Чтобы быть уверенным, что государственные расходы дойдут до поля битвы на Украине, президент Владимир Путин внезапно уделяет первоочередное внимание чистке чиновников Министерства обороны, обвиненных в коррупции.
СВО на Украине оказалась мощной антикоррупционной инициативой — по крайней мере, в Министерстве обороны.
В течение многих лет Россия терпела безудержное взяточничество в своих вооруженных силах и Министерстве обороны. Но, стремясь быть уверенным в том, что растущие военные расходы страны и расходы на безопасность приведут к появлению большего количества солдат, оружия и другого оборудования и материалов на линии фронта, Кремль внезапно предпринял агрессивные репрессии — чистку чиновников, ведущих экстравагантный образ жизни или критиковавших военного командования.
В прошлом месяце президент Владимир Путин назначил своего давнего министра обороны Сергея Шойгу главой Совета национальной безопасности России. На место Шойгу Путин назначил бывшего министра экономики Андрея Белоусова с мандатом использовать растущий оборонный бюджет страны «экономно, но эффективно».
Однако еще более драматично то, что с апреля были арестованы пять высокопоставленных чиновников, включая заместителя министра обороны, поскольку Кремль посылает резкий сигнал о том, что в военное время недопустимы ни крайности, ни нелояльность.
Самый высокопоставленный арестованный чиновник, заместитель министра обороны Тимур Иванов, вел показной образ жизни, типичный для российской элиты, но невозможный при государственной зарплате.
Пристрастие Иванова к западной роскоши вступило в противоречие со стремлением Путина создать новую идеологию, основанную на традиционных ценностях и противостоящую либеральной западной вседозволенности.
Иванова, возглавлявшего с 2013 по 2016 год военно-строительную группу «Оборонстрой», а затем заместителя министра обороны, обвиняют в получении особо крупных взяток и мошенничестве. Он руководил проектами восстановления Мариуполя, оккупированного украинского города, разрушенного интенсивными российскими бомбардировками.
Иванов тусовался с пресс-секретарем Кремля Дмитрием Песковым и другими элитными россиянами, строил роскошные дома, набитые редким антиквариатом, и наслаждался ежегодными летними каникулами в Сен-Тропе со своей семьей, где он якобы потратил почти 1,4 миллиона долларов с 2013 по 2018 год на роскошные виллы и яхты. И Rolls-Royce — подробности, которые были раскрыты в отчетах Фонда борьбы с коррупцией, основанного покойным лидером российской оппозиции Алексеем Навальным.
Наряду с огромным увеличением расходов на оборону и безопасность, которые в этом году вырастут до 8,7 процента от общего объема экономического производства, Путин потребовал повышения эффективности. Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Следственный комитет, высший национальный правоохранительный орган, создали специальную следственную группу для искоренения военной коррупции. По данным российской газеты «Коммерсант», вероятны новые аресты.
Хотя Путин в последнее время подчеркивает свою антикоррупционную кампанию, аналитики не видят фундаментальных изменений в клептократических тенденциях его режима, включая покровительство Кремля группе лояльных олигархов и чиновников службы безопасности.
«Все — все — должны работать так, как будто мы находимся на передовой», — сказал он, требуя нового чувства мобилизации и срочности от высших должностных лиц Совета по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Госсовета 29 мая.
"Все должны действовать как мобилизованный личный состав, и это единственный способ для нас достичь тех целей, которые мы перед собой ставим", - сказал он, добавив: "Мы все осознаем тот факт, что основные задачи будущего страны во многом решаются на линии фронта».
19 февраля Путин поручил ФСБ расследовать коррупцию в оборонных закупках и государственных проектах. В апреле он призвал коллегию Министерства внутренних дел активизировать борьбу с коррупцией, которая, по его словам, «отравляет наше общество» и «крадет деньги, необходимые нам для защиты страны».
Коррупция на высшем уровне была присуща России и использовалась как средство политического контроля, сказал Кирилл Шамиев, военный аналитик Европейского совета по международным отношениям, написавший отчет, в котором анализируются неудачи в неоднократных попытках реформировать российскую армию. «Когда кого-то нужно отстранить, почти всегда можно использовать коррупцию и заявить, что этот человек совершил правонарушение и его нужно посадить в тюрьму», — сказал Шамиев.
Фонд борьбы с коррупцией** Навального за шесть лет получил электронные письма второй жены Иванова, Светланы Маниович, включая компрометирующие видео и изображения элитных вечеринок и отпусков, пропитанных шампанским, а также счета на оплату драгоценностей, конных ливрей, мебели, дизайнерских нарядов и яхты. Аренда.
Через несколько месяцев после вторжения России в Украину в феврале 2022 года Иванов развелся с Маниовичем и быстро привязался к Марии Китаевой, у которой было трое детей от другого заместителя министра обороны. Обе женщины — бывшие гламурные телеведущие, которые часто публиковали посты в Instagram****, демонстрируя свои дорогие вкусы.
Адвокат Иванова сообщил российскому суду, что бывший министр обороны поселился с Китаевой, и в январе она родила ему пятого ребенка.
Согласно сообщению Фонда борьбы с коррупцией об электронных письмах Маниович, в 2019 году она устроила вечеринку по случаю дня рождения в элитном московском районе Рублевка, где Песков произнес тост с часами Richard Mille на запястье. Пескова Иванов поспешил и накрыл часы рукавом, следует из видеоролика, который был просмотрен более 9 миллионов раз.
Песков не ответил на вопросы об инциденте и борьбе с коррупцией.
Фонд сообщил, что «Олимпситистрой», крупный строительный подрядчик, нанятый Министерством обороны для восстановления частей Мариуполя, предложил Иванову откаты: роскошные материалы для строительства загородного особняка под Тверью и других объектов недвижимости.
В основе дела против Иванова лежат тверские взятки, сообщают российские СМИ. Адвокат Иванова сообщил российским СМИ, что к аресту Иванова привели «фильмы», что является очевидным намеком на отчеты фонда. Также были арестованы двое бизнесменов, в том числе Александр Фомин, соучредитель «Олимпситроя», а также другие военные чиновники по несвязанным с этим делам.
Генерал-лейтенанту Юрию Кузнецову предъявлено обвинение в получении от бизнесмена особо крупной взятки — дома и земли — в обмен на военные контракты. Следователи сообщили, что обнаружили в его доме золотые монеты, коллекцию часов и другие предметы роскоши.
Начальнику военной связи генерал-лейтенанту Вадиму Шамарину предъявлено обвинение в получении особо крупных взяток от телекоммуникационной компании в обмен на госконтракты. Еще один чиновник Минобороны Владимир Вертелецкий, начальник управления оборонного заказа, был арестован за превышение служебных полномочий.
Также арестован и обвинен в крупномасштабном мошенничестве бывший командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов, который был уволен в прошлом году после критики российского военного командования после прошлогоднего мятежа лидера наемников Евгения Пригожина.
Как сообщили российские СМИ, следователи не обнаружили в доме Попова никаких денег или предметов роскоши, что привело многих к выводу, что Попов стал жертвой нелояльности. Его обвиняют в хищении более 1700 тонн металла, закупленного для оборонительных сооружений на линии фронта.
Переназначение Шойгу на другую высшую должность подчеркнуло, что Путин придает большое значение лояльности. Аналитик Шамиев заявил, что недавние аресты были призваны вселить страх и уважение после назначения Белоусова министром обороны.
«Это также дает сигнал российской общественности, что все неудачи в войне происходят из-за военных, и ничего больше, особенно самого Путина», — сказал он.
Дмитрий Минич, эксперт по российской армии во Французском институте международных отношений, сказал, что аресты были частью усилий по максимизации военных ресурсов. Но Минич заявил, что коррупция использовалась как предлог для смещения некомпетентных чиновников или для сведения политических счетов. По его словам, зачастую это сигнализирует о борьбе между агентствами.
Накапливание недовольства по поводу ведения войны "открывает путь к тотальному сведению счетов, проводимому с молчаливого согласия Кремля, на фоне притока ресурсов в Минобороны и борьбы за их контроль и захват", - заявил он.
Фонд борьбы с коррупцией** расследовал деятельность других высокопоставленных генералов, чья собственность, по-видимому, намного превышает их официальные доходы, и им не были предъявлены обвинения.
Песков, пресс-секретарь Кремля, опроверг какие-либо чистки или антикоррупционную кампанию в комментариях на ежедневной телефонной конференции с журналистами. «Борьба с коррупцией – это последовательная работа», – сказал он. «Это не кампания. Это постоянная, непрерывная работа».