Уэйд Уилсон, он же неубиваемый саркастичный наёмник по прозвищу Дэдпул, получает две новости. Одна хорошая: ему предлагают «переехать» в параллельную вселенную, где обитают всеми любимые Мстители. Другая похуже: переезд необходим потому, что вселенная самого Дэдпула вот-вот исчезнет! Сварливый супергерой Росомаха, сам того не зная, удерживал ткань времени и пространства, и после его безвременной кончины (в фильме «Логан») реальность начала распадаться. Чтобы спасти свой мир, Дэдпул берётся разыскать Росомаху-сменщика на просторах мультивселенной…
Любой фанат супергероев знает, что спасение Вселенной — задача непростая. Причём бьются над ней не только Дэдпул с Росомахой, но и авторы фильма. Студия Marvel, в 2010-х годах безраздельно повелевавшая умами и кошельками зрителей, в последнее время переживает чёрную полосу. Всё чаще можно услышать, что долгоиграющая франшиза (свежий «Дэдпул» — уже 34-я её киночасть) зашла в тупик и пора, мол, закрывать лавочку.
«Добро пожаловать в Marvel! У нас сейчас небольшой кризис», — острит в начале фильма сам Уэйд Уилсон, известный любитель пошатать четвёртую стену. Но в каждой шутке, как водится, есть доля правды. За внешней простотой и расхлябанной фабулой «Дэдпула и Росомахи» с первых минут проступает дополнительный уровень повествования. Это весёлый и кровавый боевик про супергероев, выброшенных на обочину вселенной, и одновременно метаразмышление о том, что век кинокомиксов недолог, полон разочарований и несбывшихся планов. Но, возможно, они всё равно заслуживают любви.
Спасти нельзя удалить
Официально «Дэдпул и Росомаха» заявлен как часть Киновселенной Marvel (КВМ), и её бессменный продюсер Кевин Файги даже уверяет, будто фильм серьёзно повлияет на развитие франшизы. Однако на деле лишь одна (1!) сцена разворачивается в мире Тора и Железного Человека. Перед нами — не прелюдия к очередным «Мстителям», а эпилог отдельного супергеройского цикла от студии 20thCentury Fox. Ей долгое время принадлежали права на Дэдпула, Росомаху и прочих Людей Икс, пока в 2019 году компанию не поглотила медиаимперия Disney, владеющая «основной» Marvel, — на радость фанатам и на горе сотням уволенных сотрудников.
Важно ли всё это знать перед просмотром? Как ни странно, да. После «Дэдпула и Росомахи» даже неловко вспоминать претензии некоторых зрителей к «Капитану Марвел 2»: дескать, сюжет сиквела завязан на несколько предыдущих фильмов и сериалов, и изучать их — неподъёмная «домашняя работа». Чтобы полностью погрузиться в нового «Дэдпула», необходимо хотя бы поверхностное знакомство не только с дюжиной кинокомиксов Fox, от старой «Фантастической четвёрки» до «Логана», но и с историей самой компании и её невышедших проектов!
«Дэдпул и Росомаха» обыгрывает закадровые перипетии в самом устройстве своего мира. Есть магистральная вселенная, «Священная линия времени» — то есть большая и успешная диснеевская франшиза Marvel. К ней примыкают параллельные вселенные поменьше — например, родной «Фоксвёрс» Дэдпула. А следят за ними бюрократы из Управления Временными Изменениями, которые ссылают нежизнеспособные линии-франшизы в Пустошь, метафизическую мусорную корзину, где бедолаг ждёт окончательное забвение.
Конечно, всю эту систему ещё до «Дэдпула и Росомахи» представил сериал «Локи», однако в фильме акценты расставлены иначе. Локи был трикстером, бунтовавшим против предписанного свыше сценария. Эгоцентрик-Дэдпул пытается отстоять свою историю перед угрозой неминуемого перезапуска. А противостоит ему нелепый и самовлюблённый менеджер Управления по имени Парадокс — очевидная пародия на голливудского чиновника среднего звена, который так и норовит «оптимизировать» неэффективную, по его мнению, франшизу.
Кроме того, авторы вводят в мифологию мультивселенной новое понятие — «персонажей-якоря», без которых временные линии начинают угасать. Что это, если не аллюзия к мегазвёздам, держащим на своих плечах кинофраншизы? Даже всесильная КВМ забуксовала, потеряв Роберта Дауни — младшего (поэтому его оперативно вернули). А крах вселенной Fox совпал с выходом из неё Хью Джекмана после фильма «Логан» — с этого, собственно, начинается история «Дэдпула и Росомахи». Для пущей наглядности по прибытии в Пустошь героев и зрителей встречает покосившийся логотип Fox.
Не будет спойлером сказать, что население Пустоши тоже преимущественно состоит из персонажей «Фоксвёрса». К примеру, в трейлерах засветились как злодеи-статисты вроде Жабы и Саблезубого из оригинальных «Людей Икс», так и юная наследница Росомахи из «Логана» Лора Кинни — их сыграли знакомые по прошлым фильмам актёры. Скептики ещё на этапе промокампании разругали безудержный фансервис и ставку на ностальгию, и не без оснований. Но всё же есть разница между камео модного Бенедикта Камбербэтча в третьем «Торе» и одной из главных гостевых звёзд «Дэдпула и Росомахи», чей сольник в своё время провалился в прокате и снискал аж 11% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
Пробуждая в памяти старые кинокомиксы — неудачные, неказистые, полузабытые и даже вовсе не снятые, — «Дэдпул и Росомаха» задаётся вопросом: а стоит ли их вообще помнить? Заслуживают ли они уважения зрителей и места в каноне Marvel? Или, может, лучше отбросить былые ошибки и сосредоточиться на чём-то новом, улучшенном, перезапущенном?
Иные продюсеры наверняка не удержались бы от соблазна возвысить собственную франшизу через втаптывание в грязь (или хотя бы забвение) предшественников. Но стоит отдать Кевину Файги и его коллегам должное: к наследию прошлого они относятся трепетно и от публики ожидают того же. Каждое возвращение списанных в утиль героев сопровождает обязательная пауза для аплодисментов, а завершается фильм короткой, но трогательной нарезкой закадровых материалов со съёмок кинокомиксов «Фоксвёрса».
Создатели не без оснований бравируют рейтингом 18+ — впервые в истории КВМ. Но по-настоящему взрослым фильмом «Дэдпула и Росомаху» делают не зрелищная расчленёнка и шутки про анальный секс, а пресловутая рефлексия о супергероике начала 2000-х. Marvel наконец-то открыто признаёт: возраст большинства её фанатов уже перевалил за тридцать, если не за сорок лет.