Цель воспитания. На 10-12 месяце ребёнок спит ночью10-11 часов, а днём 2 раза по 1.5-2.5 часа до и после полудня; бодрствует 3 раза по 2.5-3.5 часа утром, днём и вечером. Обучаем ребёнка самостоятельно есть ложкой и пить из чашки. После 12-го месяца ребёнок лишь в исключительных случаях испачкает днем пелёнки.
Методика укладывания спать и определения периода бодрствования и сна в 4-ом квартале аналогична методике в 3-ем квартале.
Кормление.
Ребёнок уже хорошо сидит и потому кормим его на знакомом складывающимся стуле у нормального стола. На 10-12-ом месяце обучаем его пользоваться ложкой самостоятельно. Первые попытки делаем, когда ребёнок начинает питаться кашами: повяжем ему на шею большой слюнявчик, дадим ложку ребёнку и позволим набрать ложкой кушу, положим её в рот. Вначале стоим за спиной ребёнка, чтобы мы могли сразу не допустить нежелательные движения. Вскоре ребёнок научится нормально есть кашу, а в начале 2-го года он может поднести самостоятельно ко рту несколько ложек супа. На первом этапе ребёнок набирает 2-3 ложки сам, а большую часть еды ему скармливает мама; постепенно ребёнок съедает большую часть еды самостоятельно, но только на 2-ом году научится съедать ложкой всю порцию.
В 4-ом квартале обучаем ребёнка также самостоятельно пить из кружки. При первых попытках наливаем чай лишь на донышко только после того, как ребёнок научится правильно нагибать чашку, наполняем её всё полнее.
Усаживание на ночной горшок.
В 4-ом квартале дети бывают сухие и чистые в период бодрствования, если их мама вовремя усаживает на горшок. Однако им ещё необходимы пелёнки в ночное время. В 4-ом квартале обучаем их чтобы они сообщали о своих потребностях. Это становится возможным после того, как они научатся понимать сигналы внутренних органов, сообщающих о наполнении мочевого пузыря или прямой кишки. Дети осознают процесс выделения из 3-х этапов. Первоначально ребёнок научится сообщать, что выделение завершено, а пелёнки грязные; на следующем этапе он сообщает словом, что проходит процесс выделения, но и это сообщение не облегчает мамины заботы, и лишь на 3-ем этапе, когда он сообщает, что скоро наступит процесс выделения, помогая маме экономить пелёнки, т. к. предоставляет время для высаживания его на горшок. Наступление этих этапов можно ускорить, если мама внимательно направляет ребёнка в этой области.
В главе о воспитании детей в 3-ем квартале мы показали, как должна поступать мама для выработки простого опосредованного рефлекса, т. е. чтобы оправлял потребность после высаживания на горшок. Мы обращали внимание, что правильно, когда ребёнок долго не сидит на горшке. Когда ребёнок сидит на горшке недолго и быстро оправляет надобность, то он скорее ощущает телесные ощущения, связанные с очищением, и вероятно также будет обращать внимание на телесные ощущения, предшествующие процессу очищения. Если ребёнок долго сидит на горшке и даже играет там, занят всевозможными занятиями, то он не воспринимает указанные телесные ощущения и не может научится контролировать их волевым усилием. Ввиду этого необходимо не рассеивать внимание ребёнка внешними раздражителями, а сосредоточить его на акте опорожнения; мама должна словами обращать словами внимание ребёнка, когда слышит, что моча вытекает в горшок, когда видит, что ребёнок напрягается и краснеет, то она хвалит его, что он делает «а-а». После окончания процесса она спрашивает ребёнка, что он делал, мотивируя его, чтобы он сказал, что делал «а-а», хвалит его и мотивирует, чтобы он вновь обозначил словами своё действие.
Если ребёнок испачкал пелёнки, то ему необходимо напомнить не потому, что грязные пелёнки, а о том, что он ничего не сказал, что это произошло. Когда ребёнок о загрязнении информирует, то вначале его необходимо похвалить за сообщение. Похвала, однако уместна лишь в самом начале; если ребёнок продолжительное время сообщает о грязных плёнках, то мама должна выразить неудовольствие ввиду того, что ребёнок сообщает слишком поздно. Первое сообщение, сделанное вовремя, должно получить соответствующую благодарность. Если мама уделяет этой функции должное внимание, то зачастую в первой половине 2-го года или в конце 1-го, начале 2-го года можно добиться того, что ребёнок сообщает о потребности, сберегая мамино время и нервную энергию, которая необходима, чтобы вовремя усадить ребёнка на горшок. Если упустить этот момент при уходе за ребёнком, то он ходит с пелёнками весь 2-й и 3-й годы.