Достойные внимания тексты требуют подготовки, проработки темы и заголовков, определенного исследования, в конце концов. Как написать отличный пост? Собрала все по шагам — здесь кладезь классных идей, обязательно дочитайте до конца!
Шаг 1 — Выбрать тему для поста
Важный критерий — пост решает проблему вашей аудитории. Даже если это личное наблюдение, помогите вашим читателям/зрителям или слушателям посмотреть на мир вокруг них вашими глазами, заметить что-то или изменить.
Где брать готовые темы?
- Поисковые подсказки. Ставим браузер в режим инкогнито, идем в поисковик и начинаем вбивать ваше ключевое слово. Смотрим, чем интересуются потенциальные читатели.
- Также ищут. Отправляем запрос и ищем блок “Люди ищут” (в Яндекс) или “Вопросы по теме” (в Google).
- Напрямую у конкурентов. Зайдите в раздел “Блог” или Архив статей на сайте, посмотрите или сохраните последние/популярные материалы. Можно воспользоваться программой парсером для сбора открытых данных (например, ParseHub).
Не лишней будет и подписка на рассылку для получения новых идей прямо на почту! - Yandex Wordstat. Анализирует количество запросов в Яндексе. Высокочастотные запросы (1000+ в месяц) могут генерировать больше трафика, зато по низкочастотным продвигаться легче, они лучше конкретизируют тему и проблему читателя.
Здесь больше про контент-планы👇
Шаг 2. Определиться с подачей
Самый важный вопрос, который вы себе можете задать:
Что я могу привнести нового в эту тему с моим постом?
Не можете назвать себя экспертом? Не притворяйтесь! Кроме экспертной подачи есть еще масса блогерских ипостасей:
- новичок: "учусь писать”, “учусь вести блог”, “учусь готовить” и тд
- журналист: интервью, исследования, репортажи
- обозреватель: анализ и оценка продуктов, услуг, мероприятий и тп.
- юморист: подает тему с иронией или сатирой, рассказывает забавные истории
- новостник: всегда на чеку, дает самую свежую информацию по теме
- писатель: ведет свой дневник или дневник персонажа, глубоко проживает тему, эмпатичен
Потратьте время, чтобы придумать, как подать выбранную тему иначе, чем остальные и с большей новизной. Используйте разные ипостаси для одного поста. Отличайтесь!
Шаг 3. Выбрать формат
У каждого материала есть понятные рамки. Например, сейчас я пишу инструкцию или алгоритм.
Идеи по форматам для постов
- Кейс. Описание решения проблемы (чаще всего клиентской).
- Инструкция. Пошаговое руководство к задаче.
- Новости и анонсы. Информация о прошедших и будущих событиях
- Интервью. Беседа
- Репортаж. Отчет с события в режиме реального времени (может быть написан и позже, но с включением автора в канву повествования)
- Дайджест. Выборка других материалов
- Подборка. Список чего-либо: от духов до лучших фильмов
- Исследование. Глубокий анализ с предоставлением данных
- Словарь. Основные термины и понятия
- Сторителлинг. Рассказ о личном опыте/опыте героя
- FAQ. Ответы на часто задаваемые вопросы
- Инфографика. Иллюстрация для данных
- Подкаст. Аудио или видео- передача
- Чек-лист. Список задач
- Мнение. Авторская колонка с личным взглядом на тему
- Рецензия. Обзор книги/фильма, продукта, даже чужого блога
- Фотоотчет. Серия фото с комментариями
- Квиз. Викторина для читателей
- Сравнение. Берется несколько продуктов/услуг/мест, вырабатываются критерии оценки, составляется рейтинг
- Мем. Вирусные картинки/гиф/видео, адаптированные к теме
- Челлендж. Задания для автора и читателя
- Обратная связь. Обработка комментариев/сообщений читателей
Посмотрите материалы с 1–2 страниц поисковой выдаче на вашу тему, чтобы понять, какой формат выбирают конкуренты. Можете ли вы привнести что-то свое? Можете ли вы сделать несколько материалов в разных форматах? Пора определяться!
Шаг 4. Найти фишки, которые позволят обогнать конкурентов
Стремитесь написать пост, который войдет в ТОП-3 материалов по интересующему поисковому запросу. Поймите, за счет чего вы будете обходить конкурентов?
- Больше материалов по теме? Если конкуренты сделали подборку из 10 шагов по написанию блога, то я сделаю 25 шагов.
- Проработка тщательнее? Больше экспертов, ссылок на научные статьи и авторитетные источники.
- Визуал лучше? Сайт загружается быстрее, читать его приятнее, есть понятные блоки и удобочитаемый шрифт.
Важна может быть любая мелочь: изучайте выдачу Гугла и Яндекса по вашим запросам, запоминайте хорошие идеи, и делайте на отлично.
Шаг 5. Составить оглавление / план
После составления оглавления вы сможете разбить собственно писательскую работу на маленькие шаги и, таким образом, выполнить ее легче.
Что использовать для составления плана поста:
- Ваше видение. Каким вы бы хотели сделать этот материал? Что надо включить туда обязательно.
- Конкуренты. Из каких частей состоят их материалы? Выпишите подзаголовки, элементы.
- AI. Попросите тот же Chat-GPT составить план абсолютно лучшей статьи по вашей теме. Укажите в промпте то, что вы уже выяснили о материале: формат, фишки, подачу и т.п
Шаг 6. Написать текст
Про написание текстов вышли пачки статей на самых разных ресурсах. Вот, что я скажу. Нужно экономить время читателя, писать/говорить сжато и четко по теме. В идеале ставить перед собой четкий вопрос и написать текст, который полностью на него ответит. К примеру, вопрос “как написать статью для блога по шагам?” для этого материала получил четкий ответ в виде пошагового алгоритма.
У материала должен быть привлекательный, по сути рекламный заголовок и не менее волнующий лид (первый абзац). Читатель должен понимать, что ему даст этот материал еще до того, как он ее прочел.
Писать лучше так, как вы бы говорили с лучшим другом (конечно, зависит от сферы). Обязательно нужно проверить текст на жаргонизмы, слишком сложную терминологию (по крайней мере, стоит ее прояснить), сленг и канцеляризмы.
Шаг 7. Персонализировать
Поищите фишки, которые могут быть только у вас, только в вашем блоге. Например, блогер Антон Птушкин в особенные моменты называет зрителей “касатиками”.
Что своего привнести в текст?
- постоянная фраза приветствия или прощания
- стремление прояснить все сложные слова
- внедрение иностранных слов
- единый стиль иллюстраций
- интерактивные элементы (опросы, викторины и тп)
- сторителлинг, истории и анекдоты
- постоянная структура текста
- юмор
- взаимодействие с аудиторией
Шаг 8. Копать глубже
Даже когда текст кажется готовым, можно его улучшить:
- Найти больше исследований и источников
- Поговорить с новыми экспертами
- Добавить визуальных элементов
- Поделиться полезными ссылками
- Сделать PDF для печати, собрать более короткие версии текстов
- Поискать больше мнений на тему
- Добавить видеоряд
В общем, поискать, чем еще можно помочь читателю с проблемой!
Шаг 9. Отредактировать
Придется несколько раз подступиться к тексту:
- Прочитать пост за раз, поправить формулировки.
- Отформатировать, добавить визуальные элементы.
- Прочитать еще раз и проверить опечатки, грамматику, синтаксис.
- Пройтись по фактам (особенно именам, городам, названиям).
- Прочитать еще разок вслух. Поправить текст там, где плохо звучит.
Шаг 10. Добавить Call to action (CTA)
Или призыв к действию.
Определитесь, чего вы хотите добиться от читателя? Какое полезное действие он должен сделать по прочтении?
Распространенные варианты CTA
- Подписаться на рассылку
- Оставить комментарий
- Подписаться в соцсетях
- Поставить лайк
- Скачать что-то
- Зарегистрироваться на событие/курс
- Купить продукт/услугу
- Поделиться материалом
- Сохранить материал
- Получить услугу
- Поучаствовать в опросе
- Почитать другие статьи в блоге
- Задонатить
- Посмотреть связанное видео
- Подписаться на push-уведомления
- Поучаствовать в конкурсе
- Оставить отзыв
- Почитать отзывы других
- Вступить в чат
Шаг 11. Опубликовать пост в разных форматах
Помните, что ваша статья может стать видео или аудио, карточками для соцсетей, гостевым постом или серией сторис. Продумайте заранее переупаковку и то, как вы будете собирать трафик.
А здесь больше стратегий для успешного развития блога: