Найти тему

Пост для блога с 0 до публикации: пошаговая инструкция

Достойные внимания тексты требуют подготовки, проработки темы и заголовков, определенного исследования, в конце концов. Как написать отличный пост? Собрала все по шагам — здесь кладезь классных идей, обязательно дочитайте до конца!

Шаг 1 — Выбрать тему для поста

Важный критерий — пост решает проблему вашей аудитории. Даже если это личное наблюдение, помогите вашим читателям/зрителям или слушателям посмотреть на мир вокруг них вашими глазами, заметить что-то или изменить.

Где брать готовые темы?

  • Поисковые подсказки. Ставим браузер в режим инкогнито, идем в поисковик и начинаем вбивать ваше ключевое слово. Смотрим, чем интересуются потенциальные читатели.

-2

- Также ищут. Отправляем запрос и ищем блок “Люди ищут” (в Яндекс) или “Вопросы по теме” (в Google).

-3
  • Напрямую у конкурентов. Зайдите в раздел “Блог” или Архив статей на сайте, посмотрите или сохраните последние/популярные материалы. Можно воспользоваться программой парсером для сбора открытых данных (например, ParseHub).
    Не лишней будет и подписка на рассылку для получения новых идей прямо на почту!
  • Google Trends. Для изучения набирающих популярность, “хайповых” тем.
  • Yandex Wordstat. Анализирует количество запросов в Яндексе. Высокочастотные запросы (1000+ в месяц) могут генерировать больше трафика, зато по низкочастотным продвигаться легче, они лучше конкретизируют тему и проблему читателя.

Здесь больше про контент-планы👇

Шаг 2. Определиться с подачей

Самый важный вопрос, который вы себе можете задать:
Что я могу привнести нового в эту тему с моим постом?

Не можете назвать себя экспертом? Не притворяйтесь! Кроме экспертной подачи есть еще масса блогерских ипостасей:
-
новичок: "учусь писать”, “учусь вести блог”, “учусь готовить” и тд
-
журналист: интервью, исследования, репортажи
-
обозреватель: анализ и оценка продуктов, услуг, мероприятий и тп.
-
юморист: подает тему с иронией или сатирой, рассказывает забавные истории
-
новостник: всегда на чеку, дает самую свежую информацию по теме
-
писатель: ведет свой дневник или дневник персонажа, глубоко проживает тему, эмпатичен

Потратьте время, чтобы придумать, как подать выбранную тему иначе, чем остальные и с большей новизной. Используйте разные ипостаси для одного поста. Отличайтесь!

-4

Шаг 3. Выбрать формат

У каждого материала есть понятные рамки. Например, сейчас я пишу инструкцию или алгоритм.

Идеи по форматам для постов

  • Кейс. Описание решения проблемы (чаще всего клиентской).
  • Инструкция. Пошаговое руководство к задаче.
  • Новости и анонсы. Информация о прошедших и будущих событиях
  • Интервью. Беседа
  • Репортаж. Отчет с события в режиме реального времени (может быть написан и позже, но с включением автора в канву повествования)
  • Дайджест. Выборка других материалов
  • Подборка. Список чего-либо: от духов до лучших фильмов
  • Исследование. Глубокий анализ с предоставлением данных
  • Словарь. Основные термины и понятия
  • Сторителлинг. Рассказ о личном опыте/опыте героя
  • FAQ. Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Инфографика. Иллюстрация для данных
  • Подкаст. Аудио или видео- передача
  • Чек-лист. Список задач
  • Мнение. Авторская колонка с личным взглядом на тему
  • Рецензия. Обзор книги/фильма, продукта, даже чужого блога
  • Фотоотчет. Серия фото с комментариями
  • Квиз. Викторина для читателей
  • Сравнение. Берется несколько продуктов/услуг/мест, вырабатываются критерии оценки, составляется рейтинг
  • Мем. Вирусные картинки/гиф/видео, адаптированные к теме
  • Челлендж. Задания для автора и читателя
  • Обратная связь. Обработка комментариев/сообщений читателей

Посмотрите материалы с 1–2 страниц поисковой выдаче на вашу тему, чтобы понять, какой формат выбирают конкуренты. Можете ли вы привнести что-то свое? Можете ли вы сделать несколько материалов в разных форматах? Пора определяться!

Шаг 4. Найти фишки, которые позволят обогнать конкурентов

Стремитесь написать пост, который войдет в ТОП-3 материалов по интересующему поисковому запросу. Поймите, за счет чего вы будете обходить конкурентов?

  • Больше материалов по теме? Если конкуренты сделали подборку из 10 шагов по написанию блога, то я сделаю 25 шагов.
  • Проработка тщательнее? Больше экспертов, ссылок на научные статьи и авторитетные источники.
  • Визуал лучше? Сайт загружается быстрее, читать его приятнее, есть понятные блоки и удобочитаемый шрифт.

Важна может быть любая мелочь: изучайте выдачу Гугла и Яндекса по вашим запросам, запоминайте хорошие идеи, и делайте на отлично.

Шаг 5. Составить оглавление / план

После составления оглавления вы сможете разбить собственно писательскую работу на маленькие шаги и, таким образом, выполнить ее легче.

Что использовать для составления плана поста:

  • Ваше видение. Каким вы бы хотели сделать этот материал? Что надо включить туда обязательно.
  • Конкуренты. Из каких частей состоят их материалы? Выпишите подзаголовки, элементы.
  • AI. Попросите тот же Chat-GPT составить план абсолютно лучшей статьи по вашей теме. Укажите в промпте то, что вы уже выяснили о материале: формат, фишки, подачу и т.п

Шаг 6. Написать текст

Про написание текстов вышли пачки статей на самых разных ресурсах. Вот, что я скажу. Нужно экономить время читателя, писать/говорить сжато и четко по теме. В идеале ставить перед собой четкий вопрос и написать текст, который полностью на него ответит. К примеру, вопрос “как написать статью для блога по шагам?” для этого материала получил четкий ответ в виде пошагового алгоритма.

У материала должен быть привлекательный, по сути рекламный заголовок и не менее волнующий лид (первый абзац). Читатель должен понимать, что ему даст этот материал еще до того, как он ее прочел.

Писать лучше так, как вы бы говорили с лучшим другом (конечно, зависит от сферы). Обязательно нужно проверить текст на жаргонизмы, слишком сложную терминологию (по крайней мере, стоит ее прояснить), сленг и канцеляризмы.

Шаг 7. Персонализировать

Поищите фишки, которые могут быть только у вас, только в вашем блоге. Например, блогер Антон Птушкин в особенные моменты называет зрителей “касатиками”.

Что своего привнести в текст?

  • постоянная фраза приветствия или прощания
  • стремление прояснить все сложные слова
  • внедрение иностранных слов
  • единый стиль иллюстраций
  • интерактивные элементы (опросы, викторины и тп)
  • сторителлинг, истории и анекдоты
  • постоянная структура текста
  • юмор
  • взаимодействие с аудиторией

Шаг 8. Копать глубже

Даже когда текст кажется готовым, можно его улучшить:

  • Найти больше исследований и источников
  • Поговорить с новыми экспертами
  • Добавить визуальных элементов
  • Поделиться полезными ссылками
  • Сделать PDF для печати, собрать более короткие версии текстов
  • Поискать больше мнений на тему
  • Добавить видеоряд

В общем, поискать, чем еще можно помочь читателю с проблемой!

Шаг 9. Отредактировать

Придется несколько раз подступиться к тексту:

  1. Прочитать пост за раз, поправить формулировки.
  2. Отформатировать, добавить визуальные элементы.
  3. Прочитать еще раз и проверить опечатки, грамматику, синтаксис.
  4. Пройтись по фактам (особенно именам, городам, названиям).
  5. Прочитать еще разок вслух. Поправить текст там, где плохо звучит.

Шаг 10. Добавить Call to action (CTA)

Или призыв к действию.

Определитесь, чего вы хотите добиться от читателя? Какое полезное действие он должен сделать по прочтении?

Распространенные варианты CTA

  • Подписаться на рассылку
  • Оставить комментарий
  • Подписаться в соцсетях
  • Поставить лайк
  • Скачать что-то
  • Зарегистрироваться на событие/курс
  • Купить продукт/услугу
  • Поделиться материалом
  • Сохранить материал
  • Получить услугу
  • Поучаствовать в опросе
  • Почитать другие статьи в блоге
  • Задонатить
  • Посмотреть связанное видео
  • Подписаться на push-уведомления
  • Поучаствовать в конкурсе
  • Оставить отзыв
  • Почитать отзывы других
  • Вступить в чат

Шаг 11. Опубликовать пост в разных форматах

Помните, что ваша статья может стать видео или аудио, карточками для соцсетей, гостевым постом или серией сторис. Продумайте заранее переупаковку и то, как вы будете собирать трафик.

А здесь больше стратегий для успешного развития блога:

-5

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц