Два УАЗа, ревя моторами, «резали» снег. Охотники в белых маскировочных халатах сидели в машинах, зажав между колен ружья в чехлах. Они уже полдня так ездили и всем им уже порядком надоела эта езда. Всем хотелось выйти на свежий воздух, размять затекшие ноги. Но они искали след кабана, чтобы устроить загон. Но следа не было. Дороги лесные неровные, ухабистые, разбитые лесовозами, поэтому о комфорте нужно было забыть.
- Пора сделать остановку! – Михаил встрепенулся, свою мысль он высказал вслух. Сегодня он главный на этой охоте. Попросил председатель Охот-общества организованной группе охотников помочь с отстрелом лицензии на кабана. Скоро окончание сроков добычи:
- Учти, люди там не простые, за них попросили. И еще, как охотники они - никакие, опыта у них маловато. Положение занимают высокое. Лишнего не говори. Сам бы поехал, да вот нездоровится. Требуй все как положено. На возраст не смотри они все «кабинетные» работники. Надежды на то, что они что то добудут, никакой. Поэтому, ты в той команде будешь самым опытным охотником.
Когда заехали в лес, сделали остановку, соблюли формальности. Михаил произвел инструктаж:
- с номера не сходить, в «загон» не стрелять, на номере не кашлять, не испражняться, не разговаривать, не топтаться, не курить, зверя идущего на соседний номер не стрелять, вдоль номеров стрельба запрещена, пролет пули ближе десяти метров от номера – стрельба по номеру – отстранение от охоты, зверя пропускаем и стреляем в угон, стрельба только пулей из гладкого ствола. Дистанция стрельбы тридцать пять, сорок метров и только по ясно видимой цели. Стал на номер, определил соседние номера, определил сектор стрельбы: от того дерева до того, здесь стреляю, дальше нет. Во время транспортировки оружие в чехле. Расчехляемся и заряжаемся на номере. После снятия с номера разряжаем и зачехляемся. Подход к группе только с зачехленным оружием. На нарушителя сразу составляю протокол и отправляю пешком по дороге. После стрельбы с номера не сходить, зверя не преследовать, прикладом не добивать, с ножом к лежащему подранку со стороны копыт не подходить. Всем понятно? Вопросы есть? Всем записаться в список – номера охотничьих билетов и расписаться за инструктаж. Карабины есть?
- Есть!
- С карабинами сегодня охотиться не будем. Метель, ограниченная видимость, так что не нужно даже расчехлять. С зачехленным карабином в загон. Всем все ясно? По машинам.
Вот уже скоро полдень, УАЗы продолжают «резать» снег, а следа кабана все нет. Продолжается легкая метель, видимость ограничена.
- Не охотничья сегодня погода для коллективной охоты. Сегодня этого кабана проще было бы найти на индивидуальной охоте. Пора бы сделать привал, попить чаю или кофе – мыслил егерь вслух: - Глаза устали смотреть на белый снег, надо передохнуть, в глазах «рябит»!
- Вон на той полянке у поваленной сосны останови! – Михаил кивнул водителю.
- А там смотри дед какой то, наверное заблудился?
На поваленной сосне сидел человек и потягивал чай из алюминиевой подкопченной крышки армейского котелка. Котелок кипел на перекладине между вбитыми рогатками, распространяя соблазнительно приятный аромат. Горел небольшой костерок. Ружьё, старая «рогатая тулка» было прислонено к поваленной сосне с другой стороны. Охотник. На вид около шестидесяти или немного больше, с черно – белой бородой, в белом с пятнами маскхалате из парашютного шелка. Армейский рюкзак подложен как подстилка на мерзлое дерево.
- Опытный охотник – отметил про себя Михаил – не то что эти.
- Здорово дед!
- Здравствуй мил человек!
- Ты здесь случайно не «Хозяин» леса? – пошутил кто то.
- Хозяин!
- Какой то ты нелюдимый? – опять спросил кто то. В ответ на его немногословность.
- Привал - объявил Михаил – Развести костер, обед!
Назойливых отправил от деда заниматься костром. А сам подошел к сидящему у костра.
- Чаю? На брусничнике, вкусный!
- Кабанов не видели?
- Нет. Областные туристы?
-Да! Лицензию надо закрыть, скоро срок. Все места кабаньи проехал а следа нет. А Вы здесь не заблудились?
- Нет! Белячка искал. А собака осеннистая, молодая, лису хватанула, да в сторону милицейского луга ушла. Разве догонишь? – Дед махнул рукой.
- Отец, может подскажете чего? – спросил уважительно, и с мольбой посмотрел на деда.
-Как вкусно пахнет Ваш чай, угостите.- Пил горячий обжигающий вкусный чай нахваливая, смакуя и восхищаясь. Расчет оказался правильным. Дед помягчел. Одобрительно посмотрел на егеря. Сочувственно кивнул головой и произнес не торопясь:
- На старой Васильевской дороге, на буграх, что возле болота, очень хороший урожай желудей в этом году. Когда по грибы ходил, вся листва была желудем засыпана. И болото рядом и корм.
- Спасибо отец! – Михаил поклонился. Подошел к машине, на капоте которой был развернут походный стол:
- Водку убрали! Охота еще не кончилась!
Быстро свернули стол. Упаковали рюкзаки, стали рассаживаться по машинам.
- А где же дед? - Костер еще догорал. Перекладина стояла прислоненная к дереву, как ружьё. А деда не было.
- Кто-нибудь видел, куда он ушел?- вопрос повис без ответа.
- Ты его знаешь? - Спросили у егеря.
- Раньше где-то в деревне видел?
- А он кто?
- Опытный охотник!
Егерь прикинул маршрут: - Там на делянке поставим машины. По дорожке перейдем бугор и поперек болота расставим номера. А загонщиков прямо по просеке направим на тот край болота. Пока загонщики дойдут до начала загона, номера уже станут. Зимний день короток. Особенно в непогоду. Более одного загона сделать не успеем!- подумал егерь.
Машины остановились. – Загонщики ко мне! Компасы есть? Идете этой просекой до квартального столба. От него рассредоточится выждать пять минут и начать загон. Азимут на Север, идти с голосом, средним ходом, держа линию. Бежать не рекомендую. Стрелять в загоне запрещаю. Исключение, атакующий раненый кабан! То есть - самооборона! Все понятно? Вопросы? Ты старший – указал на молодого спортивного вида парня с лайкой.
- Как звать? - Николай!
- Пошли, номера за мной! Все замолкли! Если кто хочет в туалет то только здесь. Уходим через две минуты, время пошло! - Не зря говорил председатель, что надо быть построже – отметил Михаил видя как здоровенные мужики с фигурами далеко от спортивной, слушаются его команд.
Перевалив через бугор и спускаясь в низ, в болото егерь расставлял номера. Указывал рукой, прижимая палец к губам – Тихо! И шел дальше. Номер от номера около ста шагов, примерно семьдесят метров. По тридцать пять каждому – дистанция уверенного выстрела в крупную мишень. Номера расставлены. Сам стал на последний, крайний номер уже на выходе из болота. Дальше сосновый лес и полузаросшая старая дорога, тропинка вдоль кромки пересеченного уже болота. Стали тихо. Ни что ни стукнуло ни грюкнуло. – Будем надеяться, что дед прав! – подумал Михаил.
Загон начался, когда номера уже стали, это хорошо. Крики загонщиков еле слышны, идут на ветер. Поднятый зверь тоже идет на ветер или под углом к нему, что бы острым своим чутьем улавливать опасные запахи.
- А – О –А- У - голоса загонщиков все ближе. Но собаки молчат. Неужели пусто! Вроде правильно все сделал - Тихо. И загонщиков послал и номера расставил – мысли крутились в голове. Но вот взлаяла собака, сначала робко, неуверенно, затем подхватила вторая: Ай – Яй – Яй! Подвалила еще одна.
- Всё! Подняли! Теперь дело за номерами!
Лес, заметаемый метелью с воющим ветром, качающимися ветками, скрипящими, трущимися друг о друга стволами деревьев нагруженными снегом кронами, стонущий под тяжелой ношей, ожил. У него появился голос, яркий, злобный напористый.
Ай – А – я- яй, Ух – ух, Ах – ах !!! - с небольшими перерывами. Угадывалось направление в сторону начала номеров. А потом, уже вдоль номеров.
- Причуял, идет параллельно номерам. Кто –то подшумел, неосторожно повел себя на номере. Вспомнились слова председателя: «Охотники они никакие!» Вся надежда на тебя! - анализировал ситуацию егерь. Остервенелый лай все ближе и все громче, стрельбы с номеров нет. Теперь точно идет вдоль номеров…
Михаил не просто стал крайним. Он был опытным охотником и потому выбрал этот номер с возможностью набежать на перехват вдоль кромки болота на тот случай если зверь по какой либо из причин не пойдет на номера. Старая дорога, поросшая невысокой травой - муравой, завеянной снегом, здесь как раз кстати. Вот по этой дорожке он и набегал ориентируясь на голос собак.
- А вот и «трамвай» - ломая сучья и кусты, огромное черное чудовище шумело в нескольких десятках метрах от дороги. В болотных зарослях не видно. Слышно тяжелое спертое дыхание. Озлобленный лай собак, возня на одном месте.
- Остановился перед дорогой, слушает и нюхает. Собаки ему мешают. Сейчас он пуганет собак и махнет через дорогу. – Внутренний голос скомандовал: -Стой! Замри!
Опять треск возня. Завизжала собака. - Сейчас рванет на прорыв.
Сердце охотника забилось в истерике. Кровь ударила в голову. Шапка сползла набекрень. Руки сжимавшие ружье, стали потными, не смотря на то что были без перчаток. Весь он напрягся как пружина, застыл на месте.
- Спокойно! Без паники! Сердце тише! Никуда он не уйдет! – приказал сам себе. - Посмотри на ружье, тихонько без щелчка сними предохранитель. Застынь! Не шевелись!.. ВОТ ОН!!!
И снова всплеск адреналина, кровь в лицо. Но Михаил опытный охотник, и этот кабан у него не первый. Почему же так волнуется, как в первый раз..?
Кабан на всем ходу выскочил из болотных зарослей и на махах пересекал «чистое» пространство, лесную дорожку. Он давно здесь жил и не раз пресекал это пространство в один прыжок, даже не прыжок, а пол прыжка, всего какие то два шага. Он, оторвался от собак оставив их в болоте, как делал это уже не один раз. Но сегодня, что то куснуло его в правый бок, а затем еще раз, в момент прыжка в полёте. Где - то ударил раскат грома, а потом еще, как весной… Сил не стало и кабан рухнул в горячий белый снег завалившись на левый бок. Недалеко стоял стрелок. Ружье своё он прислонил к дереву. В зубах у него была сигарета, которую он пытался прикурить, но не получалось. Спички ломались одна за другой в его дрожащих от волнения руках. Кто-то поднес зажигалку. Загонщики вышли на номера и подошли к месту «стрела». Поздравляли :
- С Полем!
Веточку елки закрепили в пасти кабана, вторую воткнули в шапку стрелку.
Собаки налетели, стали хватать его за ноги, отчего те двигались, лайки отскакивали и с пеной у рта вопили во весь голос утверждая свое право на поверженного врага. Загонщики, взяли собак на поводок привязали подальше. Откуда они еще долго облаивали тело извечного врага. Глаза их горели огнем. Одни грызли поводок и рвались обратно к туше, другие зализывали свежие раны, полученные только что, к счастью легкие.
Черный с проседью мех, внушительные размеры и сломанный клык, говорили о матёром возрасте и боевом прошлом. Тактика поведения под собаками указывала что это далеко не первая схватка. Были и другие из которых он выходил победителем. Охотники обсуждали трофей:
- Хорош! Ну очень хорош!
- Давно такого не видел!
- Смотри клык обломан! Боец!
- Шерсть с проседью! Сколько же ему лет? Матерый!
- А копытища, смотри, какие огромные, как у коровы! Почему же мы следов не видели?
- А как наш старший его вычислил?
- А ты за старшего не переживай, он опытный охотник!
- Оружие разрядить и зачехлить! Старшему с лицензией подойти, для ее закрытия. – сигарета подействовала успокаивающе. Можно фото на память. Раздать талоны на провоз мяса, чтоб не было недоразумений.
- Приступить к разделке туши!
- Отдохни Старшой, ты уже свое оттрудился сегодня, теперь дай нам! – Один из охотников отвел руку егеря с ножом. - Вон там посиди, посмотри, успокойся. У тебя лицо красное как огонь!
Охотники снимали шкуру.
- А наш «Старшой» не промах: - сказал один из них – смотри куда пули положил! Одна в позвоночник, вторая прямо в сердце. Кабан бит чисто, не мучился. Жил хорошо, долго и счастливо и умер мгновенно!
Охотники продолжали разделывать тушу под неспешные разговоры и обсуждения трофея.
- Сколько нас?
- Десять!
- На сколько делить будем?
- На одиннадцать! – отозвался егерь.
- Почему на одиннадцать?
- Не твоего ума это дело! - ответил один из охотников спросившему – Вон занимайся, мясо по кучкам раскладывай, да чтоб поровну было, закон охоты знаешь ? – всем поровну!
- Ну вот мясо по кучкам разложили, давай стрелок отворачивайся, доставай список инструктажа и читай по нему.
- Кому? – Петрову!
-Кому ? – Иванову!
-Кому ? - Степанову!
- Кому ? - Тебе! - Кому ? - Ему! И все поняли кому…
Вскоре уже все сидели в машинах. Ружья были зачехлены и сложены в багажниках. Там же уложили и рюкзаки с добычей. Уже темнело. Ехали весело. Уже не замечали ухабистой дороги, после рюмки «горилки» на «кровях». По рукам ходил термос с горячим чаем. Проезжая мимо поваленного дерева и потухшего костра остановились. По оставленным следам определили что дед еще не возвращался. Закрепили пакет с его долей на перекладину прислоненную к дереву, чтоб лиса не достала.
Спасибо дед! – сказал Михаил.
УАЗы взревев моторами поехали дальше. Лица охотников раскраснелись от выпитого вина. Охота окончена. Охота удачная. Лицензия закрыта. Все довольны. Сыпались веселые шутки и смех.
- Повезло сегодня – сказал кто то: - потому, что наш «Старшой» -
- ОПЫТНЫЙ ОХОТНИК !