Многие слышали имя Альбрехта Дюрера. Картины его, правда, знакомы далеко не всем, но имя живёт. Надо отдать должное художнику: добиться такой славы, чтобы она не померкла спустя пять веков - это уметь надо. И вот как-то раз получаю я репост удивительной истории, в которой как раз фигурирует Дюрер. Просторы интернета этот рассказик бороздит уже давно, никуда не делся, так что найти труда не составит. Я даже скриншот сделала.
С самого начала неизвестный автор начинает вышибать у читателя слезу: ах, какая бедная семья... ювелира. Ювелира?! Вы можете представить себе бедного ювелира? (Сразу вспоминается анекдот про бедную семью, их бедного дворецкого и совсем бедного садовника) А ещё он, оказывается, в поселке жил! Интересно, клиенты к нему из города приезжали, или он своих односельчан обслуживал? Заказов-то было невпроворот! Небось, плуги золотить, или рога баранам серебрить? Душещипательная такая история, только одна в ней загвоздка: это полный бред с исторической точки зрения. Начать можно уже с того, что у Альбрехта Дюрера не было брата-шахтера. Дальше можно не продолжать, но в пятнадцатом веке и художественных академий не было, вообще, никаких. Желающий выучиться на художника в те далёкие времена поступал в подмастерье к более-менее известному живописцу и постепенно постигал азы профессии, помогая мастеру в работе над заказами. В общем, всё не так. Но, когда я попыталась сообщить об этом приславшему мне этот текст, человек обиделся! Ну и что, что не пошел брат художника в шахтеры, какая разница! Дюреру всё равно, он давно умер! Хорошая же притча с глубоким смыслом, чего я докапываюсь! И как-то общение наше после этого прекратилось. Но до сих пор мне не даёт покоя вопрос: а сколько ещё людей поверило автору этого недоразумения? А вдруг мне однажды кто-нибудь на экзамене выдаст перл про несчастного шахтёра, не сумевшего воплотить в жизнь свою мечту? Что интересно, история эта заявлена как притча (=вымысел, иносказание), но автор-то делает героями своего текста реальных исторических личностей. И это очень плохо. Жанр притчи, вообще-то, не предполагает отсылок к реально жившим людям. Упоминание в рассказе исторического лица неизбежно приводит к тому, что вымысел начинает восприниматься как факт. Тем более, что не искушённый в истории искусства читатель факты проверять не будет!
И возникает вопрос: а насколько этично придумывать конкретному человеку другую жизнь? Даже не приукрашивать какие-то моменты, а, вообще, выдумывать факты? И ведь не только Дюреру так "повезло". Читала я как-то книжку про одну неординарную женщину-астронома. Книжка была заявлена как исторический роман, автор писала о людях, чьи биографии подтверждаются историческими документами. И всё бы хорошо, но в предисловии писательница призналась, что выдумала героине любовника, дабы обеспечить ей женское счастье. А то муж у неё старый был. А что она вот так походя оклеветала уважаемую женщину, ей в голову не пришло. И вот эта лёгкость переписывания и перевирания истории ужасает. А уж с появлением интернета запустить фейк стало секундным делом. А потом на основе растиражированных фейков ИИ начнет сочинять альтернативную историю. А роботы будут писать курсовые и научные работы, проверять которые будут тоже роботы... Но это меня заносит уже. А, вообще, я думаю, что кое-что об Альбрехте Дюрере знать стоило бы. Ну, чтобы уметь отделять мух от котлет. И ещё из уважения перед талантом, пережившим века. Итак, родители Дюрера, обеспеченные и уважаемые люди, действительно, дали жизнь 18 детям. Но выжили только трое - Альбрехт и его младшие братья Ханс и Эндрес (зашкаливающая детская смертность была приметой мира, не знавшего антибиотиков). Ханс стал художником, а Эндрес ювелиром.
Биография Альбрехта Дюрера не даст пищу для сенсаций. В отличие от многих и многих творческих людей в его жизни на удивление мало страданий (может, поэтому и насочиняли про него всякого: а то разве бывает гений без трагедии?) А вот созидательного труда - много. Он выучился на художника, женился, путешествовал, открыл собственную мастерскую, создавал иллюстрации для книг, плотно занимался математикой, писал трактаты о живописи и постоянно совершенствовал свое искусство. Неслучайно его называют "северным Леонардо да Винчи". Прожил 56 лет (для того времени не так уж и мало). Его брак оказался бездетным, так что всё его наследие - в картинах и гравюрах. И как же здорово, что многие из них сохранились!
Широкую известность Дюреру принесли гравюры. На доске из твердого дерева или на медном листе вырезается / выцарапывается рисунок. Углубления заполняются краской, после чего на доску накладывают лист бумаги и прижимают его прессом. И рисунок отпечатывается на бумаге. Картину заказчик повесит у себя в доме, и мало кто её увидит. А оттисков с гравюры можно сделать много, и купить их могут даже простые люди.
Но и, собственно, картины тоже упомянуть надо. Коллегам и конкурентам, видевшим в нем в первую очередь рисовальщика и гравера, Дюрер не раз доказывал, что в красках и колорите понимает больше многих.
В общем, Альбрехт Дюрер - великий художник, но не всему, что про него пишут в интернете, нужно верить. Осторожнее там с фейками!