«У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг отъединиться, где память, как строка почтового листа, нам сердце исцелит, когда оно томится», — пел Игорь Тальков в известной песне о московских Чистых прудах. Это место в центре столицы давно стало популярным у местных жителей и туристов, которые постоянно приезжают сюда с экскурсиями.
Откуда взялось название
Исторически пруды располагались у стен Белого города. По одной из версий, раньше они назывались «Погаными болотами», потому что в них сбрасывали нечистоты и отходы из мясных лавок, которые располагались рядом (отсюда и название Мясницкой улицы).
Другая версия гласит, что здесь в XII веке было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Однажды в нем побывал князь Юрий Долгорукий, которому не понравилось, как его приняли. Боярина приговорили к казни, а тело бросили в пруд, после чего он стал «поганым».
Наконец, есть упоминания, что здесь поклонялись своим богам балты. Язычников на Руси называли «погаными» (от латинского paganus).
В конце XVII века Александр Меншиков приказал очистить «Поганые пруды», запретил сбрасывать туда нечистоты, и названы они были соответствующим образом, на контрасте со старым наименованием.
Впрочем, москвоведы уверяют, что все эти версии — не более, чем городские легенды. Но, согласитесь, неплохие? Кстати, останки стены Белого города здесь тоже остались, в местечке с амфитеатром, которое называют «ямой». Но о нем отдельно в другой раз.
Рядом с «Патриками», но без пафоса
Ранее я написал, что Чистые пруды — популярное место у туристов. И все же оно не входит в топ самых посещаемых. Да, группы с экскурсоводами здесь можно увидеть, но их немного. А вот москвичи на Чистопрудном бульваре гулять любят, вечером здесь очень людно. Привлекает атмосфера старого города, расположенные рядом городские достопримечательности, заведения разных форматов и, конечно, театры — «Современник», Et Cetera и еще несколько в шаговой доступности.
В паре-тройке километров находятся Патриаршие пруды, очень популярные у москвичей и у туристов. Но «Патрики» давно утратили булгаковский шарм и получили репутацию и атмосферу пафосного тусовочного места, облюбованного инфоцыганами и «инстамоделями». А Чистые пруды свою историческую эстетику почти сохранили. Хотя, безусловно, Патриаршие — тоже место весьма интересное. О них тоже расскажу в другом материале.
На Чистых прудах можно увидеть много неформальной молодежи, представителей субкультур. Здесь иногда проводят занятия на открытом воздухе, например, я видел группу, которую обучали, как обращаться с альпинистским снаряжением. Здесь организуют ярмарки, выступают уличные музыканты. Многие приходят сюда на свидания, посиделки с друзьями или просто почитать.
По следам профессора Воланда
Так получается, что в кино Чистые пруды неоднократно использовались в «роли» других локаций и наоборот. В 60-х годах прошлого века на экраны вышел фильм «Чистые пруды» о том, как война меняет судьбы людей. По сценарию, который написала Белла Ахмадулина, герои картины живут здесь, на Чистых прудах. Но на самом деле мы почти не видим их в кадре — фильм снимали в Лефортовском парке и Измайлово.
Каток на Чистых прудах виден из окна оперативной квартиры из «Джентльменов удачи». На Чистопрудном бульваре бандит в первой серии «Место встречи изменить нельзя» заколол Васю Векшина. А уехал он потом на мосфильмовском трамвае «Аннушка», который задействовали еще много где. Например, в экранизации «Мастера и Маргариты» Юрия Кары.
Кстати, Кара снимал сцену на Патриарших, где Воланд разговаривает с Берлиозом и Бездомным, а потом Берлиоз попадает под трамвай, частично на Чистых прудах. И вот почему. У Булгакова трамвай повернул с Ермолаевского на Бронную, а на самом деле в 30-х годах прошлого столетия никакой трамвайной линии на Бронной не было. Да и Ермолаевский настолько узкий, что сложно представить там трамвай. Но гению прощается, в конце концов, и дьявол по центру Москвы тоже нечасто прогуливается (надеюсь). А вот сцену пришлось снимать на чистых, где трамвай вполне себе есть. Кстати, хороший способ устроить себе обзорную прогулку по местным улицам — сесть в трамвай и прокатиться на нем, любуясь достопримечательностями.
«Лужковский стиль», казахский поэт и ложка дегтя
Парк на Чистопрудном бульваре делит пополам здание велнес-клуба «Чистые пруды» с фонтанным комплексом «Белый лебедь». Его архитектором является Владимир Колосницын, которого причисляют к числу «мастеров» справедливо критикуемого «лужковского стиля». О «шедеврах» этого странного направления как-нибудь расскажу отдельно. Здесь отмечу, что это здание — не худший из них, а фонтан так вообще неплох.
На Чистопрудном бульваре установлен памятник русскому писателю, драматургу и дипломату Александру Грибоедову. В 1823-1824 годах он жил неподалеку от этого места на мясницкой улице.
А неподалеку установлен памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаю. Место тоже выбрано не случайно — рядом находится посольство Казахстана. Установка монумента стала ответом на возведение памятника Александру Пушкину в Алматы.
Единственный неприятный нюанс, который может испортить впечатление от посещения Чистых прудов, — летом здесь периодически встречаешь маргинальных обитателей столицы, которые используют местные скамейки в качестве спальных мест, распивают спиртное и пристают к прохожим. Но думаю, скоро они переберутся в другие места.
А осенью на Чистых прудах, говорят, очень красиво.
Пишите в комментариях, о каких еще местах в Москве хотели бы прочитать.
И подписывайтесь на мой телеграм-канал