Уважаемые друзья-подписчики! Продолжаю для вас публикацию серии фронтовых очерков периода Сталинградской битвы.
Фронтовые, армейские, корпусные и дивизионные газеты ежедневно печатают на своих страницах письма, заметки, статьи красноармейцев и командиров с описанием и разбором боевых действий отдельных бойцов и целых подразделений и частей.
- 19 ноября 1942 года началась стратегическая наступательная операция советских войск по окружению и разгрому немецко-фашистских войск в районе Сталинграда под кодовым названием «Уран».
- 27 ноября 1942 года – началась разработка плана ликвидации окруженных под Сталинградом немцев «Кольцо».
На первой странице ( рядом с передовицей "Бить врага до полного разгрома") помещена заметка майора Н. Артамонова под названием " Новые успехи снайпера Зайцева".
Теперь на его счету 171 убитый гитлеровец!
27 ноября 1942 года в газете Юго-Восточного фронта «Сталинское знамя» был напечатан очерк Василия Гроссмана «Направление главного удара».
Летом 1942 года писатель был направлен в Сталинград, где находился с первого до последнего дня обороны города. В отличие от своих коллег-корреспондентов, приезжавших в Сталинград, но мало бывавших на передовой, он в самый разгар боев побывал почти на всех участках ожесточенных сражений Сталинграда: за тракторный завод, на Мамаевом кургане, на «Баррикадах», на СталГРЭСе, на командном пункте Чуйкова, в дивизиях Родимцева, Гуртьева, Батюка.
За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передней линии обороны, Василий Семенович Гроссман 8 февраля 1943 года награжден орденом Красной Звезды.
Из наградного листа:
«Писатель ГРОССМАН Василий Семенович с первых дней войны беспрерывно работает в передовых частях действующей Армии сначала Юго-западного, потом Юго-восточного и наконец Сталинградского фронтов. Литературные произведения на военные темы, которые создал тов. ГРОССМАН за время войны хорошо известны всей армии и стране. Среди них книга «Народ бессмертен», очерки «Сталинградская битва», «Сталинградская переправа», «Царицын-Сталинград», «В степном овраге», «Сталинградская быль», «Направление главного удара» и другие. Очерки тов. ГРОССМАНА помещаемые в «Красной Звезде» и «Сталинском знамени» неоднократно перепечатывались во многих других газетах.
Писатель ГРОССМАН исполняя свои корреспондентские обязанности, неоднократно участвовал в боях проявлял при этом отвагу и мужество. Он пробирался в самые передовые подразделения, вплоть до боевого охранения, в наиболее напряженные дни военных действий. В настоящее время он является единственным писателем, который участвует в боях за Сталинград и часто выезжает в город в батальоны, роты где собирает литературный материал.
Например, будучи в 13-й Гвардейской дивизии в Сталинграде, тов. ГРОССМАН, несмотря на исключительные трудности в работе и личную опасность написал блестящий очерк «Сталинградская битва», помещенный в «Красной Звезде» и перепечатанный в «Комсомольской правде». Примеров героизма, отваги, проявленной тов. ГРОССМАНОМ можно привести бесчисленное множество.
Со времени наступательных операций тов. ГРОССМАН находится в передовых частях 51, 57 и 64 армий. Писатель ГРОССМАН В.С. вполне достоин наград орденом Красного Знамени».
Предлагаю вашему вниманию «адаптированный» для детей вариант очерка «Направление главного удара», проиллюстрированный А. Ермолаевым (отрывки)
Ночью сибирские полки дивизии полковника Гуртьева заняли оборону. Всегда суров и строг вид завода, но можно ли найти в мире картину суровее той, что увидали люди дивизии в октябрьское утро 1942 года? Темные громады цехов, поблескивающие влагой рельсы, уже кое-где тронутые следами окиси, нагромождение разбитых товарных вагонов, горы стальных стволов, в беспорядке валяющиеся по обширному, как главная площадь столицы, заводскому двору, холмы красного шлака, уголь, могучие заводские трубы, во многих местах пробитые немецкими снарядами. На асфальтированной площадке темнели ямы, вырытые авиационными бомбами; всюду валялись стальные осколки, изорванные силой взрыва, словно тонкие лоскуты ситца. Дивизии предстояло стать перед этим заводом и стоять насмерть. За спиной была холодная, темная Волга. Ночью саперы взламывали асфальт и в каменистой почве выдалбливали кирками окопы; в мощных стенах цехов прорубали боевые амбразуры, в подвалах разрушенных зданий устраивали убежища. Полки Маркелова и Михалева обороняли завод.
Один из командных пунктов был устроен в бетонированном канале, проходившем под зданиями главных цехов. Полк Сергеенко оборонял район глубокой балки, шедшей через заводские поселки к Волге. «Логом смерти» называли ее бойцы и командиры полка. Да, за спиной была ледяная, темная Волга, за спиной была судьба России. Дивизии предстояло стоять насмерть.
Всю ночь грохотала немецкая артиллерия, и, едва взошло солнце над вспаханной немецким железом землей, появилось сорок пикировщиков, и снова завыли сирены, и снова черное облако пыли и дыма поднялось, над заводом, закрыло землю, цехи, разбитые вагоны, и даже высокие заводские трубы потонули в черном тумане.
В это утро полк Маркелова вышел из укрытий, убежищ, окопов, он покинул бетонные и каменные норы и перешел в наступление.
Батальоны шли вперед через горы шлака, через развалины домов, мимо гранитного здания заводской конторы, через рельсовые пути, через садик городского предместья. Они шли мимо тысяч безобразных ям, вырытых бомбами, и над головами людей был весь ад немецкой воздушной армии. Железный ветер бил в лицо, а они все шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?
Да, они были смертны. Полк Маркелова прошел километр, занял новые позиции, закрепился на них. Только здесь знают, что такое километр. Это тысяча метров, это сто тысяч сантиметров.
Ночью немцы атаковали полк во много раз превосходящими силами. Шли батальоны немецкой пехоты, шли тяжелые танки, и пулеметы заливали позиции полка железом. Пьяные автоматчики лезли с упорством лунатиков.
О том, как сражался полк Маркелова, расскажут мертвые тела бойцов, расскажут друзья, слышавшие, как в ночь и на следующий день и снова в ночь рокотали русские пулеметы, раздавались взрывы русских гранат. Повесть об этом бое расскажут развороченные и сожженные немецкие танки и длинные вереницы крестов с немецкими касками, выстроившиеся по-взводно, по-ротно, по-батальонно.
Да, они были простыми смертными и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело...
Эта любовь и вера друг в друга помогали в страшном бою красноармейцам становиться на место командиров, помогали командирам и работникам штаба браться за пулемет, ручную гранату, бутылку с горючей жидкостью, чтобы отражать немецкие танки, вышедшие к командным пунктам.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед
#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#