В России уже 4 года действует закон о микрогенерации. Государство обязано покупать всю энергию с частной электростанции ёмкостью до 15 кВт, которую ему захотят продать. Владелец солнечной электростанции может продавать излишки в сеть, а при необходимости получать энергию за счёт проданного. Как аккумулятор бесконечной емкости. Как это работает на практике? Давайте разберемся.
Выгодна ли солнечная энергетика в России?
Стоит ли вообще развивать солнечную энергетику в России? Проанализируем распределение солнечной радиации.
Россия считается северной страной, но по количеству солнечной радиации Москва сравнима с Берлином и Парижем и превосходит Лондон. Краснодар получает больше солнечной радиации, чем лидер внедрения солнечной энергетики — Пекин. Также важно учитывать облачность: облака сокращают солнечную генерацию на величину от 8 до 95%.
С учётом всех этих факторов, коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) солнечных электростанций в России изменяется от 8% на Крайнем Севере до 16% в Краснодарском крае и Приморье. Это означает, что для определения реальной выработки электроэнергии, мощность любой солнечной электростанции следует умножать на эту цифру. Для сравнения, КИУМ в Германии составляет 9-12%, а в средний по Китаю — 15%.
Использование солнечных электростанций в России оправдано в районах с большим количеством солнечных дней, поселениях вне общей сети или с дорогим топливом как в Арктике.
Основным недостатком солнечных электростанций является их нестабильность. В солнечные дни они производят много энергии, в пасмурные — мало, а ночью — не производят её вообще.
Ранее эту проблему можно было решить только с помощью аккумуляторов большой ёмкости. Однако после вступления в силу Федерального закона № 471-ФЗ от 27.12.2019 появляется более простой способ: излишки энергии можно продать в общую сеть, получая энергию, когда она вам нужна.
Конечно, ночью или в облачную погоду поддерживать солнечные электростанции энергией из сети будут «неэкологичные» ТЭС, критикуемые «зелеными» АЭС, а там, где они есть — ГЭС. Впрочем, и в Европе понимают, что устойчивую энергосистему невозможно построить только на основе солнечных батарей и ветрогенераторов.
Выгоды солнечной микрогенерации
За четыре года работы закона о микрогенерации его механизмы были отлажены. Появились типовые договоры продажи энергии. Поставщики оборудования часто готовы взять оформление на себя.
По итогам 2023 года было заключено 458 договоров купли-продажи электричества, произведенного на объектах микрогенерации. Это в 2,6 раз больше, чем в 2022 году.
Продажа электричества государству не является предпринимательской деятельностью и не облагается налогами, по крайней мере до 2029 года. Закупочная цена на электричество в среднем составляет 2,5 рублей за кВт*час, но в некоторых регионах она может быть выше или ниже. Окупятся ли инвестиции в макрогенерацию?
Полная продажа энергии
Рассмотрим стандартную солнечную электростанцию мощностью 5 кВт, с комплектом батарей и инвертором для подключения к сети.
Её стоимость составляет от 300 до 400 тысяч рублей с учётом монтажа. Возьмём минимальную цену — 300 тысяч рублей. Разместим электростанцию в Краснодарском крае, где с КИУМ будет максимальным для России — 16%.
В год электростанция выработает:
5 кВт * 24 часа * 365 дней * 0,16=7008 кВт*час за год
По оптовому тарифу для закупок это:
7008 кВт*час *2,5 рублей =17 520 рублей в год.
Окупится через 17 лет. Срок службы солнечных батарей — 20–25 лет. Это оптимистический прогноз, не учитывающий снижения выработки батарей и необходимости текущего ремонта. Однако солнечная электростанция приобретается не для того, чтобы всю выработанную электроэнергию продавать государству.
Потребление и продажа
Предположим, в доме с солнечной электростанцией живёт семья. Они используют энергию, вырабатываемую этой станцией, для своих нужд, а излишки продают в общую электросеть.
Каждые сутки солнечная электростанция, мощностью 5 кВт вырабатывает:
5 кВт * 24 часа * 0,16 =19,2 кВт*час.
Из них 11,42 семья потребляет на свои нужды, экономя по тарифу 6,53 рубля за кВт*час, а 7,72 кВт*час продаёт в сеть. Тогда:
(11,42 кВт*час * 6,53 рубля + 7,72 кВт*час * 2,5 рублей) * 365 дней = 34 262 рубля в год.
Солнечная электростанция окупится за 8,7 лет. Снижение выработки энергии солнечными панелями со временем компенсируется стабильным ростом цен на электричество.
Коммерческое использование
Теперь предположим, что это не дом, а форелевая ферма, малое предприятие. Она использует 60% энергии солнечной электростанции для собственных нужд, а остальные 40% продаёт как излишки. Как малое предприятие, она должна платить за энергию не 6,63, а 11,3 рубля (действующий тариф в Краснодарском крае для малых предприятий и ИП) .
(11,42 кВт*час * 11,3 рубля + 7,72 кВт*час * 2,5 рублей) * 365 дней = 54 129 рублей в год.
Солнечная электростанция окупится за 5,5 лет. Предприниматель выберет более крупную электростанцию, каждый киловатт мощности которой обойдётся дешевле.
При текущих ценах на солнечные панели и электричество использование солнечных электростанций в частной микрогенерации выгодно на юге России и в некоторых районах Якутии. Однако если рассматривать применение для предприятий, то спектр возможностей значительно шире.
В Москве и других регионах страны на крышах и стенах домов появляются коммерческие солнечные электростанции. При высоких тарифах на электричество для предприятий, их использование экономически оправдано.
Сетевая солнечная электростанция Юнигрин Энерджи в Москве работает параллельно с сетью. В течение светового дня потребление электроэнергии снижается на объем солнечной выработки. Это позволяет сократить расходы на электроснабжение до 20%.
Высокая стоимость электроэнергии в Москве позволяет окупить солнечную электростанцию за 3-5 лет.
Частные электростанции против Россетей
По приблизительным оценкам, в России около 7 гигаватт электрогенерации находится в «серой зоне». Это электростанции, которые не подключены к общей энергосистеме и обеспечивают энергией промышленные объекты.
Часто строительство собственной электростанции или использование особенностей производства (например, в металлургии или производстве удобрений) для генерации энергии оказывается более выгодным, чем покупка электричества по промышленным тарифам у «Россетей».
ПАО «Россети» не согласно с таким подходом. Компания требует от промышленных предприятий компенсировать ей недополученный доход за переход на собственную генерацию. А чтобы избежать простоя мощностей, они должны платить по принципу take-or-pay по максимальной мощности.
У сетевой компании свои аргументы: промышленность платит больше, чтобы сдержать низкие тарифы для населения; деньги идут на развитие сетей, при строительстве которых закладывались потребности предприятий. Однако высокие цены на электричество влияют на стоимость товаров, которые оплачивают покупатели.
У этой проблемы нет лёгкого решения. Неизвестно, коснётся ли она только крупных потребителей или также затронет микрогенерацию.
В 2020 году подключение к сети для продажи энергии стоило 550 рублей. Сейчас в некоторых регионах стоимость подключения уже превышает 5 тысяч рублей и продолжает расти.
А как в других странах?
В России меры по стимулированию микрогенерации в основном сводятся к освобождению от налогов. В странах Западной Европы же микрогенерация поддерживается более активно: энергия микрогенерации оплачивается по специальному «зелёному» тарифу, предоставляются субсидии на покупку домашних электростанций и действуют налоговые льготы.
Одним из главных стимулов для развития «зелёной» энергетики является введение системы «углеродного квотирования». Согласно этой системе, за каждую тонну выделяемых парниковых газов необходимо платить, что приводит к увеличению стоимости «не зелёной» энергетики.
В 2019 году на Украине действовал «зелёный» тариф, по которому энергия, производимая объектами микрогенерации, приобреталась по цене, в пять раз превышающей розничную.
Перечень льгот выглядит внушительно, однако важно понимать, что для их представления требуются значительные средства. Эти деньги, по сути, берутся из кармана самих налогоплательщиков, но в стоимости «зелёной» энергетики их не видно.
Средства расходуются для того, чтобы в короткие сроки создать сеть микрогенерации, которую затем можно использовать. Например, в Великобритании владелец микроэлектростанции обязан продавать половину выработанной энергии государству уже не по «зелёному» тарифу.
Нужна ли микрогенерация в России?
За последние полтора года в России было введено в эксплуатацию 444 МВт новых объектов возобновляемой энергетики, включая небольшие и микроэлектростанции.
Сейчас микрогенерация в России развивается с минимальной поддержкой государства в тех регионах, где её применение наиболее выгодно. Микрогенерация способствует снижению цен на электроэнергию, ограничивая монополию и давая стимул филиалам ПАО «Россети» развиваться, а не пытаться давить всё административными мерами.
Одним из главных преимуществ микрогенерации является её рассредоточенность, которая позволяет сохранить энергетические мощности даже после повреждения линий электропередач или аварий на электростанциях. Это особенно важно для нашей страны. Не стоит и уходить в «зелёные» тарифы, оплачивать которые придётся остальным потребителям электричества.
В США действует прагматичная схема Net Metering, по которой владелец микроэлектростанции может бесплатно взять из сети столько энергии, сколько вложил в неё ранее. На мой взгляд, такая схема могла бы стать оптимальной для развития микрогенерации в нашей стране и поддержания здоровой конкуренции на рынке электроэнергии.
Что думаете об этом?
Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии