Рассказываем, что нужно знать о знаковом событии отечественного андеграунда 🚜
15 сентября 1974 года небольшая группа художников-нонконформистов во главе с Оскаром Рабиным, Александром Комаром и Виталием Меламидом организованно вышла со своими произведениями на Первый открытый просмотр картин на открытом воздухе, который состоялся на юго-западе Москвы и продлился всего несколько часов.
Для столь смелого для того времени замысла открыто провести выставку подпольного искусства в духе европейских современных художников был выбран безликий пустырь на пересечении улиц Профсоюзной и Островитянова в районе Беляево. Пустырь превратился в лишенную лоска и каких-либо декораций сцену-плацдарм.
Выставка объединила неофициальных художников разных поколений — в ней приняли участие как представители ранней волны нонконформизма (Оскар Рабин), так и совсем молодые участники, ярко заявившие о себе (Комар и Меламид). К ним присоединились Евгений Рухин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Юрий Жарких, Сергей Бордачев, Римма Заневская, Надежда Эльская, другие художники.
Собственно, название выставка получила благодаря разрушительному исходу событий — вмешательству бульдозеров, как и поливальных машин, призванных к разгону художников и уничтоживших многие работы под видом обыкновенного субботника. Впоследствии бульдозер запомнился как выразительный и мощный образ, связанный с историей о стремлении нонконформистов свободно показывать свое искусство широкой аудитории. Так, например, во время выставки Оскар Рабин с риском для жизни взобрался на нож бульдозера и пытался остановить его разрушительное движение, призывая продолжать выставку дальше.
Полвека назад Бульдозерная выставка всколыхнула советскую культуру, явила мощное стремление искусства подполья выйти за пределы сдерживающих рамок, получила широкий резонанс как на родине, так и за рубежом, стала отправной точкой для открытой демонстрации «другого» искусства, что затем получило развитие во второй половине 1970-х годов в рамках многочисленных выставок неофициальных художников.
Со временем искусство советских нонконформистов обретет заслуженный статус в контексте мирового современного искусства, войдет в состав лучших музейных коллекций Европы и США, станет предметом изучения искусствоведов. Несомненно, все это станет возможным во многом благодаря смелости художников, приложивших усилия для того, чтобы их мечта порвать с интровертностью и выйти на свет воплотилась в жизнь.
#q_art_gallery
#q_art_нонконформизм
#q_art_в_мире_искусства