29 декабря 1918 года председателю ПетроЧК (в копии – Ф.Э. Дзержинскому) за подписью В.И. Ленина была направлена телеграмма:
«В течение нескольких месяцев сидят арестованные Вами генштабисты Савченко-Маценко и Поляков. Главком ходатайствует об их освобождении. Телеграфно сообщите: какие обвинения предъявлены этим лицам, а если обвинение не предъявлено, почему они не освобождены. Не медлите с точным и ясным сообщением. Председатель Совета Обороны Ленин»[1].
Бывшие работники Генерального штаба генерал-майор Лев Иванович Савченко-Маценко и полковник Борис Петрович Поляков после революции перешли на сторону советской власти и проходили службу в аппарате Главкома вооруженных сил Республики.
Лев Иванович Савченко-Маценко в 1904 г. окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. Участник русско-японской и Первой мировой войны. В 1914-1916 гг. - заведывающий передвижением войск по железнодорожным и водяным путям Варшавского района, затем - начальник военно-дорожного отдела управления начальника военных сообщений Западного фронта . Награжден Георгиевским оружием. Генерал-майор (ноябрь 1917).
Борис Петрович Поляков окончил Константиновское артиллерийское училище (1904) и Николаевскую академию Генерального штаба (1911). Участник русско-японской и Первой мировой войны. В 1915 г. - обер-офицер для поручений при штабе 28-го армейского корпуса. Награжден Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия 4-й ст. В 1916 г. - и.д. начальника отделения Управления военного воздушного флота. Полковник (август 1916).
Их арестовали сотрудники Петроградской ЧК в середине 1918 г. по подозрению в контрреволюционной деятельности.
Самочувствие Л.И. Савченко-Маценко в заключении резко ухудшилось, от истощения он находился практически при смерти и был переведен в госпиталь. Полковник Б.П. Поляков находился в Бутырской тюрьме без предъявления обвинения с 22 июня 1918 г. по 1 февраля 1919 г.
Следственные материалы 3 декабря 1918 г. рассматривались на заседании комиссии Совета Обороны, которая предложила ускорить разбирательство дела. Но не ускорили. Пришлось вмешаться В.И. Ленину.
2 января 1919 г. заведующий Особым отделом ВЧК М.С. Кедров направил в Петроградскую ЧК телеграмму о немедленном освобождении из-под стражи указанных лиц в случае отсутствия против них серьезных обвинений и направлении их в распоряжение Реввоенсовета Республики.
После этого Савченко-Маценко и Поляков были освобождены из-под стражи. Но продолжать службу в Красной армии желания, судя по всему, не испытывали. Правда, Л.И. Савченко-Маценко в июле 1919 г. был включен в список Генштаба РККА. Но вскоре его то ли был расстреляли, то ли умер своей смертью (точно не известно). А Борис Поляков в том же 1919 г. оказался в Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича, служил начальником снабжения Северного корпуса. Затем эмигрировал. Умер в Париже.
В те же дни, 8 января 1919 г., Совет Рабочей и Крестьянской Обороны под председательством В.И. Ленина принял постановление, потребовав от ВЧК предоставить сведения о причинах ареста восьми офицеров бывшего Генштаба. Они также обвинялись ВЧК в шпионаже и контрреволюционной деятельности.
В постановлении Совета обороны был поставлен вопрос: «Почему не освобождаются те, коим обвинение не предъявлено». И предписание - сведения должны быть сообщены в 3-дневный срок.
Освободили шестерых - за недоказанностью обвинения. Двое предстали перед коллегией ВЧК. Полковник Генштаба Квитницкий Леонид Викторович, перешедший в РККА, был расстрелян. Полковник Жихор Константин Иванович, возглавлявший в РККА военно-агентское отделение (зарубежная военная разведка), был приговорен в 1919 г. к заключению в концлагерь до окончания Гражданской войны, расстреляли его в 38-м(2). Сотрудника его отделения подполковника Владимира Александровича Ивановского - освободили. Но в последующие годы его расстреляли даже раньше своего начальника. Хотя он один из двух офицеров, указанных в списке 8 генштабистов, продолжил службу в РККА, был помощником начальника оперативного управления штаба Украинской трудовой армии, начальником оперативного управления 13-й армии и др. Его арестовали в 1931 г., когда Ивановский возглавлял 55-е Житомирские пехотные курсы. 30 апреля 1931 г. судебная коллегия ОГПУ приговорила его к ВМН. Второй из этого списка - известный генерал Зайончковский Андрей Медардович. В 20-е годы - профессор Военной академии РККА. Он умер своей смертью. Может быть, по той причине, что не только преподавал в академии, но и был осведомителем ОГПУ.
Из других освобожденных, за которых хлопотал Ленин, упомянем подполковника Фокке Джона Гуговича, штаб-офицера для поручений по авиации Генштаба. В Первую мировую он возглавлял штаб 70-й пехотной дивизии. В конце 1917 года служил в штабе 1-й Армии. В качестве военного советника с декабря 1917 года принимал участие в Брест-Литовских переговорах, о чем издал книгу, в которой описал подпольные махинации большевиков(3). Фокке был отчислен от Генерального штаба в марте 1918 г. и вскоре арестован. После освобождения жил в Эстонии, служил сотрудником министерства путей сообщения. Умер в 1925 г. в Таллине.
Суворов Михаил Николаевич и Цурпалев Александр Николаевич, выйдя из заключения, также вскоре оказались в Русской армии генерала П.Н. Врангеля...
[1] Сборник документов. Ленин и ВЧК, М. Политиздат. 1975, с. 136.
[2] К.И. Жихор вновь был арестован 5 апреля 1935 г., осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года ссылки за «контрреволюционную агитацию». В третий раз арестован 9 февраля 1938 г. и приговорен Особой тройкой УНКВД Кировской области к расстрелу.
[3]На сцене и за кулисами Брестской трагикомедии. Терра-Политиздат, 1993.