Вас манили в детстве дальние страны и неоткрытые острова? Хотелось ли вам , как героям Жюля Верна , плыть на всём ходу навстречу приключениям под надутыми ветром упругими парусами , рассекая носом парусника огромные морские волны , ожидая , что впереди появиться долгожданная кромка неизвестной , загадочной земли ? Мне -хотелось . Мы даже строили из того, что найдём : ящиков , досок , коробок, колёс- корветы и каравеллы. Натягивали на реи- доски паруса из отслуживших и не всегда законно изъятых родительских простыней и скатертей . Решали , кто из нас капитан , кто матрос, кто кок , а кто юнга. И плыли! И пусть наши корабли стояли на песке неподвижно- мы плыли вперёд, боролись со штилями и бурями , открывали новые земли , изучали их , читали карты , вели судовые дневники . Господи! Как это было здорово , увлекательно , интересно!
Детство давно ушло, а игры в первооткрывателей морских путей до сих пор вспоминаю с нежной улыбкой и благодарю наших русских первооткрывателей морских путей , бывших для нас , тогда ещё читающих детей , примером для подражания , за непередаваемые ощущения открытия , за кучи прочитанных на волнах этого интереса книг, за оставшуюся на всю жизнь тягу к путешествиям..
Как раз сегодня , 16 сентября - очень важная , просто знаменательная дата - день , с которого и началось после посещения географического школьного кружка , где нам рассказали о нём , наше увлечение дальними странами и мужественными морскими переходами - впервые пройден путь из Владивостока в Архангельск. Случилось это 16 сентября 1915 года.
Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики в 1915 году впервые в истории мореплавания прошел сквозным рейдом в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
( Большая Российская энциклопедия)
Как замечательно рассказывала нам об этом сложнейшем путешествии Мария Евменовна , царствие ей небесное, моей самой любимой учительнице географии !
Борис Вилькицкий стал морским офицером по наследству: его отец в своё время тоже был известным гидрографом. Не простым, а генералом Корпуса гидрографов и начальником Гидрографического управления Российской империи. А так как Борис родился под Петербургом- в Пулково , то по всем раскладам путь у него один - в морской кадетский корпус , учёбу в котором он закончил как раз накануне русско- японской войны и сразу после выпуска попал на Дальний Восток , где воевал с японцами . Он исследовал по приказу правительства то Балтику , то Дальний Восток.
У него были странные отношения с Советской властью- то начал ей служить , то два корабля с беженцами увел под артиллерийским огнём в Норвегию, то потом по приглашению работал на Советы , но жил и служил в Англии. Кстати , при всех своих заслугах и регалиях, уйдя на пенсию , он вёл очень скромный образ жизни , тихо работал в Брюсселе бухгалтером. преподавал русский и скончался там в 1961 году. Потом в Петербург привезли его останки и перехоронили на родине.
Я не буду вам пересказывать всё то , что я читала о нём , просто перечислю, что он как гидрограф , исследователь Арктики сделал для человечества .
В 1913 году экспедиция под его руководством открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и остров Старокадомского.
В 1914–1915 годах совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новый остров Новопашенного (ныне — Остров Жохова).
Именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амундсена в 1919 году.
(Большая российская энциклопедия)
Вы представляете , какая далеко не совершенная была техника в начале ХХ века ?! И вот на ледокольных пароходах "Вайгач" и "Таймыр" более года , с 7 июля 1914 года по 16 сентября 1915 года находиться в водах Северного Ледовитого океана в штормы , бури, быть зажатыми льдами на Таймыре , потерять часть людей , единственный самолёт, с которого делали съёмки для составления карт и описания берегов, выжить , выдержать и проложить путь из Владивостока в Архангельск заставляет восторгаться этим человеком , уважать его как первооткрывателя и мужественного человека. Какой он власти служил, предал Родину или не предал - вопросы риторические . В то время многие не понимали новую власть и покинули Россию . Но величайшие географические открытия Бориса Андреевича Вилькицкого не один юношеский мозг взбудоражат и позовут последовать по его пути хотя бы в мечтах .