Найти тему
Стражи Родины

Взрывы на пароходах и телефонный террорист. Как 115 лет назад полиция вычислила опасного преступника по телефонному звонку

Телефонная связь начала активно развиваться в нашей стране в начале ХХ века. При этом иметь дома личный аппарат тогда считалось невероятным шиком, большая часть точек находилась на заводах и фабриках, в госучреждениях, правоохранительных органах, а также крупных ресторанах и клубах. В 1909 году в России было 173 тысячи абонентов, в основном они находились в крупных городах. Именно тогда стали впервые регистрироваться и преступления, совершенные с использованием нового средства связи.

Летом 1909 года в «Торговый дом братьев Каменских» пришло необычное письмо. В нем содержалось требование пожертвовать некой «революционной организации» огромную сумму в 50 тысяч рублей. В противном случае автор угрожал самыми дурными последствиями. Затем аналогичные послания были получены в различных фирмах, аффилированных с торговым домом. В них предлагалось надавить на Каменских, чтобы те побыстрее раскошелились. Данная судоходная компания была одной из крупнейших в России, помимо десятков пароходов и барж она владела хлопковыми плантациями и заводами, а также канатовитейными фабриками. Во многих городах она имела пристани и склады, в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге находились филиалы фирмы. С 1893 года ей совместно управляли сыновья основателя бизнеса и его брата - Михаил, Василий, Алексей, Александр и Иван. Обсудив текст письма, пароходчики решили проигнорировать его. В те постреволюционные годы шантаж и вымогательство под видом неких «революционеров» был очень распространенным типом мошенничества, и в большинстве случаев дальше угроз дело не заходило. Однако 17 августа на следовавшего из Нижнего Новгорода в Пермь пассажирском пароходе «Федор» произошло ЧП. В 15.00, когда судно отошло от пристани «Исады» раздался оглушительный взрыв. Благодаря тому, что почти все пассажиры в этот момент прогуливались по верхней палубе или сидели в столовой в ожидании обеда, никто не пострадал. Оказалось, что бомба была заложена в ватерклозете 2-го класса. Сила взрыва была настолько велика, что были снесены водяные баки и водопроводные трубы, а открывавшиеся внутрь двери вылетели коридор. В соседней с ватерклозетами официантской каюте были вырваны и опрокинуты две койки. После прибытия судна к пристани «Баржск», был произведен обыск среди матросов и других служащих на пароходе, но он не дал никаких результатов.

-2

Не успели в руководстве компании как следует обдумать случившееся, как спустя несколько дней произошел еще один теракт. На сей раз взрывное устройство сработало в ватерклозете для кают 1-го класса парохода «Наталья». Помещение получило сильные повреждения, но поскольку в момент детонации туалет был пуст, опять обошлось без жертв. Следователи установили, что в обоих случаях использовалась самодельная бомба с бикфордовым шнуром. Это означало, что их заложил кто-то из пассажиров, причем в первом случае судно следовало из Нижнего Новгорода, а во втором, наоборот, плыло в этот город. А пару дней спустя в нижегородском филиале раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил секретаря записать заявление для начальства. Он сказал, что уже подготовлено к взрыву еще несколько судов «ТДБК», и, если денег не будет, «пароходы взлетят на воздух». Звонивший потребовал, чтобы в назначенное время у телефона лично сидел один из Каменских с целью обсудить с ним условия «пожертвования». Условие было выполнено, в указанный час аппарат зазвонил, трубку взял Михаил Каменский. Вымогатель повторил свои угрозы, а потом предложил договориться на меньшую сумму – 30 тысяч рублей. Отметим, что она тоже была астрономической, в то время рабочие получали в среднем около 200 рублей в год. Каменский не стал отказываться, но начал торговаться, а потом медленно обсуждать условия передачи денег. Именно такие инструкции – говорить как можно дольше – он получил от стражей порядка! В отличие от террориста Михаил Федорович уже знал, что техника позволяет достаточно быстро установить адрес, с которого сделан звонок. И уже спустя несколько минут конные полицейские галопом мчались к ресторану Иванова. Там, на выходе из здания, был задержан прилично одетый интеллигент, на вид лет 30. Поначалу он изображал удивление, но на допросе у окружного прокурора мужчина сознался и в вымогательстве, и в подрыве пароходов. В ходе обыска у него изъяли несколько книг, пачку почтовой бумаги и 27 копеек.

Это был один из первых случаев истории, когда российской полиции удалось задержать преступника благодаря телефону. Если бы подобное преступление случилось четырьмя годами ранее, «интеллигент» отделался бы десятью годами тюрьмы, в реалиях же 1909 года его ждал «столыпинский галстук». В 1906 году учрежденными по инициативе премьер-министра Петра Столыпина военно-полевыми судами было вынесено 236 смертных приговоров, в 1907 году – 627, а в 1908-м – 1330. При этом подавляющая часть казненных была повешена за грабежи, разбои, убийства и другие тяжкие преступления.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев