Найти тему
Ирина Минкина

Форма в культуре часто борется за умы

Мне (как, уверена, и множеству моих читателей) приходит множество всяких ссылок и репостов от близких контактов на всякого рода патриотический контент. Всегда находится кто-то из ближне-среднего круга, кто непременно пришлёт ту или иную песню, тот или иной клип, то или иное стихотворение. При этом у меня есть свойство - скажу аккуратно - ограниченной включённости в такого рода материалы. А вот моя мама честно просматривает и прослушивает всё, что ей присылают родственники и друзья. Таким вот незамысловатым образом, посредством моей мамы, я стала на днях невольным слушателем очередной какой-то песни в стиле "Россия, Россия, берёзки и сила" с надрывным хоровым пением.

Да...

В связи с этим скорбным прослушиванием (как говорится, я услышала это против своей воли) я вспомнила, как примерно с год назад мне довелось посетить крупное волонтёрское мероприятие. И на этом мероприятии в числе прочих гостей оказалась одна широкодушевная женщина. Она действительный патриот, это видно. Помогает финансово нашим бойцам. Болеет за них всей душой. Однако есть нюанс: она пишет ужасные стихи. Просто отвратительные, я бы сказала. Я напрочь забыла (наверное, это даже к лучшему, потому что мне совсем не хочется обижать ее как человека) фамилию этой женщины, однако я до сих пор помню некоторые особенно зубодробительные рифмы и словосочетания из ее текстов. «Лицо - мясцо», извиняюсь. Я не помню фамилию автора, но рифму я запомнила надолго. Ну потому что это надо очень постараться, чтобы так зарифмовать. Это ж надо сидеть и вымучивать эти рифмы. Вымучивать упорно, при ожесточённом сопротивлении самих рифм. Или вот ещё рифма: «горда - от бедра». Не помню, что там в тексте было от бедра. Походка, наверное. Что ещё может быть от бедра, в конце концов... Может, штаны расходятся вширь от бедра. Не помню. Помню только состояние личного ужаса во время прослушивания этих зарифмованных строк. Русский язык жестоко мстил автору за насилие над словом.

На фразе огнеупорное добро лично я совсем приуныла. Непонятно мне было только одно: как же так получилось, что неглупый человек, человек взрослый, не может здраво оценить своего собственного текста в ряду других. Ну что, стихи Пушкина, Лермонтова и Есенина совсем прошли мимо этого автора? Разве нельзя поставить свои собственные строки в ряду стихотворной классики? Нельзя разве стать самым строгим судьёй для своих текстов?

В конце мероприятия автор попросила передать несколько её печатных стихотворных сборников (она ещё и печатается, представьте себе) ребятам на фронт. Я хотела было сказать, что лично я бы категорически не стала передавать это воюющему моему гвардии рядовому Андрею Иванычу (ибо после этого он у меня вообще откажется читать книги), но промолчала. Человек обидится - и при этом вряд ли что-то поймёт.

И таких примеров сейчас - масса.

Я не против народного творчества. Не против школьного творчества, детсадовского творчества, семейных поэтов. Но всё это должно оставаться в пределах узкого коллектива, если у всего этого камерный масштаб. Не нужно выводить это в публичную плоскость. Потому что мы как общество, в моем понятии, можем снова наступить на те же грабли, имея в анамнезе огромное количество глубоких произведений на тему любви к Родине и воинского подвига и при этом продолжая плодить какое-то дикое количество условного вернисажа со Старого Арбата с его торчащими во все стороны шапками-ушанками, матрёшками и балалайками. Хотя это разве не про нашу страну написал Есенин своё вечное и глубочайшее -

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»?

Разве не у нас на подкорку записаны эти - и ещё многие - неповторимые по своей красоте и точности строки? У нас же есть точнейший камертон, на все века, в виде русской классики - в том, на каком уровне можно (и нужно) писать о любви к Родине.

Для чего мы снова и снова плодим вот этот вот староарбатский псевдолубочный патриотизм, не имеющий никакого отношения к нашей истинной культуре? Чтобы опять скатиться, извиняюсь, в огнеупорное добро? А наше подрастающее поколение, поколение думающее и ищущее (по крайней мере, в той его части, которая действительно и думает, и ищет), это огнеупорное добро ожидаемо не примет. И будет искать что-то другое. И потом опять какой-нибудь условный иноагент Земфира* придет и предложит этому подрастающему поколению интересную для него форму, вложив в эту форму чуждое содержание. И всё будет длиться и длиться в веках, повторяясь вновь. Оно нам надо так?

Ведь сейчас у нас есть большое количество талантливых поэтов: Мельников, Орынянская, Долгарёва, Ревякина - долго перечислять. Есть и поиск новых форм, есть и рифмы, которые воспринимаются на слух и на глаз. Есть глубокие образы. Всё это есть, и именно эти творческие поиски нужно подсвечивать. А не плодить бесконечный староарбатский псевдолубок. Ведь удачно найденная форма, талантливо сложенное произведение находит дорогу к своей аудитории на долгие годы вперёд. И не зря, к примеру, мои сыновья, которые формально даже еще не подростки, затихают, когда слышат «Балладу о борьбе» Высоцкого. Стало быть, сумел Владимир Семёнович найти такую форму разговора о патриотизме и воинском подвиге, которая почти полвека уже находит живейший отклик в сердцах абсолютных разных поколений. И ни иноагент Земфира*, ни прочие либерально настроенные творческие единицы не сумели этого перебить.

Однако для этого нужно перестать снова и снова выводить в публичную плоскость безвкусицу, пытаясь заполировать её патриотизмом и любовью к России. Наша страна действительно прекрасна. И она достойна большего.

*признан иноагентом в РФ