Найти в Дзене

Алексеевская церковь в Егорьевске. Храм в честь покровителя города и наследника престола

В г. Егорьевске на улице Нечаевской есть небольшой храм во имя святителя Алексия Московского. До 1929 года здесь была деревня Нечаевская – центр бывшей Нечаевской волости Егорьевского уезда. Богатый крестьянин этой деревни Иван Акатьев в начале 1900-х гг. воздвиг на свои средства часовню, которая позже была достроена и преобразована в церковь. Изначально «часовня-церковь» не имела своего прихода и была приписана к ныне утраченному Успенскому «Белому» собору Егорьевска. Со временем Алексеевская церковь стала самостоятельной и в советские годы не закрывалась. Почитание святителя Алексия Московского в Егорьевском крае началось в глубокой древности. Первое упоминание села Высокого – исторического предшественника города – встречается в завещании великого князя Василия Темного в XVвеке. Однако, по преданию, эти земли столетием раньше принадлежали боярину Федору Бяконту – отцу митрополита Алексия. Считается, что святитель впоследствии пожертвовал отцовское имение во вновь устроенный Чудов мо

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

В г. Егорьевске на улице Нечаевской есть небольшой храм во имя святителя Алексия Московского. До 1929 года здесь была деревня Нечаевская – центр бывшей Нечаевской волости Егорьевского уезда. Богатый крестьянин этой деревни Иван Акатьев в начале 1900-х гг. воздвиг на свои средства часовню, которая позже была достроена и преобразована в церковь. Изначально «часовня-церковь» не имела своего прихода и была приписана к ныне утраченному Успенскому «Белому» собору Егорьевска. Со временем Алексеевская церковь стала самостоятельной и в советские годы не закрывалась.

Почитание святителя Алексия Московского в Егорьевском крае началось в глубокой древности. Первое упоминание села Высокого – исторического предшественника города – встречается в завещании великого князя Василия Темного в XVвеке. Однако, по преданию, эти земли столетием раньше принадлежали боярину Федору Бяконту – отцу митрополита Алексия. Считается, что святитель впоследствии пожертвовал отцовское имение во вновь устроенный Чудов монастырь в Москве. Предание сложно подтвердить историческими фактами, однако Нечаевская волость до середины XVIII века числилась вотчиной московского Чудова монастыря.

В годы святительства Алексия (Бяконта) русские земли находились под зависимостью ордынских ханов, а в Московском кремле располагался двор татарских наместников. В 1357 г. хан вызвал в Орду русского святителя, которго считали человеком праведным. Ордынский правитель велел Алексию помолиться о выздоровлении его ослепшей супруги – Тайдулы, и Господь услышал молитву святителя. Чудесное исцеление ханши произошло в день церковного праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех, которое празднуется 19 сентября. В благодарность за исцеление хан передал митрополиту Алексию участок своего двора в Московском кремле. На этом участке был основан древний Чудов монастырь.

-2

День обретения мощей святителя Алексия Московского (2 июня) особенно почитался в Егорьевске . В этот день совершался многолюдный крестный ход вокруг всего города. Вот как описывалось это местное торжество в 1912 году:

«Крестный ход начался пением молебна Пресвятой Богородице с чтением акафиста, который разделен был на 4 части и прочитан на 4-х остановках. На остановке при часовне св. Николая близ монастыря был отслужен молебен святителю Николаю Чудотворцу с прочтением акафиста, а в монастыре женском, который основан при кладбище, отслужен молебен Пресвятой Троице и святым, коим посвящен монастырский храм, и панихида по усопшим жителям г. Егорьевска; при остановке на южной стороне города совершено было водосвятие. Крестный ход закончился в 4-м часу пополудни».
-3

Вплоть до начала XX в., несмотря на широкое почитание святителя Алексия, в Егорьевске не было ни одного храма в его честь. В 1906 г. крестьянин Иван Акатьев построил первую Алексеевскую часовню в деревне Нечаевской, чтобы служить в ней вечерни в холодное время года. В 1908 году маленькая часовня уже не вмещала всех желающих, и Акатьев обратился к епархиальным властям с просьбой разрешить расширить здание. Также Акатьев просил позволения устроить алтарь, чтобы священники из соседних храмов служили в часовне литургию хотя бы несколько раз в год.

-4

Крестьянин Акатьев обосновывал просьбу заботой о духовной жизни фабричного населения Егорьевска, вера которого в то время значительно ослабела. Кроме того, устройство «часовни-церкви» должно было увековечить важное событие в жизни семьи последнего российского императора Николая II – рождения в 1904 году цесаревича Алексия.

Алексеевский храм имел двойное посвящение. Первое – в честь городского покровителя митрополита Алексия Московского, и второе негласное – в честь наследника царского престола. По той же логике в 1880-х гг. в Егорьевске был освящен величественный собор во имя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II.

-5

Обращение крестьян Нечаевской волости Егорьевского уезда от 9 февраля 1905 года свидетельствует об их лояльности монархии. Вот его строки, обращенные к Николаю II:

«Повергаем к стопам Вашего Императорского Величества верноподданнические чувства и глубокую благодарность за милости, дарованные Высочайшими Манифестами 17-го октября и 3-го ноября 1905 года. Всегда готовы отдать свою жизнь за дорогого и любимого Царя…В ознаменование великого события дня 17-го октября мы решили поставить в нашем волостном правлении иконы святого Николая и святого Алексия, имени Вашего Императорского Величества и Наследника Русского Престола, и отслужить молебен о здравии и благоденствии возлюбленного Монарха и Его Наследника».

В мае 1912 г. торжества в честь святителя Алексия Московского посетил епископ Рязанский и Зарайский Дмитрий. Иерарх участвовал в ежегодном крестном ходе, служил во всех городских церквях. 22 мая преосвященный Дмитрий посетил и небольшую Алексеевскую церковь в деревне Нечаевской. Вот как описан визит высокого гостя в Рязанских епархиальных ведомостях:

-6
«В 9 часу того же 22 мая Его Преосвященство изволил посетить и осмотреть недавно выстроенную церковь при Нечаевской деревне, отстоящей в двух не более верстах от города и входящей в состав соборного прихода. Церковь каменная, устроена крестьянином этой деревни на свои средства из часовни. Она небольшая, но очень хорошенькая; иконостас золоченый. При ней есть церковная утварь и облачения… Владыка благословил строителя и принял его просьбу посетить его дачу».

В советский период после революции 1917 г. Нечаевский храм продолжал действовать, несмотря на попытки властей его закрыть. Репрессиям и давлению подвергалось местное духовенство. В 1919 г. священник соседнего села Рыжево Нечаевской волости Василий Митродоров жаловался во ВЦИК на действия Волостной реквизиционной комиссии, которая забрала у него последнюю корову – единственное, что составляло его пропитание. Из текста жалобы видно, что отец Василий принял сан незадолго до революции и состоял корреспондентом Губернского и Уездного статистического бюро. В 1941 году имя того же священника встречается в отчете партийных работников А. А. Лаврова и Б.Н. Вампилова:

-7
«Возьмем пример церкви в селе Рыжове. Недавно поп этой церкви, гр-н Митродоров, ссылаясь на невозможность платить налоги… отказался от службы в селе Рыжове, перевез дом в гор. Егорьевск и теперь устроился вторым попом в Нечаевской церкви в Егорьевске».

После Великой Отечественной войны, кстати, о. Василий Митродоров значился в списке духовенства Московской области, представленного к награждению медалью «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 годов».

-8

Судьба настоятеля Алексеевской церкви и благочинного Егорьевского округа Андрея Ясенева сложилась иначе. В 1938 г. он был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. В 2003 году о. Андрей был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских.

Некоторое время вплоть до возобновления богослужений в 1946 году в Александро-Невском соборе, небольшая Алексеевская церковь оставалась единственной действующей в Егорьевске. В Нечаевской церкви в эти годы нашли приют монахини из закрытого Троицкого женского монастыря. Сюда были перенесены некоторые городские святыни, среди которых древний образ Николая Чудотворца из городской Никольской часовни.