То, что в России он-лайн кинотеатры стали катализатором роста производства фильмов и сериалов – хорошо. Индустрия ожила. Актёров стало не хватать, режиссёров уже привлекают из восьмой обоймы и студии, что снимали свадебные видео, вдруг величают себя кинокомпаниями. Не без перекосов и не без падения качества, но польза от этого есть. Пару лет ещё и ситуация начнёт выправляться. Вопрос – в какую сторону?
Любой всплеск активности хорош в короткой перспективе и плох своим откатом назад. Он-лайн кинотеатров в России сейчас так много, как не было в начале голливудского подъёма. В США до 1948 года каждая студия имела свою сеть кинотеатров, где прокатывали исключительно собственно снятые картины. Это потом правительство включило антимонопольные правила и заставило отрезать прокат от производства. Всё в угоду экономики и, так получилось, что зрителей.
Ведь было как: снимает какая-нибудь Paramount Pictures шедевральный фильм, а зритель не может его посмотреть, потому что в его городе нет кинотеатра от этой студии. Или цена на хит выше, чем на все фильмы в кинотеатре студии-конкурента, например United Artists. И иностранные фильмы не попадали на американские экраны по той же причине. Те же британские или канадские. Несправедливо и по доходам провально. А доходы кинотеатров это и налоги в том числе.
Нынешняя ситуация в российском он-лайн прокате точь-в-точь копирует конец 1940-х годов в США. Каждая платформа имеет, если не своё производство, то дружественную или прикормленную кинокомпанию. И снимают для себя или по своему заказу. Заметили рекламу на федеральном ТВ – «Только в…»? Вот это оно и есть – эксклюзивный контент для единственного кинотеатра. И не надо говорить, что каждый зритель может подключиться ко всем он-лайн кинотеатрам и смотреть всё, что захочется, когда и сколько угодно.
Во-первых – цена вопроса. Чтобы оформить подписку на все существующие в России он-лайн кинотеатры, слишком дорого такое удовольствие обойдётся.
Во-вторых – не весь контент вам предоставят в рамках единой подписки. Чтобы иметь доступ к премьерам надо ещё доплатить или прибавить рублей четыреста за конкретный фильм. У разных платформ разные цены и условия, но суть у всех одна – выкачивать как можно больше денег с подписчиков.
И третья проблема – не имеет ни один из работающих в России он-лайн кинотеатров набор разнообразного контента. А оформлять подписку ради единственного фильма и ещё приплачивать за право посмотреть в первые дни релиза, не считаю экономически оправданным.
Вот я бы глянул на досуге сериал про «Комбинацию», но у меня нет подписки на этот он-лайн кинотеатр. И оформлять ради этого сериала я её не стану, ибо желание лёгкое и, не посмотрев байопик, я ничего не потеряю. Рано или поздно сериал продадут на другие платформы, включая ту, где у меня есть подписка. А вот платформа, снявшая этот эксклюзив, теряет. Прямо сейчас.
Суть моей критики в том, что российские он-лайн кинотеатры пошли по пути не кинотеатрального показа в его истинном смысле, а по пути студий, желающих всё контролировать от производства до просмотра. Для самих платформ это убыточно. «Премьер» от ГПМ уже теряет прибыль и снижает расходы на производство сериалов. МТС тоже сбавили обороты по производству эксклюзива. А зритель всё ещё не имеет возможности посмотреть то, что ему хочется за вменяемые деньги.
Вот тут, как мне видится, и начинается откат всей индустрии на пару-тройку шагов назад с очередным очищением. Контента снимать начнут меньше и он станет качественнее. Такое было во времена восстановления индустрии, когда все лишние люди из кино ушли и остались в основном преданные делу кинематографисты. Именно тогда и родились хиты типа «Легенды №17», «Движение вверх!», «Первые в космосе» и ещё ряда достойных фильмов.
Сейчас те, кто дорожит репутацией продолжают работать не на объем, а на качество. Да только окупаемость из-за разрозненности проката падает. Приходится увеличивать рекламные бюджеты, но никому не приходит в голову договариваться. Он-лайн кинотеатры хотят эксклюзив, а независимые от них продюсеры хотят охват аудитории. Поэтому происходит перекос в расходах и доходах. А физический кинопрокат в традиционных залах падает. Домашний экран стал удобнее и доступнее (физически).
Критикуя, предлагай. Владельцам он-лайн кинотеатров надо бы отпустить ситуацию с эксклюзивным контентом. Не будет зритель подписываться на несколько сервисов ради единичных фильмов или сериалов. И это уже очевидно. Кинотеатр – единица проката. На этом кинотеатры всегда зарабатывали – на свежих, горячих «пирожках». Производителю фильма или сериала важен охват аудитории, а не брак с единственным экраном. И тот, кто это поймёт, станет лидером в перерождающемся рынке он-лайн проката.
Прогнозирую, что впереди нас ждёт ряд громких слияний. Тут всё очень просто: есть давние конкуренты, например «Старт» и «Премьер» – от двух конкурирующих игроков медийного рынка. Эти вряд ли объединятся, но примкнуть к более богатым игрокам с накопленным контентом вполне могут. Или подмять под себя аутсайдеров с накопленными часами снятых или купленных фильмов и сериалов.
Так же мне видится, что изменяться отношения с правообладателями. Независимые студии начнут подписываться на премьеры сразу на нескольких площадках. А это и есть исторически сложившаяся суть кинотеатров – расписывать экран на новинки. С он-лайн сервисом это становится легче, ибо экран делить нет нужды.
Вообще-то содержание и запуск он-лайн кинотеатра обходится в разы дешевле строительства залов в городе. Всё на программном обеспечении, оплате электроэнергии и хранилищ данных. А теперь представьте, что весь дублирующийся контент можно хранить не в десяти копиях для каждого кинотеатра, а в паре – для надёжности. Да и с трафиком будет легче, соответственно с расходом электроэнергии. Ну и с расходами на рекламу.
Вот сейчас средняя цена на месячную подписку составляет 300 рублей. Где-то уже обещают подорожание, а по сути с дополнительными пакетами удорожание идёт постоянно. И это происходит не из-за увеличения стоимости контента, а за увеличение сопутствующих расходов на рекламу и потерю доходов от разрозненности проката. Бизнес всегда видит узкий проход на свет из тьмы падающих доходов – снижение издержек и повышение цен. А по сути надо поменять форму и сделать так, чтобы зритель был доволен за привычные деньги. И кто это поймёт, тот станет лидером до следующего витка технического прогресса. Только для этого, как бы странно и парадоксально не звучало, надо отказаться от эксклюзивности и тотального контроля. Стать кинотеатром, а не жадным Плюшкиным.