2013 год. США. Режиссер Марк Форстер. В ролях: Брэд Питт, Мориц Бляйбтрой, Дэвид Морс, Мирей Инос, Джеймс Бэдж Дейл, Константин Хабенский
Время апокалипсиса: 2013 год
Причина апокалипсиса: зомби
Масштаб апокалипсиса: вся планета
В большинстве постапокалиптических фильмов события происходят уже после того как поражающие факторы апокалипсиса (атомные бомбы, армии пришельцев, смертельный вирус или что-нибудь более экзотическое) перестали действовать. Поэтому они и ПОСТапокалиптические. Но зомби-хорроры, в силу ряда особенностей своих главных действующих персонажей, - жанр гибридный. Ведь зомби практически бессмертны, а значит могут действовать бесконечно.
Однако внутри поджанра все стабильнее - тут масштаб движухи ограничен лишь мобильностью героев. Поскольку после апокалипсиса с бензином, как правило, напряг. Персонажи таких фильмов или удирают от зомби на своих двоих, или совершают не очень продолжительные поездки по какой-то стране - в соответствии с жанровым клише с машиной всегда что-то случается, а автосервисов в постапокале нет.
Война миров Z в этом отношении - особенный фильм. Бензин и патроны тут никогда и ни у кого не заканчиваются, а герои чаще всего вообще летают над полчищами зомби на самолётах.
За эту роскошь надо сказать спасибо Брэду Питту и его продюсерской компании «План Б». В жестокой конкурентной борьбе они одолели продюсерскую компанию Леонардо Ди Каприо Appian Way, завладели правами на экранизацию книги Макса Брукса «Мировая война Z», и в начале 2010-х годов взялись изготовить первый в истории Голливуда тяжёлый люкс про зомби. С отцом-основателем корпорации в главной роли, естественно.
Масштаб истории поражает не с первых кадров (поначалу там довольно рутинная семейная зарисовка про бывшего спецназовца Джерри, его жену и детишек), но выходит на проектную мощность уже к пятнадцатой минуте.
Питт заложил на «Войну миров Z» 200 миллионов долларов и на эти деньги смог позволить себе реально глобальный проект. В поисках нулевого пациента Джерри с командой учёных и военных из ООН скачет с континента на континент и посещает Южную Корею, Израиль и Великобританию.
В изначальном варианте сценария финальный акт приводил исследователей ещё и в Россию. И Питт со своей командой даже все это визуализировал: пригласил на роль главного русского Константина Хабенского и перегородил Будапешт, который планировалось выдать за Москву. К сожалению, к концу съёмок конъюнктура поменялась и весь финал пришлось переделать. Написали новый драфт, где после Израиля Питт оказывается в Уэльсе.
Но сначала герой встретился с зомби лицом к лицу в своей родной Филадельфии прямо в процессе семейной поездки в супермаркет. Первый человек, который обращается в зомби в «ВМZ» работает водителем грузовика. В предсмертном припадке он теряет управление своим большегрузом и врезается в толпу (совсем как в парижских терактах 2008 года), а после этого прошибает лобовое стекло и бросается на пешеходов.
Война миров вышла уже позже «28 дней и недель спустя» и «Рассвета мертвецов» Снайдера, так что Питт тут учел все самые современные тренды, - между укусом и обращением в зомби проходит всего 12 секунд и носятся заражённые после этого как бешеные. Буквально за пару экранных минут обычная улица мегаполиса превращается в филиал преисподни, заполненный бегущей нежитью до отказа. Выглядит это реально мрачно, в чем-то даже жестче чем у самого Дэнни Бойла.
Ещё круче реализованы бойня на корейской военной базе и падение Иерусалима. Эти сцены просто обязаны возглавить какой-нибудь зомбо-рейтинг, если не как самые виртуозные и изобретательные, то уж точно как самые грандиозные и мегаломанские.
Однако минусов у «Войны миров Z» также не мало. Фильм, как говорят, трещит под тяжестью своих амбиций. Питт чуть ли не первым в истории зомби-кино (а история эта насчитывает уже сотню лет) попытался показать процесс распространения зомби-вируса в реальном времени, пройти по цепочке до первого зараженного, докопаться до сути, найти источник болезни и вылечить ее. Но ему банально не хватило на это стандартных голливудских двух часов.
Вместо того, чтобы бежать и прятаться, как это делают обычные богобоязненные персонажи зомби-хорроров, Питт и его команда постоянно лезут в самое пекло, но сталкиваются с той же проблемой – время.
Для того чтобы рассмотреть проблему досконально и со всех сторон расследователи контактируют со множеством персонажей по всему миру. Всех их играют именитые актеры Мориц Бляйбтрой, Дэвид Морс и многие другие, но у каждого из них лишь по паре минут экранного времени. У зрителей просто не было шансов успеть сосредоточиться и посочувствовать кому-то конкретному, кроме самого Питта.
Сам Брэд, понятное дело, великолепен. С буйной шевелюрой и мудрыми печальными глазами, он весь фильм звонит жене, и вызывает только самые теплые, нежные, можно сказать, чувства. Однако его душевности не хватает на то чтобы вдохнуть жизнь в «ВМZ».
В итоге и несмотря на то, что «Война миров Z» заработала в прокате 540 миллионов долларов, что сделало ее самым кассовым фильмом о зомби всех времён, фильм прошел почти незамеченным (значительную часть из этих 540 миллионов принесли Китай и Индия) и сегодня практически не обсуждается, в отличие от других зомбо-франшиз вроде «Ходячих», «Обители зла» или даже «Добро пожаловать в Зомбиленд».
До конца 2010-х у Питта и руководства компании Paramount были планы сделать сиквел, а со временем превратить «ВМZ» в трилогию. Поговаривали даже о том, что режиссером продолжения может стать Дэвид Финчер, с которым Питт плодотворно сотрудничал в начале карьеры. Однако планы эти все время откладывались. А последним гвоздем в гроб будущей франшизы стал запрет китайского правительства на демонстрацию в своей стране фильмов с участием зомби или призраков.
Впрочем, сегодня «Война миров Z» неплохо смотрится и без продолжений. Он просто невероятно бодрый, злой, жесткий и даже спустя десять лет поражает монументальностью замаха. Единственное, о чем действительно жалеешь при его просмотре, так это об упущенном третьем акте. Он просто должен был состоятся в России. В Москве. И на Красной площади.
Удачного просмотра.