В этом посте я размещу сочинения современных композиторов, которые мне нравится и расскажу о своем опыте прослушивания музыки. А вы сможете полистать записи и предметно повозмущаться где-нибудь о деградации музыки.
К сожалению в Яндекс Музыке сложно найти именно то, что хотелось бы, поэтому подборка ограничена возможностями сервиса.
Академическую музыку я слушаю с детства, а мой первый любимый композитор как ни странно - Моцарт. С ним нас познакомили на уроках музыки и он произвел впечатление на меня - ребенка тем, как его легкие мелодии складывались у меня в голове. Отдельно понравилась Лакримоза из Реквиема, она очень эмоциональная.
Но Моцарт быстро надоел, человек понимая раз как это работает - слушает музыку предпрослушиванием и когда угадывает развитие мелодии - получает удовольствие. А я начала раздражаться, потому что хотелось чего-то большего. С тех пор я не слушаю классическую музыку активно, потому что она начинает меня раздражать простотой, кроме Шопена. Но могу слушать как фон иногда.
Мы тем временем проходили ранних русских композиторов и это привело меня в ужас. Произведения не самые удачные выбраны были и в целом это не моя музыка - звук несовременный, очень громкий и несуразный - без персональных эмоций. Это была какофония, особенно Глинка, а историческая тематика мне как подростку не была интересна. Мусоргский и остальные участники Могучей кучки - вызвали стыд. Положить на западную музыку, которой вы только обучились - народные пьянки, гуляния и с вызовом противопоставить это западной же музыке - что?!
Ждать хорошего не приходилось, как вдруг появился Шопен. Шопен стал интересен тем, что если Бах и Моцарт - музыка для мероприятий, русские композиторы - историческая музыка, то Шопен - музыка об индивидуальных переживаниях, что является близким для современного человека. Также Шопен отличается тем, что иногда у него получалось выражать неоднозначные, тяжелые эмоции. Через годы моим любимым режиссером станет Ингмар Бергман, а Шопен останется со мной навсегда как минимум в Осенней сонате.
Но Шопен тоже по большей части простой, было ощущение что мой звук должен быть каким-то другим, но не знаю каким. Так продолжалось до появления Шнитке. Я не помню что именно нам поставили, что из категории худшего, но в нем все равно слышалась другая музыка - это было интересно и я начала интересовать им самостоятельно.
Шнитке привел к знакомству с авангардной тройкой, где мне очень понравилась София Губайдулина. Особенно ее выбор инструментов - баян, контрабас в ее произведениях звучат резонирующе и ее музыку уже предпрослушиванием не угадаешь, что производит приятный эффект - ты ждешь одно, слышишь то что не мог даже представить и получаешь удовольствие от этой встряски и голова словно начинает иначе работать. Я очень полюбила Губайдулину, но все равно было чувство, что это еще не 100% попадание и мне не нравился советский налет у звука авангардной тройки. Чувствовались последняя железного занавеса - как открыв от мировой музыки. Особенно у Шнитке, на мой взгляд он зря так увлекся написанием музыки для фильмов, потому что эта дешевизна перешла в его академическую музыку.
Я выписала современных композиторов, распределила п о группам и начала слушать всех - а их, в отличии от прошлых периодов, уже было очень много. По сути это был ад, потому что я искала в самом популярном и оно вообще никак не отзывалось. Европейцы были часто по-старомодному мелодичными, американский минимализм не вызвал никаких эмоций - американская культура в целом вообще не близка.
Понравились Скрябин, Стравинский, Сергей Курехин и Олег Каравайчук, но тоже не то.
На прослушивание ушло много лет, надежды были на французов, потому что их культура наиболее богата и ее другие направления мне близки. Но у них не заканчивалась мелодичность, я уже не могла слушать мелодии и не понимала, почему в живописи несколько веков назад отказались от реализма, а в музыке мы имеем тоже самое, что было в начале. Только в начале мелодии умел писать условно один Моцарт, а сейчас это может любой выпускник консерватории. Человек научился базовым вещам и постиг гармонию, достаточно.
Музыкой мечты оказался русский композитор. Я читала иностранную научную работу по творчеству Губайдулиной и встретила упоминание Галины Уствольской. Было поразительно, что это советский композитор, но я никогда не слышала о ней в России, а в статье писали что это настоящая находка и ее произведения играют по всей Европе.
Это ровна та музыка, которая должна была появиться. Она не советская, не европейская - отдельная, и даже не 20 века, как минимум 21. Поразительно, что это случилось именно в тоталитарном государстве, в отличии от "тройки" - у Уствольской нет никаких артефактов СССР.
Я прочитала буквально 1, 5 материала о ее музыке и бросила это - потому что впечатления не совпадали. У нас любят во всем находить связь и глобальные смысл - хотя еще в школе можно понять, что это глупо и вредно.
Музыку Галины Ивановны видят как ответ на тоталитаризм и характеризуют как мрачную, словно звук кандалов. О самом композиторе информации мало, она пояснений к своей музыке почти не давала и я никогда не встречала какие-либо упоминания о политике и режиме от нее.
А мрак и страдания я не люблю, но и не слышу их. Уствольская выкинула все старое и замученное - мелодию, лишние инструменты, форму, сконцентрировавшись на создании звука превосходящего по своему напряжению и плотности все, что было когда-либо написано. Это не звук трагедии или страдания, это звук невероятной интеллектуальной и духовной силы, перед которым все написанное ранее - меркнет.
Итого: я безусловно не считаю, что каждый человек должен слушать и любить академическую музыку авангардного направления, направлений в современной музыке - множество и каждый может найти свое.
Но считаю, что в 21 веке сидеть с Бахом и Чайковским - равноценно облачению в пышные неудобные и неактуальные наряды 18 века - как минимум странно.