Увидеть аксолотля хотят многие путешественники, отправляющиеся в Мексику. Конечно, проще завести этого "вечного ребёнка" у себя в аквариуме. Тем более сейчас, когда это странное животное, некогда бывшее для местных жителей деликатесом, по сути находится на грани исчезновения.
Тот простой факт, что в природе аксолотль в принципе живёт только в одном месте на нашей планете, сразу же делает его загадочным. Но загадок там ещё целое море – его "вечная юность", необычный вид и талант к регенерации.
Мем из кубиков
Вообще аксолотль – это, говоря современным языком, мем. Многие уверены, что его популярность началась с того, что странная амфибия появилась в компьютерной игре Minecraft в 2021-м году.
До этого момента об этом маленьком чуде из Мексики знали только особо любопытные или специалисты, которые уже били в колокола, переживая, что уникальное земноводное может полностью исчезнуть. Появление в игре стало, скорей всего, следствием того, что учёные начали активно говорить об исчезающем виде - так сказать, продвигать аксолотля.
Хотя продвигать надо было бы не самого аксолотля, а тему спасения озера Сочимилько, находящемся в одноимённом районе мексиканской столицы. Поскольку аксолотль – водная саламандра, живущая исключительно в этом самом Сочимилько и больше нигде.
Учёные долго бились над загадкой такой избирательности и решили, что в дело в так называемых чинампах, которые впервые были созданы местными жителями более тысячи лет назад.
Это сельскохозяйственная система плавучих островов, коими в том числе и славится Xochimilco Lake.
Якобы именно эти чинампы с той, подводной, стороны, создали необычные условия. Они стали не просто причиной того, что аксолотли тут остались жить (и больше нигде), но и того, что они сами по себе стали такими необычными.
Поклонники аксолотлей любят их за то, что их тиражируемый образ необычный и очень милый. В итоге он попал в игры, мультфильмы (есть покемон, образ которого списан с аксолотля) и даже на деньги (на мексиканскую купюру в 50 песо).
Взгляните на аксолотля, и вы легко поймете, почему он так популярен. Большие глаза, вечная улыбка и розовый окрас. Ну правда, анфас - очень милая мордочка, мультяшная.
Правда, розовые аксолотли в природе не встречаются, это уже аквариумные мутанты – но кого это смущает? Собственно, "диких" аксолотлей, согласно данным на текущий год, осталось примерно сотня, не больше.
Божественный зверёк
Axolotl — слово из языка науатль, на котором говорили коренные мексиканцы (ну то есть индейцы), и на котором сегодня говорят около 1,5 миллионов человек. Животные названы в честь ацтекского бога Ксолотля, который, согласно легенде, превращался в саламандру.
Оригинальное произношение на науатле — «AH-show-LOAT», в английском языке обычно используется «ACK-suh-LAHT-uhl».
Основная особенность и отличие аксолотлей от других амфибий (и прочих животных) заключается в том, что их "головастики" (в отличие от сородичей-лягушек) не выходят по мере взросления на сушу. Они вообще не взрослеют, по крайней мере не меняются внешне – скажем так, остаются вечными подростками.
Учёные, как вы уже поняли, объясняют эту странность (за неимением лучших объяснений) тем, что среда, образовавшаяся в озере Сочимилько, имела достаточно ресурсов – аксолотлям просто не было смысла выбираться на сушу, еды хватало и в воде.
Однако чинампы в озере Сочимилько почти не поддерживаются в прежнем виде, а стало быть экология озера изменилась, причём более сотни лет назад. По мере того, как город Мехико рос, росла и потребность в воде – её качали в том числе из озера, а с сельским хозяйством тут в итоге завязали.
Пострадали не только аксолотли, а вообще вся местная живность. "Добило" ситуацию то, что в озеро запустили несколько видов никогда тут не живших рыб (например, карпов), которые начали питаться в том числе икрой аксолотлей.
Ну и, говорят, землетрясение 1985 года в Мехико заставило тысячи людей покинуть свои дома и переехать кроме прочего к озеру Сочимилько, что ещё больше способствовало разрушению среды обитания аксолотлей.
Аксолотль-то ненастоящий!
В то время, как дикие аксолотли озера Сочимилько почти вымерли, бесчисленное множество аксолотлей было выведено для научных лабораторий и для продажи любителям аквариумов.
Повторимся, внешний вид их был, так сказать, облагорожен – настоящие аксолотли не настолько приятны глазу, чтоб платить за них деньги.
История же началась с того, что во второй половине 19-го века некий французский офицер привёз живых аксолотлей в Европу, где учёные с удивлением узнали, что эти водные саламандры способны размножаться в неволе – и не только.
Они, скажем, подобно ящерицам способны отращивать потерянный хвост, а также другие части тела, в том числе внутренние органы.
Это вообще поставило учёных в тупик и одновременно привело в экстаз, поскольку знание секрета таких суперспособностей могло бы полностью изменить жизнь человечества.
Так что аксолотлей изучили вдоль и поперёк – так сказать, перебрали по косточкам все звенья полимерной цепи их ДНК.
Не очень понятно, что было сначала – то ли популярность в качестве экзотического домашнего животного простимулировала желание изучить аксолотлей, то ли просто учёные слишком много их вырастили для своих опытов. Так или иначе, аксолотль под гордым именем "аквариумный дракон" стал очень популярен.
Но, как мы уже сказали, аксолотли, которые продаются в зоомагазинах, отличаются от своих диких сородичей. Большинство диких аксолотлей имеют темно-серовато-коричневый окрас. А знаменитые розовые аксолотли и другие "неродные" цвета (есть ещё белые, синие, жёлтые и чёрные) являются по сути просто генетическими аномалиями.
Ну и понятно, что домашние аксолотли - как бы урезанные версии диких, то есть реально лишённые части генов.
В дикой природе бы они точно не выжили. Ну и, очевидно, разведение аксолотлей в домашних условиях, как и покупки мягких игрушек в виде аксолотлей и т.п., ну никак не помогает спасти этих странных созданий.
Наоборот, те учёные, которые исследуют последних аксолотлей, считают, что такая их популярность может заставить людей предположить, что аксолотли вне опасности. А это не так, скорей всего настоящих аксолотлей в природе скоро не останется.