Немного о Т-44 в целом
Танк Т-44 был разработан в период с 1943 по 1944 год в Харьковском конструкторском бюро под руководством Александра Морозова. Он предназначался для замены широко известного Т-34.
Основное отличие Т-44 от Т-34 заключалось в использовании торсионной подвески, значительно улучшающей распределение нагрузки и повышающей бронезащиту танка. Кроме того, новая компоновка позволила снизить силуэт машины, расположить двигатель В-44 поперек корпуса, а не вдоль и усилить защиту экипажа.
Производство Т-44 началось в 1944 году, однако из-за приоритетности выпуска Т-34-85, оно было относительно небольшим. Всего было выпущено менее 2 тыс. единиц.
В ходе Великой Отечественной войны Т-44 не успел поучаствовать в боевых действиях. Однако танк все же успел побывать в бою. Т-44 принимали участие в подавлении восстания в Венгрии в 1956 году, проявив себя в городских боях в ходе операции «Вихрь».
Но все же большинство Т-44 задействовали в качестве учебных машин.
В начале 1960-х годов началась модернизация танков до стандарта Т-44М. Изменения подразумевали установку приборов ночного видения, новых радиостанций и стабилизаторов вооружения. Значительно повысились боевые возможности танка и его эксплуатационные характеристики.
Машина оставалась на вооружении до конца 1970-х годов.
После списания Т-44 нашли применение в различных сферах. Часть из них в 1965 году переделали в эвакуационные тягачи БТС-4, которые активно применяли в армии для эвакуации поврежденной техники с поля боя.
Другие Т-44 отдали в киноиндустрию для создания макетов немецких танков, таких как Pz-IV и “Тигр”, в советских, а затем и российских военных фильмах. Оставшиеся машины разместили на хранение.
Открытие монумента в Петровске в 1995 году
В 1995 году в Петровске открыли мемориал памяти, приуроченный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это событие стало значимым для города и его жителей. Идея об его создании возникла благодаря инициативе местных властей и ветеранов, которые хотели увековечить подвиг советских военных.
В состав мемориала вошла и экспозиция военной техники. В качестве одного из экспонатов для монумента выбрали танк Т-44, предположительно, 1946 года выпуска, а затем модернизированный в 1960-х годах до Т-44М.
Открытие мемориала сопровождалось торжественной церемонией, на которой присутствовали ветераны войны, представители местной администрации, школьники и жители Петровска.
Кроме того, мемориальный комплекс в состав которого вошел танк стал местом проведения различных памятных мероприятий, таких как празднование Дня Победы, и других значимых дат. Этот памятник не только украсил город, но и стал символом уважения к истории и подвигу солдат, защищавших Родину.
Продажа и скандал вокруг танка Т-44 в 2014 году
В 2014 году Т-44, установленный на монументе в Петровске, стал объектом скандала, вызвавшего бурю общественного возмущения. В мае того года танк продали коллекционеру оружия и представителю Самарского культурно-исторического фонда «Патриот» — Андрею Скобелеву.
Это событие вызвало негодование среди местных жителей и ветеранов, для которых боевая машина была символом памяти и героизма.
Продавцом Т-44 выступил Юрий Заигралов, глава Петровского района. Чиновник заявил, что танк Т-44, стоявший в городе, представлял собой лишь муляж, собранный из отдельных деталей и не имел никакой ценности, кроме “ценности металлолома”. Этот танк передали на Энгельсский ремонтный завод для доработки, а взамен город получил настоящий боевой танк Т-34, участвовавший в войне.
Глава Петровского района подчеркнул, что обмен не был сделан тайно и опроверг обвинения в корыстных мотивах. Однако для многих горожан и ветеранов продажа боевой машины выглядела как коммерческая сделка, игнорирующая моральные и исторические аспекты.
Несмотря на заверения местных властей, что замена была согласована с ветеранами и произведена для улучшения экспозиции, недовольство среди населения сохранялось. Активисты из местных жителей устраивали пикеты, трехнедельную голодовку и даже собирали подписи за отставку главы администрации.
Скандал получил широкое освещение в СМИ. В конечном итоге, продажа танка Т-44 стала символом недостаточной прозрачности и учета общественного мнения в решениях, касающихся культурного и исторического наследия.
Предполагаемый путь танка Т-44 из Петровска до Москвы и первое восстановление танка Т-44
Несмотря на заявления администрации Петровска, танк не был муляжом. Все внутренние детали оставались на месте. Более того, как отметил Андрей Скобелев, машина неплохо сохранилась. За время пребывания на ремонтном заводе в Энгельсе Т-44 перекрасили, вернув исторически правильный цвет, а также провели реконструкционные работы.
Предполагалось, что танк станет частью экспозиции, посвященной бронетехнике советского периода, в парковом комплексе истории техники в Тольятти. Однако судьба распорядилась иначе и спустя год Т-44 прибыл в Москву.
Второе восстановление танка Т-44 и его нынешнее состояние в Падиково
С февраля 2015 года Т-44 продолжил свою историю в Музее отечественной военной истории в Падиково, Подмосковье. Несмотря на то, что боевая машина хорошо сохранилась, было заметно, что она прошла «войсковой ремонт». Так, был заварен люк заряжающего. Да и длительное пребывание на постаменте под открытым небом не пошло на пользу внешнему облику танка.
В 2018 году перед Днем Танкистов Т-44 передали в руки специалистов, которые осуществили масштабную реставрацию. Особое внимание уделялось восстановлению аутентичного внешнего вида и внутреннего оборудования.
Реставраторы старались максимально точно, насколько позволяла комплектность деталей, восстановить исторический облик танка.
После завершения работ танк снова занял свое место в экспозиции военного музея в Падиково, став одним из центральных экспонатов. Посетители музея могут увидеть боевую машину в максимально восстановленном виде и познакомиться с историей военной техники времен Великой Отечественной войны.