Найти тему
KinoGeek

"Битлджус Битлджус": бестолковая заводная игрушка Бёртона. Рецензия на фильм

Олдскульный стиль готики и заводной чернушности, кажется, навсегда остался в прошлом: безукоризненный стиль эпохи VHC, к которой принадлежал и сам маэстро Тим Бёртон, неотъемлемо въелся в самую сердцевину поп-культуры, переживая реинкарнацию уже в двадцать первом веке. В сегодняшней киноиндустрии, балом которой правят безжизненные эксплуатации отработанных номеров и морализаторских лейтмотивов из восьмидесятых, авторский почерк Бёртона выглядит до боли устаревшим и древним: сам режиссёр не раз признавался, что несколько раз подумывал уходить из кино, в связи с обновлением голливудского нарратива внутренней кухни. И если постановщик всё-таки решит уйти восвояси, оставив после себя гигантскую библиотеку для следующих поколений, второй "Битлджус" покажется для его карьеры самым лучшим окончанием. Чёрная жирная точка, лёгкие брызги от которой создают видимость длинного троеточия

Оригинальный "Битлджус" был, есть и будет самой важной работой в карьере Тима Бёртона: совмещением всех его авторских приёмов и визуальных деталей, сопоставляющих сюрреалистично-мистическое загробное царство нашей реальности. Колкий чёрный юмор, вызывающие образы призраков и утопленников, сходящий с ума Майкл Китон в одежде эксцентричного и безбашенного духа-"экзорциста", желающего обвенчаться с юной героиней Вайноны Райдер. "Битлджус" так крепко въелся в поп-культурное содержание Голливуда, что раз и навсегда увековечил имя Бёртона в стане самых перспективных и необычных авторских постановщиков конца двадцатого века. С момента премьеры первого фильма прошло целых тридцать шесть лет, за которые Бёртон уже успел переквалифицироваться из начинающего режиссёра в культового автора, окружённого гигантской фанбазой. Но смог ли вместе со своим архитектором пройти проверку временем и сам "Битлджус"?

-2

Действия прямого сиквела картины имеют место быть спустя десятилетия после нанесённой Лидии психологической травмы. Девушка выросла, обзавелась семьёй и переехала из Коннектикута обратно в Нью-Йорк от греха подальше. За тридцать с лишним лет Лидия стала известным на весь мир медиумом, шоу которой собирает колоссальные просмотры и зрительские овации. В то же время героиня страдает от пугающих видений, связывающих её с событиями в призрачном доме, и цепочка событий, дающая отсчёт с гибели отца женщины, вынуждает её вернуться в Коннектикут, на этот раз - вместе с эгоцентричной мачехой и юной дочерью Астрид, питающей к матери особо сильную неприязнь. Духи прошлого и настоящего сплетаются воедино, а пока любознательная героиня Дженны Ортеги (новая муза Бёртона) вскрывает тайны прошлого Лидии, сам режиссёр отправляется в сюрреалистичный трип, рефлексируя по своей молодости

-3

Весь второй "Битлджус" - это прямолинейное олдскульное пиршество, приправленное старомодными практическими эффектами, субкультурными деталями прямиком из конца восьмидесятых и классическими поп-культурными образами: компиляция всех начальных приёмов Тима Бёртона вырисовывает яркую отчуждённость стиля режиссёра-гота от современности. "Битлджус Битлджус" - кино, вырванное из своего времени, кино, созданное от поклонника эпохи VHC для поклонников эпохи VHC. Но пока сам Бёртон умело руководит постановкой, возвращая зрителей в культовое загробное царство, сценарий сиквела даёт первые сбои под наплывом перегруженного повествования

-4

Помимо Вайноны Райдер и Дженны Ортеги (буквально юной версии своей сюжетной матери), излишнее внимание уделяется второплановым героям: например, в истории продолжения фигурируют новые персонажи, как та же героиня Моника Белуччи, бывшая жена Битлджуса, отправляющаяся за своим "суженным" в меланхоличную погоню. Или сумасбродный полицейский следователь прямиком из мира мёртвых, в исполнении Уиллема Дефо, по большей части остающийся на заднем фоне. Небольшие сюжетные ветки отводятся каждому представленному персонажу, а тяжёлый перевес перевоплощает второго "Битлджуса" из прямого сиквела в подобие хэллоуиновского спэшла, выпущенного специально для стриминговых сервисов

-5

В отличие от своего предшественника, "Битлджус Битлджус" берёт телевизионный формат повествования, разделяя своих персонажей по нескольким группам: пересечения разветвлённых линий и арок происходят так редко, что некоторые из них так и не встречаются с ожидаемой кульминацией. А весь "бёртоновский" колорит материализуется лишь в безумном и гротескном третьем акте, полноценно отправляющим своих зрителей в очередной трип по царству мёртвых, тогда как первые два выявляют сумбурную и скомканную линию взаимоотношений матери и дочери, сталкивающихся во взглядах подобно нескольким поколениям. За ширмой семейных мотивов, откровенно лишних сюжетных линий и чересчур перегруженной истории теряется тот самый стиль Тима Бёртона, а всякая нужда "Битлджуса" в продолжении отпадает уже самостоятельно

-6

И хоть второго "Битлджуса" можно и нужно критиковать за многие сценарные огрехи, на новое творение Бёртона вообще не хочется выливать лишний негатив. Рефлексия постановщика по своим молодым годам чувствуется настолько отчётливо и сентиментально, что по ходу продвижения истории лента превращается в полноценную авторскую эмансипацию, отводящую современные сценарные костяки и барьеры на третьестепенный фон. А при очередном появлении архаичного антигероя Майкла Китона, прожжённый голос которого (особенно на языке оригинала) вызывает контраст с соотношением радикальных действий и язвительных слов призрака, "Битлджус Битлджус" старается вернуться в классическое русло первого фильма. И если бы вся история сиквела состояла сугубо из сюжетных линий героев Китона и Райдер - цены бы ему не было

-7

Так или иначе, невооружённым взглядом заметно, что на втором "Битлджусе" Тим Бёртон полноценно отвёл душу, попросту насладившись каждой поставленной сценой и каждой старомодной визуальной деталью, подчёркивающей отчуждённость стиля режиссёра от современных мерок высокобюджетных фильмов. Весь сиквел - это красивая заводная игрушка: дешёвая, но работающая; поломанная, но развлекающая; бестолковая, но эмансипирующая. И хоть на некоторые огрехи второго "Битлджуса" не хочется закрывать глаза, лента вызывает исключительно ребяческие чувства: столь же приятные, сколько и неоднозначные. Однако на повестке встаёт уже другой вопрос: стоило ли возвращаться в эту вселенную конкретно зрителям только для того, чтобы сам маэстро набрался дополнительных сил для своих последующих бэнгеров? Кто его знает

-8