Найти в Дзене
Закулиса Премудрая

Использование аудиовизуальных технологий в структуре сценария (конспект)

Использование новейших аудиовизуальных технологий в структуре сценария театрализованного представления и праздника.

 

Аудиовизуальные технологии - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на подсознание человека.

Существует невероятное множество аудиовизуальных средств, которые внедряются повсюду: звук, свет, лазерное, проекционное шоу и т.д., мы же будем рассматривать конкретные средства которые могут быть интересны в создании театрализованного представления или праздника. Но стоит отметить огромное количество ошибок в использовании современных технологий в современных шоу. Как бы хороши небыли эффекты, создаваемые техническими средствами, ничто и никогда не сможет подменить содержание. Именно об этом не стоит забывать - шоу не должно подменять содержание. Так, например, последнее десятилетие в праздниках и театрализованных концертных все больше и больше используются современные технологии, и каждый пытается сделать шоу все грандиознее и грандиознее, но зрителю уже не до шоу, он устал и весь этот сумбур надоел. Это еще раз подтверждает то, что никакая форма не сможет заинтересовать без содержания.

 

При написании сценария театрализованных представлений и праздников мы придумываем образы, художественные и режиссерские приемы, а их воплощение мы чаще всего возлагаем на аудиовизуальные технологии.

Именно о таком использовании технологий в праздниках мы и поговорим.

В последние годы в массовых представлениях огромную роль играют видеопроекции и экраны. Такая работа требует соответствующих технических возможностей сценической площадки и дополнительного оборудования.

Приемы использования кино-, видео- и слайд проекций в массовых представлениях очень разнообразны. Принимая решение использовать данное оборудование в своем представлении, режиссер –постановщик должен исходить, прежде всего, из идейно –художественных задач данной постановки.

Условия сценической площадки и жанр, диктуют нам количество экранов и их размеры.

В современных постановках режиссеры все чаще используют разного рода экраны, как единственное средство декорационного решения, тем более, что технические возможности позволяют это. Часто такие решения помогают достичь нужного эффекта еще в большей степени, чем сооружение громоздких декорационных конструкций.

Так например режиссер открытия олимпийских игр в Ванкувере 2010 годe прибег к одному из самых зрелищных средств визуализации. На всю площадку стадиона проецировалась картина заснеженного поля где мирно обитают местные жители (канадцы). Но в один момент льды на проекции начинают трескаться и расплываться, а актеры находящиеся на площадки перепрыгивают с одной льдины на другую пытаясь спастись. Таким образом режиссер ушел от надобности постройки невообразимых в размере декораций льдин ради 3 минут действия их на площадке.

Видео проекция в праздниках возможна не только на специальные экраны. Так же распространена проекция на стены зданий и разного рода архитектурных сооружений, в технической сфере это называется 3D-Mapping. В Великом Новгороде, на праздновании 1150 -летия, проекция вилась прямо на стену новгородского кремля. Шли кадры всех периодов российской истории которые “видела” эта стена. Режиссер добился этим потрясающего результата, он за несколько секунд показал насколько важен, в историческом плане, Новгородский кремль и Новгород в общем, не вкладывая в уста ведущих невообразимо длинный и ненужный текст про всю историю Новгорода.

Возможно использование экранов и проекции как единственное сценографическое решение. Так например в концерте Филипа Киркорова был использован экран во весь задник Октябрьского зала на котором одновременно показывались сюжетные вставки между номерами и создавался образ каждого номера в отдельности.

А в концерте Аниты Цой в том же концертном зале Октябрьском было использовано до 16 проекторов и светодиодный экран на заднике сцены, что создавало иллюзию единого экрана и играло единым сценографическим решением благодаря художникам из трех стран мира которые управляли невероятным свето- проекционным шоу.

Так же 3D mapping использовал Орлов О.Л. По его замыслу зрители окунулись в атмосферу 1812 года, на здание дворца проецировалась историческая архитектура и в одну секунду дворец разрушалась от взрыва, с помощью все той же проекции, а в момент, когда нужно было показать пожар в окнах загорался яркий красный свет и было похоже, что дворец горит на самом деле.

Проекционным экраном в наше время может служить что угодно, стена тяжелого дыма спускающегося с потолка, или просто резиновые полосы натянутые плотно друг к другу, от потолка к полу, которые дают беспрепятственно проходить через экран. И как мы понимаем, возможности проекционного оборудования в создании образа представления ограничиваются только фантазиями режиссера.

 

Световое оборудование так же является одним из основных средств художественной выразительности во всех видах зрелищного искусства, свет в массовых представлениях приобретает все более главенствующее значение. Современному сценаристу приходится знать огромное количество световой аппаратуры, чтобы грамотно использовать ее для массовых шоу. Но необходимо помнить, что образное решение всех эпизодов массового представления четко продумывается с точки зрения световой партитуры, которая является важной составляющей сценария.

Одной из важных задач светового оборудования задать правильный тон и настрой для того или иного действия на сцене. Выделить главного героя, дать контр свет, воспользоваться полным ЗТМ для перестроения на следующий эпизод, дать световую заливку подходящую под тот или иной эпизод- это лишь малая часть того что может дать профессиональное использование светового оборудования.

Визуальные технологии развиваются дальше. С помощью ГОБО – световых приборов сейчас можно за секунду создать эффект снега, дождя, звездного неба, огня и так можно перечислять очень долго.

Рассмотрим использование светового оборудования вне сценической коробки.

В празднике важно удивить зрителя, так например, в празднике, посвященном открытию молодежных спортивных игр, с помощью лазерного шоу было показано разнообразие спортивных игр. Во время пролога прямо в воздухе появился нарисованный лазером человек, который сначала бежал с клюшкой, потом с мячом, потом бежал на лыжах и так буквально за 30 секунд мы увидели разнообразие спортивных состязаний в которых будут соревноваться молодые спортсмены после открытия игр.

Так же современные технологии позволяют нам сделать архитектурную подсветку зданий, тем самым создавая праздничную атмосферу в том или ином месте. Таким путем пошли и французские коллеги. В период с 8 по 12 декабря в Лионе проходит фестиваль света который берет свои традиции из религиозного праздника. В эти дни еще с 17 века французы зажигали свечи на окнах своих домов в честь Девы Марии, которая отвела от их любимого города эпидемию чумы. И в наше время улицы Лиона озаряются светом: архитектурная подсветка зданий, лазерное шоу в небе, подсвеченные танцующие фонтаны, все это и есть праздник которым жители и гости Лиона наслаждаются в течении нескольких дней. Вот так просто с помощью современных технологий создается атмосфера праздника и в тоже время не теряется главная идея торжества- зажжение огней в благодарность Деве Марии.

 

Невозможно переоценить роль музыки при создании современного зрелищного представления. Для того чтобы все происходящее на празднике было слышно, любое мероприятия, независимо от содержания и формата проведения, должно быть оснащено качественным звуковым оборудованием.

Для примера можно взять любое крупное мероприятие, например на открытиях олимпиады раньше использовалось оборудование малой мощности и находилось оно как правило в одной точке, из чего следует что не всем зрителям было слышно в достаточной мере. А сейчас, используя профессиональное звуковое оборудование, можно расставить источники звука так чтобы зрители слышали все в полной мере и ощущали мощность, объем звучания музыки для формирования более полного образа от происходящего на стадионе.

Стоит помнить, что технологии которые используются в современных представлениях и праздниках должны быть знакомы в первую очередь сценаристу, так как именно на уровне сценария должны быть продуманы все использования аудиовизуальных технологий. 

На сегодняшний день зрителя не удивишь простым светом. Зрители требуют шоу и постоянного напряжения и удивления. Все это может сделать сценарист, используя и имея на вооружении аудиовизуальные средства, но главное не переусердствовать.