Попрощаемся с бронзовым "Пинчуком", этаким собирательным образом коренных жителей местных околиц.
И отправимся гулять дальше, но не вдоль по Питерской , а по главной пинской пешеходной улице. Вы же помните, что она улица Ленина? Историческая застройка, уличные фонари, оригинальные скамейки, интересный рисунок мостовой и цветочные композиции делают ее по праву самой красивой в Старом городе.
А что это за черепичная крыша с изящной башенкой- сигнатурой? А рядом ещё и высокая четырех ярусная звонница.
Мне даже показалась, что она слегка наклонилась.
"Это монастырь францисканцев"-, поясняет нам Ольга.
Подходим ближе к обители. Представляю, как красив ансамбль монастыря со стороны реки, к которой обращены фасады с ажурными балконами. Но это нам предстоит ещё только увидеть на водной прогулке по Пине. А пока мы заходим во внутрь ограды, здесь очень тихо, красиво, просторно. Что-то вокруг нашёптывает нам о том, как далеко вглубь веков уходит история этого монастыря.
Она начинается здесь с 1396 года. Жизнь монахов была тесно связана с личностью Франциска Ассизского, первого человека, у кого документально были зафиксированы стигматы.
"Сегодня в монастырских зданиях –курия Пинской католической епархии и Высшая католическая духовная семинария, где учился первый в новой истории Беларуси кардинал Казимир Свёнтек (1914-2011гг.)," -поясняет тихим голосом наш неутомимый экскурсовод.
Жемчужина ансамбля – костел Вознесения Пресвятой Девы Марии (1712-1730).
➡️В 1996 году удостоился высокого титула «Малой Базилики», который имеют в Беларуси только три костела. Мы за свое путешествие, получается, увидели два главных храма католической Беларуси, в Гродно и Пинске.
"В СПб находится единственная малая базилика России- костел Святой Екатерины, что несомненно роднит нас с СПб", - улыбается Ольга.
После этих приятных слов мы с легкой улыбкой идем в костел, последуйте и вы вместе с нами!
➡️Первое, что вдруг меня поразило при входе, это то, что в главном алтаре между колоннами и фигурами святых Петра и Павла я увидела копию картины Б.Мурильо «Восхождение Девы Марии». Это очень впечатляет!
Да, знаю, оригинал полотна находится в СПБ, в Эрмитаже и тема была мне очень близка в связи с выставкой испанской коллекции в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в прошлом году. Кто автор этой копии неизвестно.
Верхний ярус- серебряные облачка, глории! В центре стилизация - горельеф святого Франциска, где он преклоняет колено, а на руках видны ранки- стигматы. За распятием белая фигурка костела, во времена Франциска его еще не было в камне, но как символ, он здесь присутствует. От главного алтаря справа и слева фрески 1809 года. На правой стене "Снятие с креста", а на левой - "Поклонение волхвов".
Вот об этой фреске и поговорим. В правой ее части изображены волхвы, все по канонам. А вот в левой части- тот самый "пинчук", с которым мы расстались совсем недавно в начале пешеходной улицы. Он снял свою шляпу и держит в руках корзинку, видимо, принес дары младенцу Иисусу. Женщина, стоящая чуть далее, в традиционном головном уборе, сложила руки вместе. С краю мальчик, играющий на дудочке. Ниже бедняк в лаптях, преклонивший колено.
➡️Среди старинных барочных алтарей вписать в библейский сюжет вот такую группу "простых пинчуков" - удивительно, но факт! Видимо, в то время уже можно было отходить от канонов.
Настоящее чудо костела– резной амвон с балдахином из бутонов, цветов и листьев над которым помещена фигура архангела Михаила.
Исполнил виленский мастер Я. Шмитт. Раньше священники поднимались на такие балкончики и читали проповеди. И сейчас через боковой алтарь в стене есть дверца и проход на балкончик.
Неканоническое изображение мадонны.
«Пинскую Мадонну» Альфред Ромер написал в 1894 году, за три года до своей смерти. Писал с обычной горожанки, с еврейки, имя которой не сохранилось.
Босая молодая женщина с развивающимися темными волосами. Она кажется совсем земной! Лишь солнечный луч, озаряя ее и ребенка, высвечивает светлый нимб.
Перед нами не просто мать, а Мадонна.
Мадонна с челкой почиталась у морячков пинской флотилии.
Гордость костела – старый орган.
Орган, создан в 1836 году. Имеет 28 регистров и 1498 труб металлических и деревянных, но увы, этих волшебных звуков мы не услышали. С недавнего времени в Пинске проходят ежегодные бесплатные фестивали органной музыки и есть возможность спланировать свое пребывание и посетить это интересное мероприятие. У нас не получилось, потому что мы уезжали утром в субботу, а концерт в рамках фестиваля должен был состояться в воскресенье .
➡️Орган хорошо виден на видео, если кто подзабыл, посмотрите ещё раз, оно того стоит.
➡️Пинский орган, как и весь костел Успения Девы Марии и комплекс бывшего монастыря францисканцев, сохранились благодаря Казимиру Свентеку. Он после каторги в Сибири вернулся в Пинск настоятелем костела. В то время, когда почти всюду храмы закрывались, Свентек добился даже реставрации архитектурного памятника.
Кстати, костельную колокольню, оказывается, за небольшой наклон называют «пинской пизанской башней». Вот не зря она мне таковой и показалось вначале.😊
После посещения костела мы были явно под сильным впечатлением от увиденного. Постояли ещё какое-то время на территории монастыря и подались прочь. Пора приходить в себя и двигаться дальше. Ольга нас плавно направляла, обращая внимание на архитектурные детали то одного красавца дома, то другого. Постояли мы на перекрестке и вот, пожалуйста, завязался разговор уже и про плитку под ногами, такую необычную с виду, настоящий шестигранник.
Такая форма позволяла складываться как пазл и становилась очень прочным дорожным покрытием, которому не страшны никакие тяжести и грузы. Первые автобаны появились в Полесье в 1938 году, дорога от Бреста до Пинска 180 км, не будешь ведь ездить по булыжникам. Вот и придумали такую плитку, названную трилинкой, кстати очень бюджетный вариант. Как делали? Бетон заливали в форму, на дно укладывая измельчённые камни, базальт, кварцит, привозимые из украинских каменоломен.
"Вес каждой плитки 35 кг",- предваряет наш вопрос Ольга и видя на лицах крайнее изумление усиливает полученный эффект, показывая руками толщину плитки, этак примерно сантиметров 20. Ого! Плитка укладывалась на хорошо подготовленную песчаную подушку. Польский изобретатель плитки Владислав Трилинский не учел только того, что базальтовая порода с годами хорошо шлифуется и становится не безопасной в условиях дождливой или снежной погоды. Сейчас плитку в основном закрыли асфальтовым покрытием, оставив лишь в пешеходной зоне, как демонстрационный материал. Но в небольших городах остались еще целые куски той оригинальной дороги, по сути вечной.
Вот так с разговорами и дошли мы до дворца Матеуша Бутримовича. Пожалуй, здесь сегодня и прервемся, но продолжение следует, не забывайте при случае заглянуть...
Подписывайтесь, чтобы узнать, что было дальше. Все в деталях и подробностях о большом путешествии по Беларуси!
Начало было здесь:
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они очень важны для автора, как обратная связь!