Внешняя политика во время хрущевской «оттепели»
Смерть в марте 1953 года И.Сталина стала поворотным моментом внешней политики СССР. Это выразилось в:
- ослаблениии тоталитарного контроля развития социалистических стран,
- установлением более широких экономических контактов со странами третьего мира.
Так, 27 июля 1953 г. было достигнуто перемирие в Корее, положившее конец трехлетней кровопролитной войне, а в июле 1954 г. в Женеве завершилась проходившая при участии СССР конференция по Индокитаю, которая оформила окончание боевых действий между вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими колониальными войсками генерала Леклерка. Была признана независимость Северного Вьетнама. Визит правительственной и партийной верхушки в Китай, способствовал расширению экономического сотрудничества. В 1955 году произошло примирение между Югославией и СССР. Смягчению напряженности в холодной войне между Западом и Востоком способствовало подписание между Австрией и странами – победителями во Второй мировой войне договора о ненападении и нейтралитете. СССР в 1955 году вывел с территории Австрии свои войска, находившиеся там с 1945 года, и Австрия обязалась сохранять нейтралитет.
Страны вновь образованного социалистического лагеря в Восточной Европе заключили в 1955 году Варшавский договор. В его состав, помимо СССР, вошли:
-ГДР,
-Польша,
-Чехословакия,
-Румыния,
-Болгария,
-Венгрия.
Основной концепцией этого договора являлось сотрудничество на основе мира и взаимопонимания не только между собой, но и с государствами, имеющими социальный строй. Для обеспечения безопасности стран входящих в Варшавский договор создавались объединенные вооруженные силы, имеющие также общее руководство. Для контроля внешнеполитической ситуации страны Варшавского договора образовали Политический консультативный комитет.
В 1956 году вспыхнуло восстание в Венгрии, которое было подавлено при помощи вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора. В этом же году начали резко ухудшаться советско-китайские отношения из-за политики десталинизации, которую активно проводило советское руководство. Китай в этом поддерживала Албания.
В отношениях с развитыми капиталистическими странами Запада Советский Союз выступал за принципы мирного сосуществования и экономического соперничества двух систем. В этом отношении очень знаменателен визит руководителя СССР Н.С.Хрущева в США, который состоялся по приглашению президента Д.Эйзенхауера в 1959 году. Обе страны стремились к мировому лидерству по производству атомного оружия и у СССР были реальные шансы в этом плане.
Начало 60-х годов – это сложный период во взаимоотношения СССР со странами Запада и США. 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет, что привело к росту напряженности. Возведение в августе этого же года Берлинской стены разделившей Берлин на две части, значительно усугубило этот конфликт. Хрущев еще в 1958 г. предъявил западным странам ультиматум, настаивая на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей. Берлинская стена стала самым известным в мире символом холодной войны.
Кроме германского вопроса, камнем преткновения между СССР и Западом были отношения со странами «третьего мира». И Советский Союз, и НАТО стремились расширить свое влияние на эти страны - где мирным, а где и военным путем. В 1956 г. пришедший в Египте к власти Г. Насер пошел на сближение с Москвой в противовес Великобритании, контролирующей Суэцкий канал. В ответ Великобритания, Франция и Израиль развернули военные действия против «мятежного» Египта. Правительство СССР сделало заявление, что не будет препятствовать выезду своих добровольцев для участия в военных действиях на стороне Египта. Это заявление возымело действие, и войска интервентов были выведены из Египта.
В 1962 г. мир очутился на грани ракетно-ядерной войны: разразился Карибский кризис. Бездействие США в германском вопросе Хрущев воспринял как свою победу, сделав вывод о том, что США боятся СССР, так как они «согласны» с текущим положением дел. Следствием этих ошибочных умозаключений стал острейший Карибский кризис 1962г., который многими рассматривается как кульминация, поворотный момент во всей «холодной войне». Причиной кризиса стало решение советского руководства о размещении на Кубе ядерных ракет средней дальности, что создавало угрозу национальной безопасности США, и весь мир замер в ожидании страшной катастрофы – Третьей Мировой войны. Но усилиями руководителей США и СССР конфликт был разрешен мирным путем, хотя напряженность и взаимное недоверие сохранилось.
Внешняя политика периода «развитого социализма»
Новому партийному руководству во главе с Л. И. Брежневым в «наследство» от Хрущева досталось нарушенное единство социалистического лагеря, натянутые отношения с Западом из-за Карибского кризиса, и отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира».
Брежневское руководство поставило в области внешней политики три приоритетных задачи:
1) устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях;
2) реализовывать концепцию «мирного сосуществования» со странами Запада;
3) последовательно поддерживать «прогрессивные» (т.е. – «просоветские») движения и режимы во всем мире.
В отношениях с Восточной Европой у советского руководства присутствовала концепция «ограниченного суверенитета» или «доктрина Брежнева», означавшая фактически «политический надзор» и жесткий контроль над «братскими странами» социалистического лагеря.
В конце 1960-х гг. к власти в Чехословакии на волне студенческих демонстраций и забастовок пришел Дубчек. В этой ситуации СССР мог утратить свое влияние на Чехословакию, и в Москве было принято решении о «наведении порядка». В 1968 г. страны – участницы Варшавского Договора – ГДР, Болгария и Польша, во главе с СССР, ввели в Чехословакию войска. Лидеры-реформаторы были отстранены от руководства, в коммунистической партии проведена широкая чистка, реформы были приостановлены. Между СССР и Чехословакией был заключен новый договор, закрепивший присутствие в стране советских войск.
Следует отметить, что советское руководство использовало для предотвращения развала социалистического лагеря не только силовые методы. Активно укреплялось экономическое сотрудничество, практиковались взаимные политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности СЭВ, основной задачей которого в 1970-80-е годы было дополнение политическое сотрудничества экономической интеграцией. Государствам «социалистической ориентации» предоставлялись кредиты по минимальным процентным ставкам, по демпинговым ценам продавались энергоносители, оказывалась гуманитарная помощь медикаментами, продуктами питания, вещами первой необходимости. Однако также часто имело место «не разглашаемое» военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников.
В жесткой конфронтации находился СССР с Китайской Народной Республикой. В конце 60-х – 70-х гг. отношения СССР с Китаем еще более ухудшились. Китай был недоволен тем, что СССР оказывал значительную экономическую помощь Вьетнаму и Северной Корее, считая эти страны зоной своего влияния. В конце 60-х гг. в конфликтах на советско-китайской границе (пограничные районы Казахстана и Дальнего Востока) погибло более 1 тыс. человек. На протяжении всех 70-х гг. КНР фактически рассматривалась советским руководством как потенциальный противник. Война США во Вьетнаме (1964-68 гг.) создала новый крупный очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. СССР также негласно принимал здесь участие, предоставляя вьетнамской стороне военных и технических специалистов. После ухода американских войск, Вьетнам вскоре сам вторгся в Лаос и Кампучию (здесь у власти находился «прокитайский» руководитель – Пол Пот). В 1979 г. Китай объявил Вьетнаму войну. СССР оказал активную политическую поддержку Вьетнаму, предоставлял ему значительную экономическую и военную помощь. Но Вьетнам оказался не в силах противостоять китайской армии, и вывел свои войска с территории Лаоса и Кампучии.
Разрядка
Конец 1960-х – начало 70-х гг. – время разрядки международной напряженности и улучшения советско-американских отношений. После Карибского кризиса, показавшего взаимную уязвимость противостоящих блоков, и США, и Советский Союз имели веские причины, чтобы избегать прямой конфронтации, искать новые подходы к международным делам.
Важным фактором стало понимание брежневским руководством бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Наращивание ядерных арсеналов привело к невозможности их использования.
В 1967 г. между СССР и США был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях, в 1968 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия.
Поворот от «холодной войны» к разрядке был закреплен визитом в Москву в мае 1972 г. президента США Р. Никсона, в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Этот договор устанавливал количественные ограничения:
-межконтинентальных ракет наземного базирования (МБР),
-ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).
При этом договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.
В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). (В 1979 г. новый договор был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом).
1 августа 1975 г. главами 33-х стран Европы, а также США и Канадой в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это стало кульминацией разрядки международной напряженности.
Но и ОВД, и НАТО пытались использовать любые ситуации «нестабильности» в мировой политике и экономике в своих интересах, чтобы изменить соотношение в свою пользу. Поэтому разрядка продлилась недолго...