Предисловие.
Клязьму можно назвать третьей по значимости рекой для Северо-Восточной Руси, уступившей первенство лишь матушке Волге и могучей Оке. Изначально маленький городок Владимир-на-Клязьме вскоре станет одним из четырёх ключевых центров раздробленной Руси наряду с Киевом, Новгородом и Галичем Волынским. Рост и укрепление Владимира даст мощный толчок к развитию селений, расположенных на Клязьме. Именно на берегах этой реки начнётся наша сегодняшняя история.
История города Ковров.
В канун Рождества в 1157 году владимирского князя Андрея Боголюбского по дороге из Суздаля в Стародуб настигла сильная вьюга. Князь со своими людьми набрёл на деревеньку Елифановка, где местные помогли переждать непогоду. После этого повел князь поставить в деревеньке церковь Рождества Христова, а ныне село именовать Рождественским.
Неизвестно, было ли разорено монголами село Рождественское, но с 1238 года оно попало в состав Стародубского княжества. После нашествия монголов на Русь самый младший из сыновей Всеволода III Большое Гнездо — Иван получил в удел Стародуб (1238). В последующие века его потомки, управляя одним из самых малых русских княжеств, отчаянно отражали притязания сильных соседей более 100 лет. Стародубское княжество было упразднено московским князем Дмитрием Донским в конце 1370-х.
В начале XVI века село Рождественское было отдано во владение князьям Ковровым, из рода Стародубских. Еще в XVI веке по указу царя Ивана IV Грозного в Рождественском стали проходить ярмарки, съезжалось на ярмарки множество купцов, крестьян и посадских людей. Село позже стало именоваться Коврово, а ярмарки так и оставались Рождественскими. В 1567 году Коврово было подарено князем Иваном Семёновичем Ковровым суздальскому Спасо-Ефимьевскому монастырю и оставалось вотчиной монастыря до 1764 года. Секуляризационная реформа 1764 года положила конец монастырскому владению селом Коврово. Уже в 1778 году село получит статус города и современное название - Ковров. В составе Владимирской губернии в том же году будет образован Ковровский уезд, который будет упразднён императором Павлом I в 1796 году, но восстановлен в 1803.
Неудачная для России Крымская война 1853 - 1856 гг. выявила насущную необходимость в развитии внутренних путей сообщения. Одной из первоочередных задач стала организация строительства железных дорог в стране. 26 января 1857 г. император Александр II утвердил устав Главного общества российских железных дорог. Основным направлением стало строительство железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Было установлено, что новая магистраль пройдет в непосредственной близости от Коврова. Работы по строительству Московско-Нижегородской железной дороги начались весной 1858 г. и велись долго. Первый рейсовый поезд из Нижнего Новгорода в Москву потерпел аварию у станции Ковров-1. Почти два года ликвидировали всевозможные недоделки. 17 апреля 1867 г. у ковровской станции рухнули в реку два пролета железнодорожного моста через Клязьму и здание водокачки.
Ковровские железнодорожные мастерские начали функционировать по своему назначению в августе 1864 года. С 1866 занимались не только ремонтом, но и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции. Здесь были созданы первые в России пассажирские вагоны с индивидуальным паровым отоплением, впервые сконструированы и построены специальные вагоны некоторые грузовые вагоны. В 1880 году Ковров стал начальным пунктом Муромской железной дороги (линия Ковров — Муром).
Благодаря железной дороге Ковров развивался. В городе открывались промышленные предприятия: салотопенный, паровая мукомольня и механическо-ткацкая фабрика и, кроме того, чугунолитейный завод Харитона Кирьянова и его сыновей, и механические мастерские Московско-Нижегородской дороги Остапа Богдановича Шуберта, бумаготкацкая фабрика Ивана Треумова.
Во время Первой Российской революции рабочий предприятий Коврова присоединились к стачкам. В годы Первой Мировой войны в Коврове началось строительство пулемётного завода (в 1916 году). В 1918 году Главным артиллерийским управлением в Ковров были направлены известные конструкторы оружия В. Г. Фёдоров и В. А. Дегтярёв.
С 1929 по 1944 годы Ковров находился в составе Ивановской Промышленной области. А в 1944 вошёл в состав новообразованной Владимирской области.
Пулемётный завод, строительство которого началось в 1916, с декабря 1927 года именовался Инструментальный завод № 2, с июля 1932 года — Инструментальный завод № 2 имени К. О. Киркижа, с января 1949 года — завод имени В. А. Дегтярёва. Именно в его цехах в годы Великой Отечественной войны производилось противотанковое ружьё ПТРД, знаменитый ППШ, ручные и танковые пулемёты. Экскаваторный завод перешел на выпуск оборонной продукции: фугасных авиационных бомб, деталей знаменитых "Катюш", артиллерийских снарядов. На выпуск нужной фронту продукции перестроились текстильные предприятия Коврова.
С 1946 года на Инструментальном заводе № 2 освоено крупное производство мотоциклов, в конце 1950-х годов завод имени Дегтярёва приступил к производству ракетного оружия. Экскаваторный завод с 1949 г. впервые в СССР начал поставлять экскаваторы на экспорт. В 1961 г. партия электрических экскаваторов Э-654 была отправлена в Египет на строительство Асуанской ГЭС. За большие успехи в оснащении строительства и промышленности экскаваторами Ковровский экскаваторный завод 1966 г. был удостоен высшей советской награды - ордена Ленина.
В 1950-х в Коврове началось массовое строительство новых типовых жилых многоквартирных домов, в 1970 году введён в эксплуатацию новый железобетонный мост через Клязьму, в 1975 году открыто троллейбусное движение.
Сейчас Ковров занимает второе место по численности населения во Владимирской области (135 тысяч жителей), уступая лишь Владимиру (344 тысячи жителей), с 2005 года образует городской округ Ковров и является административным центром Ковровского муниципального района, в состав которого не входит. Является крупным железнодорожным узлом. 3 ноября 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал Указ «О присвоении городу Коврову почётного звания Российской Федерации "Город воинской славы"». В ноябре 2013 года на площади перед центральной проходной ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва» установлена стела «Город воинской славы»
В 2012 году в связи с присвоением Коврову звания Города воинской славы было решено скорректировать герб с учётом рекомендаций Геральдического совета при Президенте РФ. Собственно щит остался практически без изменений. Вместо красной ленты герб теперь окружает бело-синяя орденская лента — знак того, что в 1978 году Ковров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Золотая башенная корона с пятью зубцами — показатель статуса городского округа. Скрещенные позади короны мечи символизируют присвоенное Коврову звание Города воинской славы. В оформлении герба используется золотой цвет — символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Серебряный как олицетворение чистоты, совершенства мира и взаимопонимания. Красный цвет на гербе означает труд, силу, красоту, а зелёный — природу, здоровье и молодость.
Описание с сайта администрации:
"В зелёном поле на золотой земле два серебряных сидящих, обращенных друг от друга зайца. В вольной части герб Владимирской области. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах с двумя обнаженными, скрещенными за короной мечами с серебряными клинками и золотыми рукоятями, и обрамлен лентой ордена Трудового Красного Знамени".
Прогулка по городу.
На цокольном этаже жд вокзала можно приобрести покровский пряник - один из символов Владимирской области.
А мы двигаемся дальше.
Завод имени Дегтярёва — одно из важнейших предприятий России по производству оружия. В последние годы завод перестал выпускать собственную мототехнику, ведётся лишь сборка нескольких моделей из комплектующих китайского производителя автомототехники «Lifan».
Итог.
Ковров- второй по численности населения город Владимирской области, известнейшим предприятием которого является ЗиД, производящий оружие по сей день. Ковровский экскаваторный завод в конце 1990-х годов завод стал заниматься выпуском лесозаготовительной техники, пока в 2009 полностью не прекратил производство. Ныне часть помещений бывшего предприятия занимает торгово-развлекательный центр "Ковров-Молл".
Город с большим потенциалом, к большому сожалению, выглядит неухоженно, отсутствует облагороженная набережная. Однако не стоит сильно ругать Ковров, город меняется в лучшую сторону, хоть дел ещё очень и очень много.
Спасибо, что дочитали данную статью до конца, отдельное спасибо за ваши лайки и комментарии.
Город с похожим дворцом культуры:
Самая читаемая статья о роскошной Кинешме:
Подборки забавных моментов:
ТГ-канал:
До скорых встреч! Пока-пока.