эксперты, собравшиеся посмотреть на Ту-104, потрясенные, долго молчали», — сообщала газета Daily Mail. Нашлись и те, кто стал язвительно писать, что, мол, в СССР сделали всего один самолет, и хитрые русские пилоты просто перекрашивают на нем номера, чтобы произвести впечатление массовостью выпуска. В ответ на это Хрущев распорядился прислать в Лондон сразу три борта, хотя никакой нужды в этом не было.

Андрей Туполев, его заместитель Александр Архангельский и командир экипажа самолета ТУ-104, возвратившегося из Лондона, Анатолий Стариков (слева направо)/ © РИА Новости
Андрей Туполев, его заместитель Александр Архангельский и командир экипажа самолета ТУ-104, возвратившегося из Лондона, Анатолий Стариков (слева направо)/ © РИА Новости

Но впечатление произведено, нос западным авиаконструкторам утерт, что дальше? А дальше нужно было выпускать самолет на внутренние авиалинии. И вот с этим-то возникли проблемы. В СССР подходящие аэропорты с длинной и широкой взлетной полосой можно было пересчитать по пальцам одной руки. По всей стране тут же развернули ударное строительство новой инфраструктуры, сделав упор на крупные города. И вот 15 сентября 1956 года первый отечественный реактивный пассажирский лайнер совершил перелет по маршруту Москва — Иркутск. 4570 километров с промежуточной посадкой в Омске самолет преодолел за 7 часов 10 минут. Для сравнения: этот же перелет на Ил-14 занимал 18–20 часов.

Смертельный «подхват»

С этого момента Ту-104 стал флагманом советской авиации. На нем мечтали летать все — и пассажиры, и пилоты. Но если первых приводил в восторг комфорт, скорость и отсутствие «болтанки», то вот вторые скоро разочаровались в новом самолете.

Пилотов на него переобучали из военных, успевших полетать на прародителе Тушки — бомбардировщике Ту-16. Но оказалось, что гражданский собрат еще более требователен к мастерству летчика и не прощает ему ошибок. Порой при посадке самолет начинал «козлить» — подпрыгивать на полосе, отчего у пассажиров сердце ухало в пятки. В воздухе происходила другая напасть, называемая в профессиональной среде «голландским шагом». Это когда во время полета вследствие конструкционных особенностей и аэродинамических сил самолет начинает раскачиваться как маятник вокруг своей продольной оси и одновременно отклоняется от курса, словно пытаясь увернуться от невидимого препятствия. На земле подобные финты выписывает велосипед с колесом «восьмеркой».

В салоне Ту-104, 1960-е годы
В салоне Ту-104, 1960-е годы

Но не это было главной бедой Ту-104. А то, из-за чего и стали происходить смертельные катастрофы. «Подхват». Явление, при котором самолет, попадая в вертикальный воздушный поток, внезапно задирает нос, достигает своего «потолка» (12 км), а потом сваливается в «штопор». Первый такой случай произошел в июне 1958 года. Пилотам тогда удалось справиться с «подхватом» и благополучно приземлиться, а вот рейс из Хабаровска в Иркутск 15 августа закончился катастрофой, в которой погибло 64 человека. «Черных ящиков» тогда еще не существовало, и комиссия по расследованию была уже готова обвинить пилотов, как в сентябре произошел еще один случай «подхвата». А 17 октября случилась катастрофа, в которой погибло 74 человека — 65 пассажиров и 9 членов экипажа.

Это был рейс «Пекин — Москва». Пилотировал Ту-104 опытный летчик Гарольд Кузнецов. Попав в восходящий поток, он понял что происходит, и стал пытаться справиться со смертельным режимом, попутно приказав радисту транслировать диспетчерам все свои команды, дублируя голосом показания приборов. Попытки вывести самолет из опасного пике ничем не помогли — Ту-104 приближался к земле. Последними словами Кузнецова были: «Мы погибаем. Прощайте, товарищи!»

Экипаж разбившегося Ту-104 (Г. Кузнецов — второй справа)
Экипаж разбившегося Ту-104 (Г. Кузнецов — второй справа)

Лишь только эта трагедия заставила Туполева признать, что с его детищем не все в порядке. Однако, если в Англии после катастроф с «Кометами» их тут же поставили на прикол, став выяснять причины аварий, то в СССР никто и не думал прекращать полеты. Пока Туполев вносил изменения в конструкцию лайнера, 100 построенных «Тушек» продолжали летать как ни в чем не бывало. Авиационное руководство лишь издало приказ не подниматься выше 9000 метров.

Печальная хроника

После доработок руля высоты проблема «подхвата» стала не такой смертельной, но все равно за Ту-104 закрепилась репутация одного из самых опасных самолетов. Он продолжал биться, унося человеческие жизни. Не всегда это происходило из-за технических неполадок, но именно в те годы появилось двустишье на мотив похоронного марша Шопена:

Ту-104 – самый быстрый самолет!
Он за три минуты до могилы донесет.

К сожалению, поводов вспоминать эту песенку меньше не становилось. Октябрь 1960 года, Бурятия — столкновение с ЛЭП, трое погибших. Март 1961-го, Свердловск — отказ двигателя после взлета, аварийная посадка, столкновение с домом отдыха, семеро погибших. Сентябрь 1962-го, Хабаровский край — потеря управления, 86 погибших. Июль 1963-го, Иркутск — преждевременное снижение, 33 погибших. Июль 1971-го там же — жесткая посадка, пожар, 97 погибших. Ноябрь 1976-го, Московская область — отказ авиагоризонтов ночью, потеря управления — 73 погибших. Январь 1977-го, Алма-Атинская область — пожар левого двигателя, 96 погибших.

Место падения хвостовой части фюзеляжа самолета ТУ-104, 1973 год/ © ТАСС
Место падения хвостовой части фюзеляжа самолета ТУ-104, 1973 год/ © ТАСС

А сверх того, два раза в Ту-104 взрывали бомбы террористы, в 1962 году рейс из Иркутска в Омск был по ошибке сбит зенитной ракетой во время военных учений недалеко от Красноярска.

Всего Ту-104 стал причиной гибели 1137 человек, и такая пропорция катастроф на 205 выпущенных самолетов и 20 лет эксплуатации делает его действительно самым смертоносным пассажирским авиалайнером в мире.

Последние катастрофы

Впрочем, статистика по смертям велась в закрытом режиме, и советский народ в массе даже не задумывался о надежности самолета. Авиационное же руководство всё знало. Последней каплей, остановившей эксплуатацию лайнера, стала катастрофа во Внуково в марте 1979 года. После взлета из-за срабатывания датчика пожарной сигнализации был отключен левый двигатель. Экипаж попытался вернуться во Внуково, но из-за плохих метеоусловий и нехватки мощности лайнер упал в лес и разрушился, проделав просеку. Погибла половина всех пассажиров — 58 человек. После этого случая эксплуатацию Ту-104 в гражданской авиации СССР прекратили навсегда.

Чуть дольше его использовали в авиации военной для перевозки личного состава. Но и там катастрофа 1981 года в Пушкине (Ленинградская область) поставила крест на дальнейшей эксплуатации. Вследствие неправильной центровки багажа самолет рухнул на взлетную полосу через несколько секунд после отрыва от земли, угробив почти все руководство Тихоокеанского флота.

Ту-104 на постаменте во Внуково
Ту-104 на постаменте во Внуково

И вот после этого случая в истории Ту-104 была поставлена жирная точка. Оставшиеся в строю самолеты списали, частью попилили на металлолом, частью развезли по городам и весям, водрузив на постаменты. Памятники, фотографии и хроники самых страшных катастроф — это всё, что сегодня осталось от самого смертоносного пассажирского лайнера в истории гражданской авиации.

Одна из катастроф Ту-104 заслуживает особого внимания, ведь 18 мая 1973 года в небе над Читой произошел самый кровавый по числу жертв теракт в истории Советского Союза 👇:

Самый страшный теракт в истории Советского Союза