Фильм новосибирского режиссера Андрея Звягинцева стал одним из нашумевших и культовых последнего десятилетия. Но несмотря на фестивальный успех, картина обросла волной критики со стороны власти и православных активистов. Показ экранизации требовали запретить. Что не так в нашумевшей картине Андрея Звягинцева и почему церковь и власть жестко отреагировала на нее – в материале Сиб.фм.
Культовый фильм
Картина «Левиафан» известного режиссера, родом из Новосибирска, Андрея Звягинцева вышла в свет в 2014 году. В Ветхом Завете Левиафаном называют чудовище морского происхождения. В экранизации он используется как метафора госвласти. Стоит отметить, что в подобной аллегории Звягинцев не первопроходец. Это отождествление впервые использовал философ Томас Гоббс в трактате о сравнении чудовища с чиновниками. Андрея Звягинцев – уже последователь.
Итак, главные роли в картине играют культовые в России актеры, такие как Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков. «Левиафан» стал первым фильмом в постсоветской России, удостоенный премии «Золотой глобус». До этого подобного добилась только картина «Война и мир». Фильм даже номинировался на «Оскар».
По сюжету – обычная семейная пара с сыном от первого брака мужчины живет в приморском городке в частном доме на берегу живописного водоема, куда порой приплывают киты. Семья поддерживает отношения с местной властью и полицией (по крайне мере в начале картины). Вдруг то место, где живет семья, привлекает внимание власти, которые предлагают расселить дом и построить на территории туристический комплекс.
Когда жизнь становится невыносимой, власти изымают у семьи дом, автомастерскую, и дают в качестве компенсации 639 тыс. рублей, которых не хватает на покупку нового жилья, главный герой обращается к старому армейскому другу, который работает адвокатом. После того, как мэр в очередной раз выигрывает суд, юрист начинает рыть на него компромат. В тот момент, когда двое друзей обсуждают дальнейший план действий, пьяный мэр приезжает в дом главного героя и оскорбляет его. Друзья заявляют в полицию, однако после этого задерживают Николая, хозяина дома.
Адвокат идет на встречу с мэром один и предъявляет компромат. Однако содержание папки не раскрывается. Юрист требует выплатить Николаю компенсацию размером с рыночной стоимостью дома 3,5 млн рублей. После этого показывают сцену, ка жена Николая обедает в гостинице адвоката и изменяет супругу.
Спустя несколько дней семья отправляется на пикник с друзьями. Вдруг сын приятелей прибегает и рассказывает, как красивый дядя душит Лилию в кустах. Николай избивает Дмитрия и после этого Лилия увозит адвоката в гостиницу, но позже возвращается домой, где супруг выпивает с другим другом.
В то же время, мэр города серьезно обеспокоен нарытым компроматом. Однако заручившись поддержкой местной полиции, вылавливает его в темном углу и избивает, угрожая убийством. После этого адвокат уезжает в Москву, а Лилия просит прощения у супруга. Однако сын Николая винит во всем ее и требует, чтобы отец выгнал ее. На следующее утро она выходит из дома и видит кита. В тот день она без вести пропадает. Вскоре ее обнаруживают погибшей при невыясненных обстоятельствах. В этот же день Николай идет в магазин и встречает священника у которого спрашивает: «Ну и че… Где твой Бог… Милосердный. Если я пойду в церковь, может жена моя воскреснет». На что церковный служитель отвечает: «Пути Господне неисповедимы».
Позже Николая обвиняют в убийстве жены, а дом разрушают экскаватором. Суд приговаривает его к 15 годам колонии, а его сына берут под опеку те самые друзья с пикника. После приговора мэр говорит: «Будет знать, на кого залупаться».
В финале фильма священник храма, построенного на месте снесенного дома Николая, обращается с проповедью об истине и правде, а один из персонажей говорит, показывая на икону Иисуса Христа: «Господь все видит».
Проблематика «Левиафана»
По словам самого режиссера, смысл фильма показать реалистичность российской жизни. Европейские критики говорят, что в фильме не щадят никого, даже образ президента Владимира Путина, который смотрит сверху вниз в кабинете мэра. Россия показывается как феодальная система, где все сосредоточено в руках одного человека.
Делая отсыл к Ветхому Завету, режиссер сравнивает праведника с судьбой современного грешника, не задумываясь о сущности бытия.
Критика и нравственность
Фильм показывает, что справедливости в жизни нет, а все чиновники воры и коррупционеры.
Имеет в фильме место и критика социальной реальности, выходящей за пределы взаимоотношений человека с государством: «Главные фигуранты этой истории, исполненные лучших намерений, только и делают, что преступают»: мэр возжелал чужой дом, судьи «послушно лжесвидетельствуют».
Основное место в фильме занимает церковная проблематика. По мнению писателя Дмитрия Букова, режиссер Андрей Звягинцев на данный момент пока единственный, кто отважился показать, как Россия отстранилась от церкви. А религиовед Узланер отмечает, что в «Левиафане» показано религиозное нехристианство.
Стоит отметить, что в России фильм вызвал неоднозначную реакцию. Например, кинокритик Лариса Малюкова отметила, что «Левиафан» вульгарный фильм, показывающий проблем алкоголизма, вечный гнев на страну и безысходность. А ее коллега Елена Стишова говорила, «правда жизни под вид кукурузы не катит». По мнению российского журналиста Юрия Сапрыкина, фильм расколол российскую общественность на верующих и атеистов. Он называет картину полностью русофобской.
Однако политики назвали картину антироссийской.
«Это новая война Запада против России», - заявляли политики.
А видеоблогер Сергей Угольнкова, в фильме слабый сценарий и режиссерская работа.
«Алконавт орет, дерзит, грубит. Все. В этом вся сущность, развития никакого», - говорит он.
Реакция власти
На тот момент министр культуры Владимир Мединский после просмотра фильма заявил, что фильм оставил у него противоречивые впечатления. Его поразили маты в картине, а также постоянно употребление спиртного. Он отметил, что фильм бы не пострадал, если можно был бы избежать этих моментов.
А глава селе Териберка Татьяна Трубилина, где снимали фильм, вовсе выступила за его запрет.
«По мнению киношников мы здесь все алкаши, живущие в помойке. Я против показа Териберке в таком плане», - заявляла она.
Глава «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить фильм: «Это поганая клевета на Русскую Церковь и Российское государство».
А вы смотрели «Левиафан»? Давайте обсудим в комментариях!