Весной вскрылись воды Невы и напомнили мне об эмоциях, которые я испытал на гребном марафоне Тритон в прошлом году. Немного покопавшись в сети, я с удивлением обнаружил один из крупнейших и наиболее популярных гребных марафонов нашей страны, который оставался доселе для меня неизвестным. И я решил, что это нужно непременно исправить.
Историческая справка:
Петровский гребной марафон (ПГМ) является самым крупным событием в мире любительской гребли в нашей стране. В далеком 2008 году по кильватеру Петра прошло всего 2 человека, Анатолий Варзанов (отец-основатель марафона) на гребном катамаране и Евгений Садовский на спортивной байдарке. Сейчас, в 2023 году, спустя 15 лет, в марафоне приняли участие более 1500 участников со всей страны на самых различных плавсредствах. Маршрут марафона начинается от крепости Орешек и заканчивается у стен Петропавловской крепости. Составляет 68 км. В последние годы появилось еще 2 дистанции: 40 км и 10 км. Проводится обычно в начале июня.
В раннем весеннем походе по Ладоге я, в красках и с подробностями, рассказал своему товарищу Сергею про ПГМ. Серёжа молодец, Серёжа согласился. Конечно же, цифра 68 километров нас, а меня в особенности (после 40 прошлогодних тритоновских), напрягла. Идти решили 40 километров на старенькой каркасно-надувной лодке "Ладога 2", которая гордо зовется "Брусниковка". Особенно нас порадовало, что старт дистанции находился в 5 минутах ходьбы от дома Сергея, у холма Славы.
За день до гонки, к вечеру мы собрались у Сергея на участке. Сходили прогулялись по пути, где нам завтра утром нести лодку. Оказалось недалеко. Вернулись, собрали лодку, поужинали, легли спать.
Одну из следующих статей я посвящу теме питания перед марафоном и во время соревнования. А тогда я еще даже не подозревал, что питание тоже влияет на результат гонки.
Утром, перекусив чем пришлось, перетащили лодку на берег. Зарегистрировались, получили номер и принялись убивать время, рассматривая интересные лодочки и удивляясь: на чем люди только в марафоны не ходят.
Старт был общий и с воды. Это значит, что мы собрались одной большой толпой перед воображаемой линией между буйков, по сигналу начали неистово грести в сторону финиша.
С первых же минут я понял: с рулем беда. И на сиденье я долго не высижу: под зад положил "герму" с вещами, и положил неудобно. Но пока мы гребем. Лодка управляется плохо и нас носит из стороны в сторону. Несколько раз чуть не сшибаем какую-то женщину на пластиковом каяке. Женщина недовольно ворчит. Примерно через пару километров решаем пристать к берегу и все поправить. Так и сделали. Потеряли минут 8. Зато сидеть стало удобно, а руль начал рулить.
На заметку: перед стартом очень неплохо хотя бы минут сорок пройтись на лодке и погрести. Можно и с ускорениями. Это позволит оценить удобство посадки и проверить исправность систем управления лодкой, что очень важно в многочасовых марафонах.
После устранения неполадок погреблось гораздо веселей. Мы понемногу начали догонять, а потом и вовсе обходить ранее опередившие нас экипажи.
Начавшийся в районе Рыбацкого дождик я воспринял как манну небесную, ибо к этому моменту уже изрядно вспотел, и небольшой душ был только в радость. Однако, на одном дождике погода решила не останавливаться. Вскоре начал поддувать ветерок, порой переходящий в приличной силы порывы. Многие саперы перешли на стойку с колен и начали откровенно притормаживать.
Но не все. Один сап передвигался сильно быстрее всех остальных. Потихоньку мы его догнали. Оказалось, это сап-двойка c приделанными к нему банками и уключинами на консолях под распашные весла. Гребли на этом чуде мужчина с молодой девушкой. Гребли очень прилично. Держались вслед за нами вплоть до финиша.
Под периодически возобновляющийся дождь и частые порывы ветра дошли то устья реки Охта. Где-то тут у меня начали "забиваться" руки. Грести стало сильно сложнее. Сергей пока держался и греб в хорошем темпе.
Почти перед поворотом Невы, в начале Свердловской набережной нас обогнала быстрая красная лодка. Я аж залюбовался работой гребцов: видно было, что гребут, работают ногами и, кажется, даже дышат ребята синхронно. Проводил взглядом и очень захотел грести, как они. Это вдохновило меня на еще какое-то количество мощных гребков.
Прошли поворот. Мне стало немножко неуютно. Раньше я средь таких высоченных волн (доходили мне примерно по плечо) на байдарке не ходил. Сразу вспомнился и очень начал напрягать тот факт, что в нашей старенькой лодке юбки на кокпит натянулись очень примерно и совсем неплотно. Несколько раз мы ловили опасный крен и сердце мое в этот момент на мгновение останавливалось. Но, к слову сказать, процесс макания весла в воду я не прекращал. Впрочем и Сергей тоже.
Прошли основную болтанку. Идем вдоль Арсенальной набережной. Краем глаза замечаю ту красную байдарку. Ее из воды достают с катера. Идем дальше. (Потом узнавал: все живы, здоровы. И продолжают многих обгонять)
У Финляндского вокзала, у спуска к воде, стоит пассажирский теплоход. Проходим совсем рядом. В это время на теплоходе открывается дверь и выходит по своим каким-то делам женщина в одежде кока. Я, не преставая грести, спрашиваю у нее, что сегодня на обед. В ответ она посмотрела на меня, как внезапно заговорившего сверчка. Юморить дальше расхотелось.
На полном ходу подлетаем к Авроре. Там тьма прогулочных катеров. Но внезапно рядом появляется полицейский катер и загораживает нас от всего этого хаоса. Испытал к ребятам на катере очень теплую благодарность.
Проходим Троцкий мост. Нас оттормаживают люди из поддержки марафона. Проходят прогулочные теплоходы. Пропускаем. Времени жалко. Стояли минуты 4. Не дожидаясь команды, пролетаем в просвет между теплоходами и стремимся к финишу.
Проходим финишную арку на всем пару. Причаливаем. Сам вылезти не могу. Затекло все туловище и свело пресс. Помогают ребята-волонтеры. Они же вынимают из воды "Брусниковку" и несут ее к месту парковки финишировавших лодок. Девушка-волонтер надевает на наши уставшие шеи медали финишеров. Приятно и радостно.
Наша гонка закончилась. Но расслаблено походить по финишной площадке не получается. Уставшее тело с мокрой одежде начинает подмерзать. Узнаем, что есть шатер-переодевалка и идем туда.
Вот этот шатер очень часто потом вспоминался мне, особенно на марафонах, проходивших в непогоду, где такого блага не было. Господа организаторы марафонов, возьмите на заметку!
И вот, уже переодевшись в сухое, мы с Сергеем смогли спокойно пойти поесть гречневой каши с тушенкой из полевой кухни и, передохнув, принялись разбирать лодку.
На фоне всего происходящего со сцены, установленной посредине финишной площадки, лилась ненавязчивая музыка, которую дарили нам молодые питерские музыкальные коллективы.
Тут начали объявлять финалистов дистанции 40 километров. И я конечно, подумал, что слышался, когда наш экипаж пригласили на второе место в категории "каркасно-надувные мужские двойки". Это было совершенно неожиданно и невероятно радостно. Мы с Сергеем поднялись на сцену, нам вручили пакет с призами и бумажную грамоту.
Ощущения от момента были, конечно, самые необычные. С одной стороны - полуонемевшее, со всех сторон болящее тело, до сих пор пребывающее в шоке от нагрузок, с другой - мозги, силящиеся осознать невероятность того факта, что не только дошли, да еще и заехали в призовые!
Итоги:
Конечно же, попадание в призовые еще больше мотивировало меня на участие в гребных марафонах и развитие как гребца. На этом марафоне я заметил, что гребцы на более скоростных, узких монокорпусных лодках, двигаются в процессе гребли не так, как большинство участников на туристических байдарках.
Позже я пообщался на марафонах с более опытными участниками и выяснил, что существует техника гребли, которая позволяет использовать наш опорно-двигательный аппарат при гребле максимально эффективно. Технике этой, что самое главное, можно научиться.
В одной из следующих статей я расскажу, как у меня получилось освоить технику гребли и где можно научится грести в Санкт-Петербурге.
Помните, друзья, гребля делает нас лучше!
#спорт #гребля #петровскийгребноймарафон #байдарка #нева #санкт-петербург #марафон