Ситуации вокруг благоустройства Грачиной рощи в Солотче обрастает судебными исками
С тех пор как в 1994 году Солотча стала частью Советского района Рязани, эта территория города, когда-то имевшая статус курортного поселка, удерживает первое место по количеству зеленых насаждений на душу населения, а стоимость земли для индивидуального жилищного строительства здесь одна из самых высоких в регионе. В общем, жить и отдыхать здесь приятно и престижно.
Парадоксально, но массовое появление коттеджей, загородных апартаментов и многоквартирных зданий, начавшееся в этом уголке Мещеры в начале нулевых и сопровождавшееся активной вырубкой леса, почти не вызывало общественного негодования. Рязанская «Новая» неоднократно писала о застройке, ведшейся на грани фола, но эти публикации, поддержанные ведущими градозащитниками, не вызвали организованного протеста.
Страхи спасателей
Теперь неравнодушные солотчинцы и их единомышленники объединились ради защиты Грачиной рощи – участка площадью 2,7 га между парк-отелем «Паустовский» и туристическим комплексом «Лесной бункер». О проекте масштабного благоустройства этой территории мы рассказывали этим летом («Новая» №23 от 4.07 и №27 от 2.08 с.г.).
Активисты записали видеообращение к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Участники ролика, опасаясь массовой вырубки деревьев из-за создания парка и летних домиков для отдыха, требовали расторгнуть договор аренды участка. Заметим, что идея создания рекреационной зоны была поддержана не только арендодателем, то есть мэрией Рязани, но и губернатором Павлом Малковым, еще в 2022-м подписавшим на Петербургском экономическом форуме инвестиционное соглашение с рязанским предпринимателем Дмитрием Гудзем, владеющим несколькими ресторанами и гостиничными комплексами, в том числе и в Солотче.
Под впечатлением от ролика глава СКР поручил региональному Следкому возбудить уголовное дело по ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). То есть региональным следователям предстоит проверить законность действий чиновников по передаче земли в аренду.
«Местные жители опасаются, что при проведении работ будет вырублена древняя посадка. Кроме того, при установке забора по периметру стройплощадки будет перекрыта прямая дорога до больницы, детского сада и других социально значимых объектов. Многочисленные обращения в различные инстанции результатов не принесли», – говорится в релизе Следственного комитета.
Защитники Грачиной рощи активно продвигают свою позицию в соцсетях, мессенджерах и СМИ. В видеообращении участники инициативной группы назвали Гудзя «предпринимателем с сомнительной репутацией», констатировали незаконный вывод леса из категории особо охраняемых территорий и заявили, что «это не благоустройство и развитие территории, это попытка получить гранты от государства». По мнению авторов ролика, проект вызывает возмущение и негативные эмоции, и лес не должен превратиться в парк развлечений.
Активисты требуют расторгнуть договор аренды и отменить инвестиционное соглашение, подписанное губернатором.
Декларации коммерсанта
На эскалацию конфликта вокруг благоустройства Солотчи после длительного молчания решил ответить инвестор проекта Дмитрий Гудзь, дав эмоциональное интервью Рязанскому бюро «Новой». Мы задали бизнесмену несколько неудобных вопросов.
– Я сделал все по закону, иначе не было смысла начинать этот социально ориентированный проект, но не ожидал, что столкнусь с откровенным хулиганством и вандализмом, – экспрессивно начал Гудзь.
– Что вас возмутило?
– Как только мы поставили столбы для видеонаблюдения, собирались повесить камеры, подписали договор с подрядчиком, после чего можно было делать дорожки, буквально через сутки столб сломали, ленты для разметки дорог сорвали, и представители инициативной группы «Спасем Грачиную рощу» подали в суд иск о расторжении договора аренды, указав как основание расторжения, в том числе, якобы причиненный мной ущерб лесному массиву.
Далее последовало видеообращение, где меня назвали предпринимателем с сомнительной репутацией, который собирается вырубить рощу.
Я подал иск в суд о защите чести и достоинства, деловой репутации, также обратился в полицию, направив обращение в связи с противоправными действиями граждан, проводящих несанкционированные митинги на арендуемой мною земле, и вовлечением несовершеннолетних в незаконные акции. Я был поражен и возмущен всеми этими действиями и решил пояснить свой взгляд на ситуацию и первопричины конфликта, в основе которого, как я считаю, не борьба за экологию, а спор хозяйствующих субъектов.
– Но в противостоянии с общественностью фигурирует только один предприниматель, и это вы.
– На первый взгляд, да. Но у конфликта, на мой взгляд, есть хорошо замаскированные бенефициары. Вы видите, как плотно Солотча застроена коттеджами, многоквартирными домами, гостиницами. Когда для этих целей вырубались гектары лесных массивов, солотчинцы, экологи, общественники, журналисты, за редким исключением, дружно молчали.
Теперь, когда участок абсолютно на законных основаниях взят в аренду для благоустройства без какого-либо капитального строительства, люди, называющие себя защитниками, придумывают какие-то сакральные истории по поводу Грачиной рощи, хотя многие схожие по ценности участки в свое время распродавались под частную застройку без каких-либо ограничений для собственников. А у меня аренда с серьезными обременениями. Любое нарушение грозит расторжением договора.
Партнерство за символическую плату
– А при чем здесь спор хозяйствующих субъектов?
– Договор аренды, по которому мы планируем сделать здесь общедоступный парк, на мой взгляд, противоречит бизнес-интересам как минимум двух конкретных людей – Андрея Мелешкина, который управляет кафе «Лесной бункер» и прилегающими к нему постройками, и Алексея Толстого, владеющего расположенным неподалеку зданием, где находится магазин «Пятерочка», а также недостроенной гостиницей.
Когда участок мне передали в аренду, я, как нормальный коммерсант, решил посмотреть его границы и увидел, что большая часть строений, относящихся к «Лесному бункеру», находятся на земле, переданной мне. Я хорошо знаю, что многие из них возведены без разрешения на строительство, а к зданию проката незаконно проведено отопление от рядом стоящего здания. Без каких-либо оснований возведены на арендуемом мной участке каменный забор и фонтан, который строился уже в разгар противостояния, несмотря на конфликт.
И еще: почему инициативную группу не волнуют факты того, что всё – и где забор, и где прокат – тоже участок Грачиной рощи, которую годами по краям застраивали эти ребята? Уже в 2024-м закатали в асфальт часть рощи в районе Тропы Паустовского, и тоже все молчат!..
– А как эти предприниматели отнеслись к вашему проекту благоустройства?
– Весной я встретился с Андреем Мелешкиным, рассказал о своем проекте и предложил совместное освоение территории. В подтверждение таких намерений сказал, что готов привезти каркасную конструкцию для размещения там пункта проката спортинвентаря, действующего в «Лесном бункере». Это строение с отоплением и душем быстро возводится и не предусматривает какого-либо воздействия на окружающую природу. Мелешкин очень обрадовался таким перспективам, заявил, что будущий парк станет жемчужиной Солотчи. Я предложил партнерство с сохранением всей инфраструктуры «Лесного бункера» в обмен на символическую плату за субаренду – 90 рублей за метр в месяц. Таких льготных ставок в Солотче нет уже много лет.
Андрей не возражал против таких условий.
Потом связался с Толстым и тоже предложил сотрудничество без сноса уже возведенных конструкций. Предприниматели взяли паузу, и мы встретились через три дня. Мелешкин и Толстой в этот раз отказались осваивать территорию вместе и сочли арендную плату слишком высокой. Тогда я сообщил, что отправлю в мэрию заявление о принудительном сносе их незаконных строений. (Важная деталь. В начале сентября горадминистрация выпустила официальный документ, предписывающий снести незаконные постройки в течение 60 суток.
Этому предписанию предшествовало августовское предостережение, направленное господам Мелешкину и Толстому после обращения Гудзя в администрацию Рязани. Ответ мэрии публикуем ниже. – Ред.).
Вскоре после разговора с этими господами началась бурная деятельность защитников Грачиной рощи. Воспитанники Солотчинского интерната совершили набег на мой отель и повредили часть имущества. Активисты начали собирать подписи о том, что заповедный лес в опасности, хотя заключенный мной договор аренды исключает любое капитальное строительство на этой территории и предусматривает свободный доступ в парк в дневное время. Кстати, участников инициативной группы летом не раз видели в «Лесном бункере»: вырабатывали дальнейшую стратегию действий? У меня складывается впечатление, что эта группа создана не ради защиты Грачиной рощи, а для лоббирования интересов Мелешкина, Толстого и каких-то других лиц, которым не нравится, что Гудзь законно взял в аренду 2,7 гектара земли. А они сами, как мне кажется, не прочь стать ее арендаторами.
О плюсах уголовного дела
– Как на реализации проекта может сказаться возбуждение уголовного дела?
– В этом я вижу плюсы и лишь один минус. Изучение обстоятельств займет много времени и задержит реализацию проекта. Но плюсы состоят в том, что после всех разбирательств на федеральном уровне выяснится, что мои действия абсолютно законны. Детальные проверки по поводу легитимности моих планов и действий все лето проводили различные компетентные органы. И они подтвердили обоснованность всех подписанных документов.
– Вы планируете вложить в проект около ста миллионов рублей собственных средств. Это немалая сумма, и на альтруиста вы не очень похожи.
– Да, я – бизнесмен, и моя цель – привлечь внимание туристов к моему гостиничному комплексу благодаря устройству парка и летних домиков. Договор аренды подписан на десять лет, проект будет реализовываться постепенно. И если разделить эту сумму на срок выполнения моих обязательств, то объем вложений примерно миллион в месяц. Это не такие большие деньги для успешного бизнеса, а тысячи людей получат полноценное место для комфортного отдыха со свободным доступом. Я против вандализма, хулиганства и беспредела и открыт для любых предложений по повышению туристической привлекательности Солотчи, которые не нарушают закон.
Борис СИНИЦЫН
P.S. Из-за субъективности любого интервью перед публикацией мы обратились к Андрею Мелешкину и Алексею Толстому, задав каждому четыре одинаковых вопроса:
1. Предлагал ли Вам владелец "Паустовского" г-н Гудзь совместное использование полученного в аренду участка? Если да, то на каких условиях?
2. Было ли известно о том, что принадлежащие Вам постройки частично расположены на муниципальной земле, отданной в аренду Гудзю?
3. На каких условиях Вы готовы использовать территорию Грачиной рощи, арендованную Гудзем, в той ее части, на которой расположены построенные и эксплуатируемые Вами объекты?
4. Насколько Вам близка выдвинутая областным правительством идея обустройства общедоступного парка в Грачиной роще? Какие меры по увеличению туристической привлекательности Солотчи можно предпринять в ближайшее время?
Ответил только господин Толстой. Цитируем: "В настоящее время не готов комментировать обозначенные вами вопросы в публичной сфере".
На фото - место начала Тропы Паустовского в Солотче. Справа "Бункер", по центру и слева - определенные под снос постройки.