В Библии есть разные истории. Складные и не очень. Всё как в нашей жизни: одно идет хорошо, а другое мы быстро забываем. Потому что не блеснули ни умом, ни совестью, ни удачей.
А бывает, выходит очень двусмысленно и мы сами не понимаем - что это было и зачем?
Признаюсь: в евангелии от Матфея (Мф 15:21-28) есть рассказ, который вызывает похожее чувство:
"После того Иисус направился в земли Сидона и Тира. Там женщина-ханаанеянка вышла к Нему навстречу и громко взмолилась: «Господи, Сын Давидов, сжалься надо мной! Дочь моя страшно мучается: она одержима бесом!»
Он ни слова не сказал ей в ответ. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить: «Отпусти ее. Она за нами идет и не перестает кричать».
Он возразил: «Я послан только к заблудшим овцам народа Израилева».
Но женщина та, приблизившись, пала ниц перед Ним и говорила: «Господи, помоги мне!»
Он же промолвил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам».
«Да, Господи! — сказала она. — Но и собаки едят крошки, падающие со стола их хозяев».
Тогда Иисус сказал ей: «О женщина! Велика вера твоя! Ты хочешь этого — пусть так и будет!» И в тот миг дочь ее исцелилась"
Когда я читаю этот рассказ, я тоже спрашиваю себя: что это и зачем? Понятно же: можешь помочь - помоги. Любой нормальный человек это знает, отому что людям свойственно помогать друг другу. А если не можешь, то не выпендривайся - скромно уступи другому. Тому, кто может. А тут женщина на коленях кричит, какие-то собаки, обидные сравнения...
Мы видим: история заканчивается хорошо - к славе Бога и счастью человека, но... зачем? Мы же и так знаем, что такое хорошо и что такое плохо, верно?
Однако, перед нами очень важная история. История для каждого из нас.
Потому что у каждого из нас есть проблема. Мы слишком хорошо знаем.
Знаем кто хороший, а кто плохой.
Знаем, где "лево", а где "право". Кто дитя Бога, а кто "пес шелудивый". С кем можно идти в разведку, а от кого надо держаться подальше.
Знаем как надо и кто виноват. Знаем, кто дурак и где дорога. И это знание красиво разложено по полочкам в каждом деле, в каждой встрече - любо-дорого глядеть. Откуда оно? Рождается внутри нас.
Но вот, закавыка! Мы сами видим: это знание редко делает нас счастливыми - скорее, приносит разделения и конфликты. Да, оно помогает "освободить" нашу жизнь от другого. Как ученики сказали Иисусу, "Отпусти её" - пусть идет своим путем. Путем "неправильного" человека и не надоедает нам. Скажи, чтобы она свалила, а мы, "правильные", стройными рядами, пойдём в Царство Бога... Но, этого ли хочет Господь?
В этой истории Иисус говорит нам: только Бог знает Своих детей. Никакое наше знание не в состоянии раскрыть тайну Божьего избрания и призвания.
Я вижу другого снаружи. Вижу достижения и падения - их очень легко разложить по полочкам и наклеить бумажки типа "Вишня, 2024" или "Огурцы соленые, 2023". А что кажется испорченным - отправить на выброс. Но, только Бог знает тяжесть наших шагов и нашу боль. И только благодать Бога исцеляет моё сердце.
Себя и других я вижу как угодно. И другие видят меня так, как считают правильным - и часто будут правы, ибо я - грешный человек. Но, Бог совершает чудо. Бог говорит мне, грешному человеку: "Ты - моё дитя. Хватит собирать крошки - садись за стол!"
Стал ли я лучше? Знание говорит: нет. Выше головы не прыгнешь. Знание говорит: сиди тихо, ибо ты грешник.
Но, вера говорит другое: ты - дитя Бога. И даже если твою жизнь можно разложить по полочкам и наклеить ярлык на каждый шаг, ты - дитя Бога.
Хороший ты или плохой - для себя или других! - ты дитя Бога. Он даёт тебе силу и мужество жить как Божье дитя. Жить вопреки всему, что видят глаза и судит разум. Силу жить и дышать полной грудью. Мужество говорить, когда страх заставляет молчать.
Иисус говорит женщине: "Велика твоя вера!". Ее вера - не заслуга. Её вера - спасительная соломинка, которую протянул Бог. Но, эта соломинка выдержит любое бремя, любую тяжесть. Выдержит и вытянет каждого из нас. Каждую человеческую жизнь. Твою и мою. Выдержит и вытянет из любой передряги. А если нам суждено пережить крушение, то в этой соломинке наша конечная надежда - вечная жизнь и милость Небесного Отца.