В Кремле считают, что решение разрешить Киеву наносить дальнобойные удары западными ракетами по территории России «скорее всего уже принято», сообщил пресс-секретарь российского президента. Противостояние с Западом перетекает в горячую фазу. Что дальше?
«Страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения»
На плановом совещании с правительством президент России предложил «подумать» о том, чтобы ограничить экспорт стратегически важного для Запада сырья. А, к примеру, российский обогащённый уран до сих пор отгружается в США – его использует как минимум пятая часть американских АЭС. Владимир Путин предложил ограничить в первую очередь поставки урана, титана и никеля. И это неожиданное предложение характеризует сегодняшнюю ситуацию, пожалуй, гораздо более ёмко, чем новости о подготовке Западом украинских ракетных ударов по России. Противостояние определённо набирает обороты.
Игра ва-банк
Владимир Зеленский, «осознавая свой экзистенциальный проигрыш в военном конфликте с Россией, идёт ва-банк, – предупреждает The Wall Street Journal. – Теперь его задача – спровоцировать ядерный конфликт». Стоило бы внести ясность – между кем и кем? У Киева нет своего ядерного оружия. На этом фоне звучит заявление госсекретаря США Энтони Блинкена, на прошлой неделе посетившего Киев: «Впервые в истории НАТО было создано специальное командование, цель которого – помочь Украине. Это командование не только создано, но и работает». Не возникает ощущения, что конфликт уже вышел за российско-украинские рамки? В киевском заявлении Блинкена есть ещё один примечательный момент, не отметить который нельзя: «Оборонно-промышленная база Украины за последний год выросла в 6 раз. В ближайшие годы это позволит ей создать одну из самых передовых оборонных отраслей в мире». Что же, получается, если будет достигнуто перемирие, то Киев получит временную фору, чтобы вооружиться до зубов?
На «Рамштайне» Зеленский пытался согласовать с западными партнёрами список из 230 объектов на территории России, по которым ВСУ готовы нанести ракетные удары, пишет The Wall Street Journal. Западные ракеты у Киева уже есть, отмечают эксперты. Тем временем в Лондоне подтвердили, что согласны с тем, чтобы Украина наносила удары по России британскими дальнобойными ракетами Storm Shadow, об этом сообщает The Guardian со ссылкой на источники в британском правительстве. Дело теперь за согласием Вашингтона, но там колеблются. В Белом доме предпочитают варить лягушку на медленном огне, не позволяя ей выскочить из кипятка и выжить. Между тем CNN сообщает, что «группа высокопоставленных республиканцев в палате представителей» обратилась к президенту США с просьбой снять ограничения на использование Киевом ракет большой дальности. А демократы и раньше на этом настаивали. Выходит, достигнут-таки консенсус?
Накануне в Мурманской области (!) сбили три беспилотника – в 7 километрах от авиабазы «Оленья», откуда взлетают стратегические бомбардировщики. Беспилотники вроде как украинские. Если так, с территории Украины им пришлось пролететь более 2 тыс. километров, прежде чем они были обнаружены ПВО и сбиты? Далековато, знаете ли. Сообщают, что средствами объективного контроля якобы установлено: дроны заходили со стороны Норвегии. Очень неординарный маршрут, согласитесь. А не могли их запустить, к примеру, с некоего судна в нейтральных водах? Не говоря уже про финскую или норвежскую территорию? Финский президент Александр Стубб настроен очень по-боевому: «Не должно быть никаких ограничений! Наши союзники всё ещё ограничивают удары своим оружием по России. Я думаю, что это неразумно». Мог и пособить украинским союзникам, разве нет? Вот вам и казус белли. Если, конечно, решить считать его таковым.
Хотя, вероятно, не случайно резко ужесточилась риторика российского президента. «Наносить удары современными высокоточными системами большой дальности западного производства украинская армия не в состоянии. Это возможно только с использованием разведданных с натовских спутников. Полётные задания в эти ракетные системы могут вносить только военнослужащие стран НАТО. Поэтому речь идёт не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России или не разрешать. Речь идёт о том, участвуют страны НАТО напрямую в военном конфликте или нет. Если это их прямое участие, это существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта. Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться», – заявил Владимир Путин.
Разрядка?
Разъяснения президента России касательно перспектив эскалации вокруг Украины донеслись до Лондона и Вашингтона быстрее гиперзвуковых ракет. Перерастания украинской спецоперации в войну России и Запада, как видно, ни в Британии, ни в США не хотят. Британия не ищет конфликта с Россией, разъяснил премьер Соединённого Королевства Кир Стармер: «Это ни в коей мере не входит в наши планы». В свою очередь, за океаном также идут на попятную. Власти США считают, что Украина должна применять американское оружие таким образом, чтобы заручиться наиболее выгодной позицией на возможных мирных переговорах, отметил пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер. При этом в военном ведомстве США убеждены, что ни один конкретный вид вооружений не станет «панацеей» для Киева. У ВСУ «есть запасы» американских ракет ATACMS, но власти США «пока не разрешают» использовать их, нанося удары по территории России. Похожую позицию стараются занимать и в Германии: решение канцлера Олафа Шольца не поставлять Киеву ракеты дальнего действия Taurus остаётся неизменным, подчеркнул официальный представитель немецкого правительства Штеффен Хебештрайт. Он также добавил, что Берлин «принял к сведению» высказывания президента России по данной теме.
Кто сорвал «Ялту-2»?
Накануне разговорилась Виктория Нуланд, экс-заместитель госсекретаря США: оказывается, в том-то и состояла западная стратегия в отношении России, чтобы довести ситуацию до нынешней точки кипения. «По всем оценкам, «Ялта» (имеются в виду итоги Ялтинской конференции 1945 года, установившей баланс сил между СССР и Западом. – Ред.) была не очень хорошей сделкой для нас, и нам не следовало её заключать. Это привело к 70 годам холодной войны. Это создало плохой, нестабильный мир». А как же тогда новые мирные договорённости между Россией и Западом, «Ялта-2», о которой столько судачат? «Любая подобная попытка великих держав разделить мир и указывать малым странам, что они могут или не могут делать, приведёт к такой же нестабильности, в том числе и для России, – объяснила Нуланд. – США даже в случае прихода к власти Дональда Трампа не будут заключать с Россией и Китаем соглашение о новом миропорядке». Сказанное, впрочем, и так являлось секретом Полишинеля, но теперь, отлитое Нуланд в бронзе, это может стать памятником на могиле мирных устремлений.
Зато теперь можно более-менее внятно растолковать, что же происходило в последние годы. Июньская встреча президентов России и США в Женеве в 2021 году, по выражению французского либерального журналиста Тьерри Мейсана, «должна была стать «Ялтой-2»: «Соединённые Штаты, потерпев в Сирии полное поражение от России, отправились в Женеву для того, чтобы принять условия победителя». Но Мейсан ошибся: в Женеве Джо Байден фактически выдвинул ультиматум Кремлю, отказавшись продлить договорённости, в частности ограничивавшие возможность взаимных ракетных ударов. Этот демарш Байден предпринял не вполне своевольно – его спланировали и организовали советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан и заместитель госсекретаря Виктория Нуланд. Рассудив, по всей видимости, что Кремль, опасаясь сойтись с Белым домом лоб в лоб, вынужден будет пойти на попятную. Но они просчитались, разъясняет украинский политолог Михаил Чаплыга. В ответ Кремль ответил асимметрично – начал спецоперацию на Украине. Практически одновременно оформился так называемый глобальный Юг в противовес «объединённому Западу» – до весны 2022 года и понятия-то такого не существовало. Забряцал оружием Пекин – поинтересуйтесь, кстати, сколько совместных манёвров провели за последние пару лет НОАК и ВКС с ВМФ России. А затем заполыхал Ближний Восток. Может статься, что палестино-израильский конфликт спровоцирует на жёсткую реакцию не только йеменских хуситов, фактически заблокировавших Западу торговые маршруты через Красное море, но и втянет в военное противостояние с Тель-Авивом Тегеран. То-то американцы «порадуются»! Другими словами, противостояние России и Запада, которое спровоцировали и запустили Нуланд и Салливан, неожиданно для США вовлекло в закрутившийся водоворот событий других участников, сделав процесс неуправляемым и непредсказуемым. Просчитавшейся Нуланд в итоге пришлось покинуть свой пост. Тем не менее процессы эскалации напряжённости запущены.
«Стрельба солью из двустволки по медведю может только его разозлить. Но это если рассуждать логически, а украинское руководство чуждо логике»
То, что происходит сегодня, делится впечатлениями от происходящего Чаплыга, напоминает игру в шахматы на доске, по которой снизу бьют коленом. Фигуры падают, и уже не важно, кто как ходил. По мнению эксперта, такая турбулентность в мире продлится не меньше десятилетия, а то и больше. А перерастёт ли эта турбулентность в горячую фазу – как знать?
Ставки тем временем растут. Госсекретарь США Блинкен и глава МИД Британии Дэвид Лэмми 11 сентября поехали в Киев – то ли заверить Зеленского, что все его пожелания учтены и ракетные удары по российской территории – вопрос решённый, то ли уговорить сбавить обороты. А в Россию, в свою очередь, отправились глава МИД Китая Ван И и советник премьера Индии по вопросам нацбезопасности опытный переговорщик Аджит Довал. В Петербурге российский президент проводил встречи с представителями стран БРИКС, курирующими вопросы безопасности. Возникает ощущение всеобъемлющего напряжённого переговорного процесса. Тегеран предлагает закрепить сотрудничество стран БРИКС в области безопасности, создав для этого специальную структуру. Экономики стран БРИКС, в отличие от западных, стремительно растут, им нужен не хаос, а стабильность. А что нужно Западу и как понять его логику действий?
Эскалация? Не может быть!
«Истеблишмент США не верит в ответ России на новую эскалацию, – разъясняет директор института РУССТРАТ Елена Панина. – Оттого и не опасается пересекать всё новые красные линии. К тому же сомнения Белого дома касательно эскалации постоянно опровергались с самого первого дня спецоперации». Оттого-то в своём обращении к Байдену члены палаты представителей США и настаивают на продолжении эскалации. Если Украина готова ударить западными ракетами в глубь России – пусть бьёт. В худшем случае Россия в ответ ударит по Украине – но уж точно не по США. А если по Европе? Но как там говаривала Нуланд во время киевского майдана – Fuck the EU? Вот потому-то члены палаты представителей столь решительны, разъясняет эксперт.
«Важный нюанс: речь идёт о снятии вообще всех ограничений на ракетные удары. Если завтра Киеву передадут ракеты воздушного базирования с дальностью полёта 370 километров и более, до 980 километров, то и их можно будет применять безо всяких ограничений. Обратите внимание, – отмечает Панина, – на недовольство конгрессменов позицией Харрис, препятствующей Парижу и Лондону разрешить Украине использовать свои ракеты дальнего радиуса действия Storm Shadow и SCALP. Выходит, ни один шаг по лестнице эскалации не возможен без разрешения Вашингтона. И если в глубь России полетят французские и британские ракеты, значит, США понесут за такое решение Парижа и Лондона всю полноту ответственности», – считает эксперт.
Как там говаривал Дональд Трамп – мол, если меня изберут президентом, российско-украинский конфликт закончится в течение 24 часов? Но позвольте: все подписанты обращения к Байдену – конгрессмены-республиканцы, как и Трамп! Глава комитета по вооружённым силам Майк Роджерс, глава комитета по иностранным делам Майкл Маккол, глава комитета по разведке Майк Тёрнер, глава подкомитета по иностранным делам в Европе Том Кин и глава подкомитета по ассигнованиям Кен Калверт – все, как один! Вот и консенсус. О какой оттепели в случае победы Трампа при таком раскладе может идти речь?
В эскалацию – после ударов западными ракетами по территории России – не верят и украинские эксперты. «Несколько лет украинскую инфраструктуру методично утюжат российскими ракетами, но эти удары, как выясняется, не так уж критичны, – отмечает Михаил Чаплыга. – Больно, да, но существенного эффекта, похоже, нет. Тот же самый эффект будет и от ударов по России. Украине Запад даст несколько сотен ракет – а для достижения эффекта их нужны тысячи, десятки тысяч. Спровоцируют ли удары Россию на применение тактического ядерного оружия? Сомневаюсь». Правда, Россия в ответ может интенсифицировать удары по украинской энергетике, и тогда эффект, о котором упоминает Чаплыга, накануне начала отопительного сезона может быть достигнут весьма недвусмысленный. «Стрельба солью из двустволки по медведю может только его разозлить, – признаётся Чаплыга. – Но это если рассуждать логически, а украинское руководство чуждо логике». Впрочем, в рассуждениях украинского эксперта имеется позитивный для всех нас момент: по его прикидкам, для нанесения России ощутимого урона требуется ракет как минимум на 100 миллиардов долларов, а Киеву Запад обещает несколько сот миллионов, около миллиарда. Маловато для существенной эскалации.
Вот эта самая стрельба солью в медведя и прочие действия Киева – расценить их иначе, нежели попытку нарастить эскалацию, сложно. С другой стороны, надо как-то отвечать. Непростое положение для руководства страны, согласитесь. Ведь понятно, что несимметричные, жёсткие ответы с использованием новых видов оружия могут казаться простым решением только самым отпетым ястребам. Ведь это не только откроет новую главу противостояния. Возможно, это и есть цель всех действий Британии и США в этом конфликте.
А тем временем Кремль также переходит к ещё более жёсткой риторике. Владимир Путин, приветствуя участников российско-китайских учений «Океан-2024», заявил: «Россия должна быть готова отразить возможную военную агрессию на любых направлениях, а Вооружённые силы должны обеспечить надёжную защиту суверенитета и национальных интересов страны». Что это – риторический оборот или, с учётом всего вышесказанного, прогноз на будущее?
Алексей Пилько, политолог
– Виктория Нуланд, конечно, расставила все точки над «ё» по поводу новой «Ялты». А реальность такова: США остаются сильнейшим игроком в мировой политике, но их влияние неуклонно падает. И как раз признаком этого падения является позиция «Мы не допустим новой «Ялты». Ошибка Нуланд – или сознательное искажение истории – в том, что для Америки ялтинские и потсдамские соглашения были абсолютно вынужденными. США не были единоличными победителями во Второй мировой войне, и «Ялта» была нужна им для фиксации статуса победителя точно так же, как и Советскому Союзу. То есть «Ялта» – это не американский подарок СССР, а суровая реальность, в том числе и для самих США. То же самое касается и новых, будущих соглашений подобного рода, если только человечество не сорвётся в ядерную войну. Наступление многополярного мира зависит от множества факторов. Но оно практически неизбежно.
Кстати
Решение позволить Украине бить ракетами в глубь российской территории уже принято, отметил министр иностранных дел Сергей Лавров. Сейчас Запад пытается красиво обосновать это решение в публичном пространстве. Тем временем НАТО делится с Киевом данными космической разведки, помимо предоставления дальнобойных вооружений. Киев продолжает бить по АЭС на российской территории, и по вине Киева может случиться ядерная катастрофа, сравнимая по масштабам с чернобыльской. Кроме того, украинские вербовщики находятся в сирийском городе Идлиб, где вербуют боевиков из «Хайят Тахрир аш-Шам».