Как ни крути, а практика современной христианской Церкви в некоторых моментах серьезно расходится с ее же канонами.
13-е правило Василия Великого советует воинам воздерживаться от Евхаристии по причине «нечистоты их рук».
Комментируя это в "Пидалионе" (полнейшем своде священных канонов Православной Церкви с комментариями) преподобный Никодим Святогорец отмечает, что это правило кажется слишком суровым: "ведь для воинов-христиан, которые участвуют в непрерывных войнах, эти три года никогда не истекут, а значит, они никогда не причастятся".
Вместе с тем он подчеркивает:
"Тем не менее мы подтверждаем, что воины не могут причащаться на войне, а могут только спустя три года после нее".
Мы знаем, что это правило - отнюдь не второстепенное, поскольку говорит об основе спасения человека - возможности участия в Таинстве Евхаристии и соединения со Христом через Его Тело и Кровь. Тем не менее, оно не соблюдается, как минимум, последние двести лет - ни в католической, ни в православных церквях.
Служили и служат мессу на фронте католики, служили и служат Литургию православные. Причащают Святыми Дарами солдат, вернувшихся из боя и уходящих в бой. Люди, проливающие чужую кровь, принимают Бескровную Жертву.
И никто из пастырей Церкви не задумывается, какое кощунство он совершает. И что будет с теми людьми, которые, доверившись ему, недостойно причащаются Тела и Крови Христовых.
Мы легко не допускаем к причастию женщину, которая 10-15 лет в любви и согласии живёт без церковного брака с мужем, лицемерно объясняя это заботой о спасении ее души. Требуем "прекратить блудить - покаяться и венчаться". И без должного покаяния допускаем людей, которые профессионально и массово нарушают шестую заповедь. Что за странная слепота вдруг нас поражает?
Во время Первой мировой войны среди пяти тысяч российских военных священников нашелся лишь один (архимандрит Спиридон Кисляков), который причастив не менее 200 тысяч солдат за время своей службы, вдруг осознал насколько дико то, что он делает:
"Пока христиане ведут войны, они недостойны называть себя христианами".
Добавим: и уж тем более, - быть участниками Тайной Вечери, принимать Тело и Кровь из рук Спасителя.
Свящ. Иоанн Бурдин