Ни для кого не секрет, что на мода плотно переплетена со всеми другими сфера жизни человека. Она чутко реагирует на то, что происходит в мире и меняется, и мир меняется в ответ.
В этот раз говорим о медицине, а вернее о самых страшных болезнях и том, как они изменили костюм и понятия о красоте.
Сифилис
В XV веке Европу охватил сифилис (который, как известно, передается половым путем). Одновременно с этим одежда стала более сдержанной и «закрытой». Может показаться, что это связано с притуплением сексуального желания, а значит, с приостановкой эпидемии. Но нет.
По одной из версий, сифилис также трансформировал и гульфик — тот немного увеличился в размерах и стал более округлым. Теперь ему пришлось прикрывать не только гениталии, но еще и компрессы с лекарствами.
Оспа
Елизавета I переболела ей в середине XVI века и очень стеснялась рубцов от язв. Она придумала маскировать их белилами. Следом так начали делать и придворные дамы. Даже те, кто чудом избежали болезни. Важный нюанс — белила были свинцовыми. (Свинец опасен!) Кого волнуют последствия, если речь идет о красоте!?
Смелый Людовик XVI и его братья привились от оспы. В то время, да и сейчас, прививка от вирусов требовала определенного мужества. Процедура прошла успешно, и в честь нее французские шляпники ввели в моду специальную прическу pouf à l’inoculation. Она была полна символов: змей олицетворял лекарство, дубинка — победу над болезнью, восходящее солнце — короля, а оливковая ветвь — мирную жизнь без болезни. Разумеется, прическа тут же стала модной. И прививка заодно. А еще говорят, что от моды нет никакого толку.
Туберкулез
Даже сейчас в нашем достаточно прогрессивном и технологически развитом мире туберкулеза серьезно опасаются. (Кстати, вы сделали обязательную флюорографию?!) А вот в первой трети XIX века болезнь романтизировали. Здоровые дамы старались подражать больным. В ход шло все: свинцовая пудра, кровопускание, голодание, подрисовка вен и создание иллюзии болезненной бледности с помощью свинцовых белил. Особый шик — имитация лихорадки за счет подкрашивания губ, щек и ушей.
В конце века выявили возбудителя туберкулеза, и стало понятно, что болезнь заразна. С заразными никто не хотел иметь дела, поэтому болезненный вид вышел из моды. До этого чахотка считалась болезнью привилегированных: считалось, что она поражает только избранных дам из благородных семей.
Испанка
Пандемия испанского гриппа (1918—20 гг.) до сих пор считается одной из самых масштабных в истории человечества. Надеюсь, что она сохранит за собой этот статус, и что коронавирус неконец-то перестанет мутировать.
Итак. Маски и вуали.
За отказ от их ношения, к слову, штрафовали. Знакомо?!
«Я всей душой симпатизирую женщинам, что носят на улице шифоновые вуали. Сейчас необходимо, чтобы эта мера стала необходимой для всех жителей Нью-Йорка. Эти вуали настолько плотные и тяжелые, что могут служить абсолютным профилактическим средством. Давайте забудем о стиле и остановим эту эпидемию», — обращался к горожанам член нью-йоркской комиссии по здравоохранению Роял С. Коупленд 16 октября 1918 года.
Правда, многие врачи сомневались в том, что вуаль сможет защитит от заражения.
Любопытный факт: после окончания эпидемии в Европе маски сняли, а вот в Японии — нет.
Позднее в Стране восходящего солнца были и землетрясения, и пожары, и эпидемия гриппа, и «банальное» загрязнение воздуха. Так привычка носить маски распространилась на близлежащие страны. Как элемент азиатского стритстайла маски были популярны задолго до того, как это стало мейнстримом.
Во время локдауна ученые проводили параллели между испанкой и коронавирусом. Справедливо повести и «модную» параллель: и в испанку, и в коронавирус комфортную и домашнюю одежду стали покупать чаще, а вот одежду «на выход» — наоборот.
Широкое распространение в период испанки получили и перчатки: эпидемиологическая обстановка способствовала. Осмелюсь заметить, что коронавирус перчатки в моду все-таки не ввел. Конечно, многие носили медицинские перчатки, но они вызывали, скорее, раздражение. Перчатки из ткани и кожи трендом не стали. И к тому же в них неудобно пользоваться гаджетами.
История показывает, а тренд-вотчеры подтверждают: после «темных дней» людям хочется наряжаться и праздновать жизнь. Так было и в этот раз: эксперты прогнозировали, что после окончания пандемии наступит pandemic revenge dressing. Пандемия почти закончилась, но началась другая катастрофа. Посмотрим, что будет дальше.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите узнавать больше о мире моды, искусства и креативных индустрий, подписывайтесь на наш блог, а также Телеграм-канал Ничего лишнего с такой же зеленой аватаркой.