Модификации легендарной "Нивы"
1 ВАЗ-2121 "Нива" (экспортное имя Lada Niva 4x4) - основатель линейки, оснащенный двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 75 л.с., 116 Н·м) и 4-ступенчатой коробкой передач. В 1972-1975 годах созданы первые прототипы ВАЗ-Э2121. В конце 1976 года была выпущена опытная партия "Нивы", а серийное производство стартовало в апреле 1977 года и продолжалось до 1993 года.ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная версия с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с., 92 Н·м). С 1978 года она поставлялась в страны с высокими налогами на автомобили с двигателями объемом более 1500 см³ (в основном, в Бенилюкс и Южную Европу). Из-за слабой тяги на бездорожье и нединамичности на асфальте, модель имела ограниченный успех.
ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - праворульная экспортная модификация, выпускавшаяся ограниченными сериями преимущественно для британского рынка. Известна также небольшая партия "праворуких" "Нив", отправленная в Японию, куда советские автомобили до этого и после не поставлялись.
2 ВАЗ-2122.600 "Река" - амфибия для армии, построенная на агрегатах ВАЗ-2121. В 1976-1985 годах создавались прототипы амфибии с герметичным открытым двухдверным кузовом. В 1987 году доработанный образец ВАЗ-2122.600 "Река" прошел государственные испытания, но серийное производство не состоялось из-за конверсии.
3 ВАЗ-21213 "Тайга" — модификация "Нивы" с обновленным кузовом и более мощным двигателем. ВАЗ-21214 (LADA 4x4) — версия 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 л.с.) и центральным впрыском топлива. С 2002 года устанавливаются двигатели с распределённым впрыском.ВАЗ-21215 — экспортная дизельная версия с двигателем Peugeot, выпускавшаяся с 1999 по 2007 годы.ВАЗ-21216 — экспортный вариант 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем.
ВАЗ-21217 — экспортная версия 21213 с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л).ВАЗ-21219 — комбинированная модификация с кузовом от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем. Выпускалась в 1993—1994 гг.
ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль, выпущенный в 1992—1993 годах.
ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий фургон на базе ВАЗ-2121 и 21213, изготовляемый малыми партиями.
4 ВАЗ-21214 (LADA 4x4) — это версия модели 21213, укомплектованная мотором ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 л.с., 127,5 Н·м), имеющим центральную систему впрыска топлива. С 2002 года на данную модель устанавливается мотор ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределенной системой впрыска, который был модифицирован в 2006 году под требования Евро-2 (21214-20) и в 2008 году под стандарты Евро-3 (21214-30). Начиная с 2006 года, согласно соглашению с СП GM-АвтоВАЗ, модель переименована в LADA 4x4 3-дв.
5.ВАЗ-21215 — это экспортная версия с дизельным мотором Пежо XUD 9SD, производившаяся в период с 1999 по 2007 год. Эта модификация выпускалась ограниченными партиями для экспорта, поэтому в стандартную комплектацию входили улучшенные элементы обвеса (бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и так далее).
6.ВАЗ-21216 — это экспортный вариант модели 21213, имеющий правый руль и карбюраторный мотор ВАЗ-21213.
7.ВАЗ-21217 — это экспортный вариант модели 21213 с мотором ВАЗ-21011 (1,3 л).
8.ВАЗ-21219 — это переходная комбинированная модификация, обладающая кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бак для омывательной жидкости заднего стекла также были оставлены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 годах.
9.ВАЗ-2121Б — это бронированный инкассаторский автомобиль на основе ВАЗ-2121. Он был разработан в 1992 году специалистами дочерней компании ВАЗа ОАО «Производство Специальных Автомобилей БРОНТО». Выпускался ограниченными партиями в 1992—1993 годах. Этот автомобиль стал основой для создания семейства бронемобилей под названием «БРОНТО Форс».
10.ВАЗ-2121Ф — это экспортная коммерческая модификация, разработанная на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургон. Задняя часть интерьера была преобразована в грузовой отсек согласно замене боковых окон (на задней двери они остались) металлическими панелями и удалению заднего сиденья. Передними сиденьями предусмотрена трубчатая защита, предотвращающая смещение груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» выпускается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа и предназначена исключительно для рынков зарубежных стран, где местное законодательство предоставляет налоговые льготы для таких коммерческих автомобилей.
11.ВАЗ-212180 «Фора» — это увеличенная на 300 миллиметров версия модели 21213. Мелкосерийное производство осуществлялось с 1996 по 2005 год компанией «ПСА БРОНТО» (VIN-код «X7G»). Она отличается от исходной модели более широкими дверями и дверными проемами, поднятой задней частью крыши за счет пластикового надстроя, а также более широким задним трехместным сиденьем, аналогичным 2108. В стандартную комплектацию «Форы» входит автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке, взятая от бронеавтомобиля «Форс». За дополнительную плату доступны гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед радиаторной решеткой. В связи с использованием колес большего диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC»), запасное колесо перенесено из моторного отсека и закреплено над задним бампером.
12.ВАЗ-212182 «Форс» — это бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы броневой защиты, дополнительно оборудован автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывобезопасным топливным баком, дополнительным аккумулятором, кондиционером и дистанционным управлением замком правой двери с места водителя. В качестве опции предлагаются бронированный пол, светосигнальные маячки и прочее. Поскольку «Форс» весит на 430 кг больше, чем «Фора», использованы пружины подвески из проволоки большего диаметра и усиленные амортизаторы.
13.ВАЗ-212183 «Ландоле» — это открытый пляжный внедорожник на основе «Форы», обладающий кузовом типа «Ландо» или «Ландоле». Производится «СПА БРОНТО» по индивидуальным заказам с 1997 года. Отсутствие части крыши и стоек дверей компенсировано оригинальным трубчатым силовым каркасом, на который при необходимости устанавливается легкий тент или монтируются крепления для перевозки крупногабаритного спортивного инвентаря. Задняя часть автомобиля открывается на горизонтально расположенных петлях. Салон легко моется (сиденья обиты кожзаменителем, пол покрыт мягким линолеумом). Внешний вид дополнен оригинальным пластиковым «обвесом» и двухцветной окраской.
14.ВАЗ-2129 «Утилитер» — это коммерческая модификация «Кедра». Она отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и решетчатыми с внутренней стороны задними боковыми окнами. Изготавливалась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и широкого распространения не получила.ВАЗ-2130 («Кедр») — это модификация ВАЗ-2129 с измененной организацией салона. Трехместное заднее сиденье типа 2108 было сдвинуто вперед. По неподтвержденной информации, позже индекс модели изменили на 2129-01. ВАЗ-2130 производился малыми сериями в 1993—1994 годах и стал основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01.
15.ВАЗ-2131 СП (модель 213105/213145) — это санитарный автомобиль, изготавливаемый на ОПП ВАЗа на базе модели ВАЗ-2131. Он отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей, что позволяет увеличить объем багажника. Это дает возможность перевозить больного на носилках и двух сопровождающих медиков с необходимым оборудованием.
16.ВАЗ-213102 — это гражданская 5-дверная версия санитарного автомобиля ВАЗ-213105. Она также обладает увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей. Однако на данном автомобиле установлен обычный 5-местный салон. Увеличенный багажник объемом до 1900 литров позволяет разместить два дополнительных сиденья, что превращает его в 7-местный автомобиль и подводит его к классу среднеразмерных внедорожников. ВАЗ-213102 производился под заказ с 1999 по 2003 год.
17.ВАЗ-2121 «Сахара-1» — это удлиненная версия «Нивы». В конце 80-х годов на ВАЗе пытались разработать удлиненные модификации автомобиля. В 1991 году энтузиасты создали шесть экземпляров удлиненной «Нивы» с увеличенной высотой крыши. Часть из них была зарегистрирована как самоделки и попала в частные руки, а некоторые были выкуплены «Лада-банком» в качестве служебных и оформлены под собственным названием «Сахара». На базе этих наработок позже были созданы удлиненные версии ВАЗ-2129 «Кедр» и ВАЗ-21218 «Бронто».
18.ВАЗ-2328 «Волк» — это пикап с короткой 2-местной кабиной, созданный на базе модели ВАЗ-2131. Он должен был начать производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но из-за низкого спроса на модель «ЛАДА-Тул» выпустила лишь установочную партию «Волков».
19.ВАЗ-2329 «Медведь» (также известный как «Нива Пикап» или LADA 4x4 Pickup) — это пикап с удлиненной 5-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131, который мелкосерийно изготавливается на ОПП ВАЗа. Этот автомобиль сохраняет несущий кузов с колесной базой 2700 мм и отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом. Грузоподъемность составляет 650 кг. ВАЗ-2329 использует механическую часть от ВАЗ-2129/2131, и по желанию вместо двигателя ВАЗ-21213 можно установить двигатель ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с.). Также предусмотрен дополнительный топливный бак, увеличивающий общую емкость до 84 литров. Заднее сиденье в кабине оригинальное и в сложенном состоянии образует ровную грузовую площадку. Первые выпуски этого пикапа носили название «Медведь».
20.ФВК-2302 «Бизон» — это пикап с рамным шасси, созданный на базе агрегатов «Нивы». Производился мелкосерийно небольшой тольяттинской фирмой в период с 1993 по 1995 годы. Данная модель имеет короткую двухместную кабину и деревянную платформу, а её усиленная задняя подвеска была создана с использованием рессор от «Волги» и заднего моста от УАЗа.ВИС-2346 — это семейство пикапов с полурамным шасси, также базирующееся на агрегатах «Нивы» и производимое тольяттинской компанией «ВАЗинтерСервис» с 1996 года. В настоящее время выпускаются две версии: ВИС-2346 с короткой двухместной кабиной и ВИС-23461 с удлиненной 5-местной кабиной. Ранее также производились модель ВИС-23464 с полуторной четырехместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от LADA Samara 2. Все версии оборудованы усиленной рессорной задней подвеской.
21.БРОНТО-1922 «Марш-1» — это снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления, который производился мелкосерийно ОАО «СПА БРОНТО» с 1997 года на базе агрегатов ВАЗ-21213. Он предназначен для передвижения по сложным и труднопроходимым местностям.
22.Lada 4x4 21214-0000070-20 «Нива Рысь» — это модификация Lada 4x4, которая была доработана для улучшения характеристик на бездорожье. В модель был расширен ход передней подвески и установлены проставки под верхней шаровой опорой, а также передние амортизаторы с увеличенным ходом на 25 мм. Задние амортизаторы получили увеличение хода на 50 мм. «Нива Рысь» оборудована колесами с шинами 235/75R15, имеющими увеличенные грунтозацепы. Арки колес были доработаны и дополнены резиновыми расширителями. Для повышения тягового момента была установлена передаточная пара 4,1 вместо стандартной 3,9, а в редукторах появились самоблокирующиеся дифференциалы, что значительно улучшает проходимость и управляемость автомобиля в сложных условиях.