Мозаика в архитектуре СССР 1960-1970-х годов стала символом творческой свободы в эпоху жестких политических рамок. Это искусство, дорогое и трудоемкое, вопреки борьбе с архитектурными излишествами, заняло важное место в модернистской среде. Художники использовали мозаики на фасадах и в интерьерах общественных зданий, экспериментируя со стилями, в том числе абстракцией.
Смена эстетических приоритетов была вызвана диссонансом между архитектурой и традиционным социалистическим реализмом, который стал очевиден на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Архитектура стала модернизироваться, что дало художникам новый вызов — интеграция искусства в архитектурные проекты. Это привело к возвращению монументальной живописи и возрождению мозаик, но уже в новом стиле.
Примером стал Дворец пионеров в Москве, где для фасадов использовали мозаику из простого материала — силикатного кирпича и смальты. Монументальное искусство поддержал и Никита Хрущев, одобривший новый архитектурный стиль.
К 1960-м годам мозаика приобрела символическое значение. Например, работы для кинотеатра «Октябрь» и конференц-зала СЭВ в Москве отличались модернистским подходом, а мозаика из серого бетона и камня вокруг зала стала символом научного и технического прогресса. Творения таких художников, как Григорий Дауман и Евгений Казарянц, включали сюжеты, связанные с наукой, технологией и космосом, отражая оптимизм тех лет.
Мексиканское искусство также оказало влияние на советскую мозаику, привнеся смелые, яркие образы и большие монументальные формы, что позволило советским художникам еще больше отойти от реализма.
Мозаика стала важной частью культурного наследия того времени, объединяя в себе модернизм, технологический прогресс и поиски художественной свободы.