Продолжаю надкусывать современную прозу, рандомно выбирая авторов, о которых ничего не знаю.
Так на моем пути выросла семейная сага Сары Мосс «Фигуры света».
Роман затрагивает сразу несколько сложных тем: незавидное положение в обществе женщин, которое, к счастью, осталось в прошлом и токсичные отношения с матерью, которые могут стать катализатором всевозможных ментальных расстройств.
Главная героиня Алли растет в викторианской Англии, её мать одержима идеями феминизма, борьбой с бедностью и социальным неравенством. Женщина сковывает себя строгими рамками, осуждая бездумное потребление, пропадает в приютах, но совершенно не интересуется собственными дочерьми. Единственное, что она дает детям – упреки, нотации и осуждения.
Отчасти Алли пропитывается идеями матери и решает прокладывать женщинам путь в медицину на собственном примере. Изнуряя себя до потери сознания, девушка учится и готовится поступить в университет.
Очень горькая безусловная детская любовь здесь проиллюстрирована прекрасно. Дети любят тиранов и мучителей, принимают равнодушие, кем бы ни была мать, она остается матерью, и больная одержимость Алли идеей заслужить материнское одобрение подрывает здоровье девушки. Мать же одержима борьбой со злом, не осознавая, что сама стала его воплощением для собственных детей.
Неудивительно, что Алли уже в раннем возрасте сталкивается с ментальными проблемами, и чем ей хуже, тем более строга с ней мама.
Отношения с матерью действительно играют огромную роль для психического здоровья человека, показать это у Сары Мосс получилось тонко и точно. Нелюбовь здесь словно генетическое заболевание семьи, отравляющее поколение за поколением. Отчаянные попытки насытиться родительским теплом и боль неудачи, сковывающая в тиски.
Но на этом положительные стороны романа для меня завершились.
Феминистическая составляющая – непоколебимое желание Алли стать женщиной-врачом в мужском мире, откровенно слабая. Среди десятков историй о сильных женщинах эта, безусловно, меркнет. Ничего не тронуло сердце, ничего не переполнило его гордостью – вторично, предсказуемо и слишком радужно. Всё это уже было сказано, но более уверенными голосами.
В целом данную попытку можно считать неудачной. Роман неплохо написан, легко читается, хорошо прорисованы больные отношения мать-дочь. Но нет крепкого стержня, нужного для драмы накала, просто одна из миллиона историй о девочке, которая смогла, но ты как-то и не особо за неё переживал.
Неплохая книга, которая лично меня совершенно не тронула, однако, может понравиться любителям семейных драм и сильных женщин в литературе.
Напоминаю о списке последних понравившихся современных романов
И жду ваших рекомендаций: современная проза, которая не уступает в мощи своей классике – вот что я ищу!