Найти тему

Айхал. Крайний Север: 80 годы прошлого века. Дизельное топливо

Фото автора. Заправка БелАЗ на зимнике Усть-Кут – Мирный.
Фото автора. Заправка БелАЗ на зимнике Усть-Кут – Мирный.

БелАЗ и дизтопливо. Хорошая тема которую подняли наши читатели. Скажу прямо, автору выпала честь работать на карьерном самосвале в то время когда на расход топлива, ни кто не обращал внимание.
Лили в баки топливо, сколько нужно, и когда нужно. Внизу бака стоял небольшой кран, для слива конденсата. Через этот кран брали топливо мыть руки и детали. Был ли при работе перерасход топлива, или экономия это до водителей не доходило.
Северный завоз, в наши края, осуществлялся летом по реке Лена. Основная база была в городе Ленск.
Из Ленска топливо развозили специальными автомобилями, по городам и посёлкам алмазного края.
Был случай когда дизельного топлива не хватило на всю долгую зиму.
Карьерные самосвалы которые являлись основным потребителем дизельного топлива, перевели работать на авиационный керосин. Для смазки в керосин добавляли масло, смешивали в топливозаправщике и работали.
Авиационный керосин доставляли грузовые самолёты. Которые сливали излишки из своих баков. В грузовом отсеке самолёта привозили дизтопливо в бочках для буржуйских самосвалов и бульдозеров. Буржуи запрещали своей технике работать на керосине. Наши БелАЗ работали. И работали не плохо.
Стране нужны алмазы, и мы их давали по мере своей возможности.

Р1000dosok.ru. Фото с Яндекса. Ручной насос прокачки топлива, для БелАЗ–548. На БелАЗ–540 в то время такого насоса не было. Топливо прокачивали насосом установленным на топливном насосе.
Р1000dosok.ru. Фото с Яндекса. Ручной насос прокачки топлива, для БелАЗ–548. На БелАЗ–540 в то время такого насоса не было. Топливо прокачивали насосом установленным на топливном насосе.

Было несколько случаев связанных с топливом. С круглыми баками на БелАЗ автору работать не пришлось. Они появились позже. На БелАЗ–548 стояли прямоугольные баки объёмом в 400 литров. Часто этот бак водители использовали как дополнительный стол. При буксировке машины туда клали вытащенную из бортового редуктора полуось. Когда отворачивали колёса, складывали на бак, скобы, клинья и гайки крепления колёс.
Оказывается не всё так просто с топливом при работе в условиях крайнего севера. Когда июнь, ещё не лето, а июль уже не лето. В начале своей карьеры водителем БелАЗ, автор не вовремя заправил почти пустой бак, при температуре воздуха - 50 градусов по Цельсию. Холодное топливо попало в тёплый топливный насос, образовались воздушные пробки. Машина благополучно заглохла. Выручила ручная прокачка топлива. Качал прокачкой долго, пока дизель не заработал ровно. В итоге отмороженные кисти рук. Следы этого происшествия до сих пор заметны на руках.
На зимнике, при перегоне новых БелАЗ, на одном из пикетов не оказалось арктической солярки. Летнее топливо превратилось в солидол. Пришлось топливо заправщику возвращаться в Усть-Кут за нормальным топливом. Мы в это время разогревали летнюю солярку и тёплое топливо заливали в бак. Накладывая замороженную летнюю солярку в вёдра, совковой лопатой. Лопаты брали с собой очищать снег, а пришлось загружать в вёдра солярку.
Добавляли топливо порциями, чтобы дизель продолжил свою работу на средних оборотах, сохраняя тепло в кабине. На БелАЗ–548 с турбонаддувом, дизелю на малых оборотах работать запрещалось. Малые обороты дизеля, отрицательно сказывались на работу турбокомпрессоров.
Здесь обошлось без происшествий. Пришёл бензозаправщик, заправились нормальным топливом и поехали дальше. Принцип работы был такой, выработал половину бака, заливай до полного и работай дальше.
Было ещё два случая связанных с топливом, но об этом в следующем тексте.
Не переключайтесь!

Фото читателя "Андрей Шахматов". Дивногорск. Памятник человеку и машине. МАЗ–525.
Фото читателя "Андрей Шахматов". Дивногорск. Памятник человеку и машине. МАЗ–525.
Фото читателя "Андрей Шахматов". МАЗ–525. Крепление переднего колеса. Видно что машина хорошо поработала. Заводских гаек не осталось. Всё заменили болтами самоточками. Так и у нас в автобазе делали. На гайках быстро стиралась грань. Ключ проскакивал по граням. Самоточка надёжней.
Фото читателя "Андрей Шахматов". МАЗ–525. Крепление переднего колеса. Видно что машина хорошо поработала. Заводских гаек не осталось. Всё заменили болтами самоточками. Так и у нас в автобазе делали. На гайках быстро стиралась грань. Ключ проскакивал по граням. Самоточка надёжней.
Фото читателя "Андрей Шахматов". Амортизатор кузова МАЗ–525.
Фото читателя "Андрей Шахматов". Амортизатор кузова МАЗ–525.

Мы продолжаем знакомиться с ветераном МАЗ–525. Сделав "крюк" в двести километров "Андрей Шахматов" дал нам возможность поближе познакомиться с ветераном МАЗ–525. Ни каждый может попасть в Сибирский город Дивногорск, чтобы в живую увидеть этот экспонат, стоящий на пьедестале у Красноярской ГЭС на Енисее.
Благодарю, за внимание!

Айхал. Крайний Север: 80 годы прошлого века. Дизельное топливо.