Друзья, хоть и с опозданием в один день, но делюсь с вами очередной туристической весточкой, пришедшей из Нижнего Новгорода. В Нижнем 15 сентября 2024 года снова заработал кремлёвский фуникулёр (фуникулёр не работал почти 100 лет!).
Когда я впервые оказался в городе, который называют столицей закатов, я был восхищён красотой города, открывающейся со смотровых площадок, великолепным домом Рукавишниковых и общим уровнем благоустройства. Но больше всего меня поразил проект реконструкции кремлёвского элеватора.
Думаю, ни для кого не секрет, что до революции в Нижнем регулярно проводились самые масштабные ярмарки в нашей стране, а также в городе проходили промышленные выставки. Промышленная выставка - это событие мирового размаха. Только вспомните, что знаменитая Эйфелева башня, монумент рабочему и колхознице и многие другие выдающиеся объекты были в своё время возведены к промышленным выставкам.
Даже сейчас в городе сохраняется очень много напоминаний о былом величии: пакгаузы, новоделы башен конструкции Шухова и другие сооружения на нижегородской стрелке. И одним из таких напоминаний является кремлёвский элеватор. На самом деле, элеватор - это местное название, по сути, это фуникулёр, представляющий из себя небольшие будочки, напоминающие трамвайчики, которые двигаются по рельсам. Существовало две линии. Строительство фуникулёров было приурочено ко Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проходила в том же году.
Длина линии Кремлёвского элеватора составляла 133 метра 12 сантиметров. Она проходила от основания церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля, рядом с Часовой башней.
Верхние вагоны плавно спускались по рельсам вниз, а нижние поднимались вверх под действием силы тяжести. Вагоны перемещались по одной линии, разделённой посередине.
Для чего был сделан элеватор?
Во-первых, продемонстрировать достижение науки и техники перед выставкой.
Во-вторых, город расположен на холмах, перепады высот кремлевской стены довольно сильные, да и сам кремль расположен на возвышенности, поэтому для удобства передвижения было выбрано довольно удачное место: фуникулёр позволял переместиться с подножия кремля на вершину.
Фуникулёр представлял из себя не только прекрасный образец инженерной мысли, но он был ещё и эстетично красив.
Естественно, долгие десятилетия фуникулёр не работал, а от него оставались лишь небольшие напоминания и дореволюционные открытки и фото. Планы по его восстановлению звучали давно, но вот наконец-то реконструкция завершилась.
Думаю, что уже сейчас фуникулёр можно назвать одной из главных фишек города. Ради него стоит ехать в Нижний. Это не только интересный элемент туристического завлечения, но и восстановление исторического облика города. По крайней мере, мне очень хочется снова вернуться в Н. Новгород ради того, чтобы прокатиться под кремлевскими стенами на нижегородском элеваторе, который вновь заработал спустя 100 лет.
Надеюсь, фуникулёр будет доступен обычным туристам. Также остаются вопросы с потоком желающих, не будет ли повторения истории с нижегородской канатной дорогой, где огромные очереди и толпы. Но в любом случае хочется получать побольше подобных новостей и из других городов.
А на этом у меня всё. Надеюсь, статья оказалась для вас интересной или полезной. Не забывайте подписываться.