Светлая Земля. Центроверсия
Опыт есть арсенал изранивших нас орудий.
Э. Б. де Кондильяк
… воля – деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству самосохранения.
И.М. Сеченов
Камень, найденный в Земле, воспринимался древним человеком земляным сгустком, сущностью, костью земли. Собирая камни с полей греческие крестьяне считали, что в груде камней поселяется божество.
Стихия Земли выстраивает сознание человека на функции ощущения и приоритете Воли. А Воля всегда Власть. Сама груда камней, собранная на подобии горы, называлась герма. Женское божество верховной власти величалась Герой. Бог, живущий на вершине каменной горы и спускающийся с вершины поведать о воли богов - Гермес. Человек же, усилиями воли поднимающийся к вершине и становящийся в итоге богом – Геракл.
Существует мнение о возможности через знание иврита понять смысл греческих слов, поскольку два языка развивались на общем восточно- средиземноморском культурном фундаменте:
«Гера оказывает помощь женщинам во время родов.
;;;;/хора (корень ";;;") означает "РОДИТЕЛЬНИЦА (МАТЬ)". Херион ";;;;;" –беременность. » В. Бершадский
«Гера – покровительница брака и чистоты невесты.
;;; /гера – «раздражение, возбуждение». Гера постоянно преследует героя Геракла – ;;; ;;; /гера кала//гера кла = «раздражение, возбуждение + уничтожает»». В. Бершадский
«В физическом смысле Гера – это гравитация:
;;; ;; /гера ви//гра ви = «раздражение, возбуждение + во мне». Гравита-ция – это внутренняя потенциальная сила пространства, которая персонифицирована в греческих мифах в лице вечно раздражающейся и злой жены Зевза (;;; /зуз//зевз - «двигающего») Геры. Г е р а- гравитация не даёт Зевзу придавать телам бес-конечное ускорение)
;;; ;; ;; ;;;;;//гра ви та йециа = «Сила возбуждения + во мне («вес тела» считался силой) + замкнутое пространство + выход, исход». Гравитация – это нечто, что не даёт вый-ти из малого замкнутого пространства.» В. Бершадский
«Имя «Гермес» может быть транскрибировано, как ;;; ;;; /hare maъs = «плодородие + сделал». Отсюда, по-видимому, идёт обычай устанавливать гермы (изображения Гермеса или ;;;; /аърема – «куча камней, груда, скирда убранного хлеба») по границам полей.» В. Бершадский
То есть, Гера, женский принцип сознания как поля, имеет характер непреодолимой плотности и тяжести, давления, власти свойственной земной стихии. Ее внутреннее состояние, в виде компенсации внешней незыблемости и монолитности «Родительницы» всего сущего, представляет собой уязвимость и крайнюю форму раздражительности.
Мужской принцип сознания в стихии земли, как вектор усилий, будучи единым парадоксально разделяется на две составляющие. Внешняя монументальная телесность образа Геры переходит к Гераклу, с его глыбами мышц, с его волевыми качествами преодоления страшных давлений материальных обстоятельств жизни. Он движется против установленных Герой правил, постоянно жертвует своими человеческими привязанностями и слабостями, чтобы выстоять в моменты запредельных усилий.
Внутренняя сверхподвижность и летучесть, удивительный нюх до всего подноготного, скрытого, тайного, часто нечистого и недоброго, но чрезвычайно плодородного в создании всевозможных жизненных коллизий досталась Гермесу. Жулику, проныре, баловню судьбы, мудрому по причине пресыщения, собирателю изысков, гурману, бабнику, вруну, скитальцу, землемеру, нарушителю границ, вестнику богов, лишенному брезгливости к смертным, спасателю безнадежных, промыслителю судеб, изобретателю числа, меры и письма, непобедимому атлету, магу – гадателю, оккультному учителю, манипулятору , проводнику душ в царство мертвых и т.д. – все это одному, везде успевающему Гермесу, чей алхимический элемент – ртуть.
Геракл движется от множественного и широкого основания горы к единству вершины, возвышаясь духом, достигая Олимпа как нравственной высоты. Гермес напротив, уже имея в себе духовное знание единства всех смыслов и проявлений, нигде не теряя себя, смело погружается во множество жизненных проявлений, играет с ним и выуживает из него все любопытное для себя.
Интересно, что одного из своих сыновей, желая сделать его бессмертным, он награждает безграничной памятью. Гермес сам наверно обладает такой памятью, коль скоро он не запутывается в своих плутнях. И не случайно он, не любитель убийств, убивает все же довольно подло тысячеглазого, не дремлющего и прекрасного титана Аргуса, способного потенциально легко обличить его в его проделках. И конечно же он совершает это злодеяние как бы не для себя лично, а по поручению Зевса, и даже вроде бы после этого почти что герой – Аргоубийца.
«Предполагается, что первоначально бог Гермес был лишь протектором, а каменные столбы и груды камней напротив сараев и вдоль дорог указывали на его присутствие. Среди его характеристик и особенностей можно назвать парадокс направления и введения в заблуждение, внезапное дарование и возвращение дара назад, мудрость и хитрость, дух взаимной любви, колдовство сумерек, таинственность ночи и смерти и др. Бесконечное разнообразие его проявлений и характеристик не отрицает единства его сущности. » Вальтер Отто
Гермес, а отсюда герметический — сокровенный, а в обыденном смысле герметичный — закрытый плотно и наглухо, как в толще камня.
Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом и научились этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрестках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями." В. Буркерт
Разбить герму, освященную богами, считалось страшным преступлением.
"Теперь мы, вероятно, сможем объяснить своеобразное, сохранившееся с доисторических времен поклонение Гермесу в виде четырехгранного столба, наделенного лишь головой и гениталиями с напряженным фаллосом (например, Hdt. II 51). Похожий столб часто устанавливали на могиле, где он изображал усопшего, то есть псюхе, пережившую смерть. Мы видели, что репродуктивная мощь заключена в голове, и она-то именуется псюхе. Ее внешними органами являются голова и гениталии. Гермес представлял собой порождающую силу мира, как бы универсальную оплодотворяющую псюхе (ср. индивидуальные юноны и богиня Юнона), он был подателям богатства. В центре культа, в Киллене (ср. Od. XXIX 1), Гермес и в классический период изображался в виде напряженного фаллоса (Paus. VI 26, 5). Отсюда его функция проводника душ, который приводит ;;;;; в этот мир и уводит их отсюда в царство мертвых с помощью своей «золотой ветви», «посоха», воплощения жизненной силы. Гермес- проводник (;;;;;;;) становится божественным посланником и покровителем путешественников." Ричард Онианс
Геракл - последний сын Зевса, рождение которого долго готовилось, и в котором воплотилась колоссальная мощь вседержителя, родился от земной женщины Алкмены. Зевс поклялся, что сделает его богом, если он совершит двенадцать подвигов, но равным богам он становится только приложившись уже на Олимпе к груди божественной Геры, становясь после этого ее символическим сыном.
Геракл выступает как силовик, уничтожая явные проявления хаотической запутанной множественности, вредоносные, дикие и нелогичные для естественной жизненности. Его ненависть к диким животным и диким людям «волкам» общеизвестна.
Гермес связывает порванные ниточки внутренних космических связей, являясь в нужное время с ободряющим словом или советом, или дарую магический предмет, придумывает сложные логические цепочки, а где нужно просто воруя и обманывая.
Оба так или иначе заняты организацией логистики жизненных процессов органического космоса, которого Зевс - промыслитель.
То есть они занимаются одним делом, но Геракл чистит Космос со стороны цивилизационной, открытой людям. Он культурный герой. А Гермес борется со злом хаотической экспансии со стороны изнанки Космоса, штопает его со стороны магической реальности и основы. По этой причине Геракл совершает свои деяния днем, а Гермес – бог магов – герметиков и ловких «темных» людей, ночью. Геракл представляет интересы людей, Гермес – вестник желаний богов. Стимулом к деятельности для них является нарушение порядка. Но вот мотивы у них разные.
В архетипе, который мы сейчас рассматриваем - два типа внешности.
Один тип рождает функция ощущения, за которой следует функция мышления, то есть за стихией земли, преобразуя ее до состояния обожженной глины, следует стихия огня. Этот тип назван мною Центроверсией Светлой Земли и это более Геракл, закаленный в сражениях боец. И не случайно он заканчивает свою человеческую жизнь, сжигая свое стареющее и больное тело в пламени костра. По одной версии мифа, не только мучения от яда лернейской гидры послужили причиной его самосожжения, но и осознание, что он уже не может натянуть свой собственный лук.
Другой тип создан функцией ощущения за которой следует функция чувства и стихия воды. Этот тип, названный Центроверсией Темной Земли , более Гермес, гиперпластичный, как размоченная в воде глина. Сын Гермеса Автолик, хитрейший из эллинов (кстати дед Одисея), ловкий разбойник, покровитель воров, аргонавт, гордость своего отца, был непревзойденным борцом и учителем Геракла. Борцы обязательно натирались обильно оливковым маслом, чтобы сделать все мышцы тела эластичными и гибкими. Гермес как раз такой эластичный и гибкий, человек – мыло.
Свойство огня - стремиться вверх, свойство воды - течь вниз, и в этом наверно причина их различия, при единстве внутреннего основания. «… воля – деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого…»- говорил И.М. Сеченов. Кроме того огонь, Разум освещает и разделяет предметы, и в случае с Гераклом можно говорить о интеллектуально волевом импульсе создающем, анализирующем и управляющем сложными общественными структурами. Именно переизбыток такого импульса в обществе создает объединенную нравственными законами сильную элиту и мощную государственность в целом.
Мне представляется, что Пунические войны на уровне идеологий были столкновениями идей, заключенных в богах: Гермесе – пунийском Мелькарте, и Геркулесе римлян. Правда победив, римлянине оказались зараженными и развращенными идеями побежденных.
Мы сейчас изучаем Геракла, но в уме будем держать глубину в виде Гермеса, чтобы не удивляться, как герой в определенных обстоятельствах может проявить себя отъявленным плутом. Ведь Герой и Плут странным образом оказываются сосуществующими в одном сознании, являясь друг для друга предметом взаимных искушений и борьбы мотивов.
При этом Герой и Плут - это не взаимоотрицание, а скорее взаимодополнение. Гермес спасает Геракла, находя выход из совершенно патовых ситуаций, например когда рушится вся жизненная стратегия героя, обнуляются все его заслуги и он, презираемый, полубезумный, убивший собственных детей и жену, изгоняется из сообщества людей. Геракл же спасает не только Гермеса, но и всех богов в битве с гигантами.
Воля всегда представляет собой избыточность. Избыточность эта проявляется во всем, в том числе и в сексуальной области. Геракл считается прародителем не только многих царских родов, но даже целых народов.
«Воля, считал Фейербах, может быть лишь у живого, чувствующего человека, «ибо что такое воля, как не желающий человек?» Предмет, способный удовлетворить желание, становится желаемым и вызывает ощущение, которым направляется стремление субъекта к этому предмету. Поэтому первым условием проявления воли, по Фейербаху, служит ощущение. Где оно отсутствует, там нет и воли. В этом смысле воля не свободна, но она хочет быть свободной» Е.П. Ильин.
«Человек свободен, когда он может то, чего хочет, но он не свободен хотеть: немыслимо, чтобы он желал без причины» Вольтер.
Избыточность желания требует своего ограничения, коль скоро человек посвящает себя великой цели. Это причина того, почему Геракл не стремится к накоплению богатства, его всегда изображают обнаженным, с наброшенной на плечи шкурой льва.
Функция ощущения, ориентированная на телесность, не обязательно существует в виде гипертрофированных волевых напряжений, все же эти состояния пиковые по высотам и относительно редки. Переживание телесности, как наслаждение от удовлетворения потребностей, гедонизм удовольствий, самолюбование своими возможностями и силой , которая как свехрмощный мотор, залитый новым маслом, может работать и на самых малых и нежных оборотах, все это не обязательно сонный омут эгоизма, но и сознание дара собственного существования. Переход от собственной телесности на мир, такой телесный, уязвимый в своем желании не только выжить, но и насладиться, становится пониманием жизни вообще, прощением малых обид, желанием оградить , уберечь, помочь и сделать сильными, вверенных ему судьбой людей. Большой человек распространяет свою ответственность до границ невозможности и тяжко страдает, видя как ускользают из-под его опеки любимые существа, погружаясь во мрак. Геракл сражается со смертью за любимых людей и иногда побеждает.
Геракл в народной традиции часто принимает противоречивые и комические черты.
«Традиции известен и Геракл - персонаж комедии и народных фарсов - весельчак, кутила, обжора, и строгий аскет, отвергнувший наслаждения и роскошь. Мифологическая биография Геракла содержит и множество эпизодов, не вписывающихся ни в один из стереотипов, то возвышающих его до уровня божества, то уравнивающих с простым смертным. К таким эпизодам относятся, с одной стороны, «богоборческие» сюжеты, повествующие о конфликтах Геракла с олимпийцами и божествами более низкого ранга, с другой стороны, свидетельства традиции о ряде военных кампаний (против Трои, Пилоса, италийских племен etc), рисующие скорее могущественного правителя и талантливого полководца, чем сына Зевса. Приступы необузданной ярости, жертвами которых стали его собственные дети и племянники, три года в рабстве у царицы Омфалы, выполнение унизительных поручений, подобных чистке скотного двора Авгия, - вот далеко не полный перечень эпизодов, неоднозначных по сути, но вносящих существенные коррективы в представления о герое.» А.Р. Подопригора
В комедиях Аристофана «Лягушки» и «Птицы» образ Геракл приобретает совсем уж карикатурные черты. «Герой изображен прожорливым, вороватым и пользующимся дурной славой в самом Аиде, где он уверенно ориентируется и куда указывает путь Дионису» А.Р. Подопригора
Несмотря на то, что в его образе есть и комичные черты, Геракл, безусловно, самый великий и любимый из всех античных героев. Совершенного человека греки называли «квадратным» и это, безусловно, относится к Гераклу.
«С волевыми людьми бывает трудно, но именно они вызывают огромное уважение. В разных ситуациях воля получает разные названия, её имена - смелость, мужество, решительность, самодисциплина, упорство и вера в себя. Хуже, когда воля проявляется как тупая упертость: так говорят о людях, у которых воля есть, а разума не хватает. Наполеон, говоря о полководце (а кажется, что его слова касаются не только военных людей), настаивал на равновесии воли и ума: «Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума». «Дарования настоящего полководца император сравнивал с квадратом, в котором основание — воля, высота — ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте; большим полководцем может быть только тот человек, у которого воля и ум равны. Если воля значительно превышает ум, полководец будет действовать решительно и мужественно, но малоразумно; в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решительности осуществить их». А.В. Гадаев
«Свободу воли Гегель рассматривал как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Содержательные компоненты человеческого сознания – цели, стремления и т.п. – сами по себе существуют лишь в форме возможности; это только намерения человека. И только воля переводит их из возможности в деятельность. Поэтому воля у Гегеля есть деятельность человека.
Антиподом понятия свободы воли является в учении Гегеля понятие произвола. Здесь он следовал за французскими просветителями, один из которых, Ш. Монтескье, подчеркивал, что «свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется… Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность сделать то, чего должно хотеть…» Е.П. Ильин
Несмотря на многие совершенства своей силы Геракл оказывается очень уязвимым в полноте своего образа. Так, безусловно, и должно быть.
Истинное архетипическое самоотрицание, создающее из потока сознания, собственно отдельное самосознающее парадоксальное существо, для него рожденного качествами земли, спрятано в стихии воздуха, в функции интуиции и воображения. Интуиция лежит в теневой области его психики, бесконтрольна, и, то слишком хорошая, то абсолютно негативная. Она рисует чудовищные видения и затопляет поле сознания его немыслимыми подозрениями и адскими страстями, ведь богами стихии воздуха является Геката, Артемида и Арес.
Геракл совершает подвиги не лично для себя, а для блага людей, спасая их от чудовищ рожденных силами хаотического влияния, расширяет от подвига к подвигу пространство цивилизации. Воля, как замечательно определил Ф. Н. Ильясов, это «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».
Проявляя в подвигах свою невероятную физическую и духовную мощь, бог-герой Геракл преодолевает тяжесть земного существования и совершает свое духовное восхождение. Стихия его существования - постоянная борьба, каждая новая победа над диким естеством природы, чудовищами Земли, становится для него победой над самим собой. Его внутренняя честность и честь, создает незыблемую опору его морального превосходства над всеми условиями жизни. Поэтому он почитается как добродетельный труженик, идеальный царь, воин и мудрец.
Но соприкасаясь с нечистотой мира и яростью бездны хтонического, он оказывается зараженным ими. Неизбежная жертва во имя того, что должно быть, но чего не может быть.
«Геракл - больной герой, ср. слова Деяниры: Я на него сердиться не могу: | Необоримым болен он недугом (Трахин., 557-558).3)» М. Евзлин
«В этот момент он непосредственно соприкасается с хтонической стихией и "заражается", "заболевает" ею, принимая в себя нечто от ее ядовитости, которая в дальнейшем "выходит наружу" сначала как безумие (т.е. как слепая деструктивная сила), а затем как тотальное отравление, единственным излечением от которой становится жертвенный огонь, выжигающий "злокачественную опухоль" хтоничности» М. Евзлин
Простота и свобода его воли, величие подвигов оказывается ограниченным хитрым и запутанным хаотическим произволом обстоятельств. Безумие, жестокость, душевное опустошение и муки совести …. за которыми все же приходят видения чистоты, ясности и красоты природы, ограниченности земного существования, и бесконечности жизни как дара сознания.
И человек становится богом.