БелАЗ и дизтопливо. Хорошая тема которую подняли наши читатели. Скажу прямо, автору выпала честь работать на карьерном самосвале в то время когда на расход топлива, ни кто не обращал внимание.
Лили в баки топливо, сколько нужно, и когда нужно. Внизу бака стоял небольшой кран, для слива конденсата. Через этот кран брали топливо мыть руки и детали. Был ли при работе перерасход топлива, или экономия это до водителей не доходило.
Северный завоз, в наши края, осуществлялся летом по реке Лена. Основная база была в городе Ленск.
Из Ленска топливо развозили специальными автомобилями, по городам и посёлкам алмазного края.
Был случай когда дизельного топлива не хватило на всю долгую зиму.
Карьерные самосвалы которые являлись основным потребителем дизельного топлива, перевели работать на авиационный керосин. Для смазки в керосин добавляли масло, смешивали в топливозаправщике и работали.
Авиационный керосин доставляли грузовые самолёты. Которые сливали излишки из своих баков. В грузовом отсеке самолёта привозили дизтопливо в бочках для буржуйских самосвалов и бульдозеров. Буржуи запрещали своей технике работать на керосине. Наши БелАЗ работали. И работали не плохо.
Стране нужны алмазы, и мы их давали по мере своей возможности.
Было несколько случаев связанных с топливом. С круглыми баками на БелАЗ автору работать не пришлось. Они появились позже. На БелАЗ–548 стояли прямоугольные баки объёмом в 400 литров. Часто этот бак водители использовали как дополнительный стол. При буксировке машины туда клали вытащенную из бортового редуктора полуось. Когда отворачивали колёса, складывали на бак, скобы, клинья и гайки крепления колёс.
Оказывается не всё так просто с топливом при работе в условиях крайнего севера. Когда июнь, ещё не лето, а июль уже не лето. В начале своей карьеры водителем БелАЗ, автор не вовремя заправил почти пустой бак, при температуре воздуха - 50 градусов по Цельсию. Холодное топливо попало в тёплый топливный насос, образовались воздушные пробки. Машина благополучно заглохла. Выручила ручная прокачка топлива. Качал прокачкой долго, пока дизель не заработал ровно. В итоге отмороженные кисти рук. Следы этого происшествия до сих пор заметны на руках.
На зимнике, при перегоне новых БелАЗ, на одном из пикетов не оказалось арктической солярки. Летнее топливо превратилось в солидол. Пришлось топливо заправщику возвращаться в Усть-Кут за нормальным топливом. Мы в это время разогревали летнюю солярку и тёплое топливо заливали в бак. Накладывая замороженную летнюю солярку в вёдра, совковой лопатой. Лопаты брали с собой очищать снег, а пришлось загружать в вёдра солярку.
Добавляли топливо порциями, чтобы дизель продолжил свою работу на средних оборотах, сохраняя тепло в кабине. На БелАЗ–548 с турбонаддувом, дизелю на малых оборотах работать запрещалось. Малые обороты дизеля, отрицательно сказывались на работу турбокомпрессоров.
Здесь обошлось без происшествий. Пришёл бензозаправщик, заправились нормальным топливом и поехали дальше. Принцип работы был такой, выработал половину бака, заливай до полного и работай дальше.
Было ещё два случая связанных с топливом, но об этом в следующем тексте.
Не переключайтесь!
Мы продолжаем знакомиться с ветераном МАЗ–525. Сделав "крюк" в двести километров "Андрей Шахматов" дал нам возможность поближе познакомиться с ветераном МАЗ–525. Ни каждый может попасть в Сибирский город Дивногорск, чтобы в живую увидеть этот экспонат, стоящий на пьедестале у Красноярской ГЭС на Енисее.
Благодарю, за внимание!
Айхал. Крайний Север: 80 годы прошлого века. Дизельное топливо.