В 1869 году в Сорте-Мульде на острове Борнхольм, Дания, были найдены небольшие золотые бляшки с изображениями человеческих фигур. Однако первые исследования начались только в 1948-1949 годах Клиндт-Йенсеном. Позже по всей Скандинавии были обнаружены другие золотые бляшки с другими мотивами.
Самая крупная находка таких артефактов была сделана в 1986-1987 годах археологом Маргрете Уотт в Сорте-Мульде, где во время раскопок она обнаружила около 2300 золотых предметов. Интересно что и по сей день находки продолжаются. В ходе раскопок в Уппакре, Швеция, был обнаружен не только интересный зал, но и около 200 золотых табличек - самое большое количество в Швеции.
До сих пор за пределами Скандинавии не было найдено ни одной подобной золотой таблички называемой Гульдгуббер.
🔷Что такое гульдгубберы ?
Гульдгубберы - это маленькие фигурки из листового золота с тиснением, найденные по всей Скандинавии в центральных поселениях, известных как Центральные места или Места силы. Их максимальный размер составляет один на один сантиметр, и их время возникновения датируется 500-800 годами нашей эры, а значит, и более поздним железным веком.
Большая часть находок была обнаружена в Сорте-Мульде на Борнхольме в Дании во время раскопок 1986-1987 годов, чуть менее 2300 либо сохранились полностью, либо в виде фрагментов. Другие более известные места находок включают Уппакру (Швеция), Гудме / Лундеборг (Дания) и Хельге (Швеция).
🔷Что изображается на гульдгубберах и классификация ?
На всех гульдгубберах изображены предметы: отдельные мужчины и женщины, пары, схемы и отдельные животные. До сих пор внятной классификации гульдгубберов не существует.
Единственная попытка как то систематизировать гульдгубберы и разработать единую классификацию была осуществлена Шэроном Ратке. По его мнению в соответствии с представленными мотивами можно было сформировать семь категорий:
✔️мужчины [A]
✔️женщины [B]
✔️двойные гульдгубберы [C]
✔️схемы [D]
✔️животные [E]
✔️неопознанные [F]
✔️фрагменты [G]
Категории от А до G, можно разделить на дополнительные подкатегории: [A-I] - это, например, мужчины с кубками, так называемыми Sturzbecher, [C-III] - пары, держащие друг друга за руки.
Гулдгубберы индивидуально каталогизируются с использованием последовательных арабских цифр, так что каждой статуэтке из листового золота можно присвоить индивидуальный номер. Общепринятые интерпретации этих фигурок из листового золота в основном пытались присвоить антропоморфные фигуры богам эпохи викингов по именам.
Различные атрибуты, изображенные вместе с людьми, служили атрибутом отдельных богов частично эпохи викингов, частично христианского происхождения. Так происходит, в частности, с доппельгубберами, впервые идентифицированными Гро Штайнсландом как пара Гердр и Фрейр из той самой поэтической поэмы "Путешествие Скирнира".
Рудольф Симек разработал интерпретацию, основанную не на божественных мотивах, а на сравнении, чтобы показать, что двойные губберы просто изображают брак по расчету, а значит, не обязательно мифологическую пару.
🔷Предназначение гульдгуббера
На сегодня в наличии три возможных тезиса о значении и использовании гулгубберов:
- Гульдгубберы были подношениями по обету высшим силам.
- Гульдгубберы были юридическими документами.
- Гульдгубберы использовались в память о погибших или путешествующих.
🔹Первый тезис связывает отдельные мотивы гульдгуббера, которые иллюстрируют желание или просьбу к высшим силам, которые не обязательно должны совпадать с богами эпохи викингов.
🔹Второй тезис показывает в сравнении с Heidelberg Sachsenspiegel, что жесты, показанные там, очень похожи на жесты, показанные на Гульдгуббере. Таким образом, гульдгубберы могли использоваться в качестве юридических документов или при запечатывании важного юридического акта в центральном месте при условии, что юридические жесты были непрерывными на протяжении веков.
🔹Третий тезис основан на местонахождении гульдгубберов, найденных вокруг отверстий для столбов, и на большой территории вокруг населенных пунктов. Таким образом, изображенные люди могли быть мертвыми или путешественниками, о которых думали или которым должны были передать пожелания относительно их путешествия в мир или в загробную жизнь.
Мне нравится теория которая заключается в том, что золотые артефакты были символическим платежным средством – своего рода храмовыми деньгами, которые приносились в жертву богам в связи с культовыми действиями. Хотя и теория что золотые предметы были своего рода опознавательными знаками, которые вожди использовали, когда им нужно было пригласить на культовые пиры и тому подобное тоже хороша.
Но какой бы тезис ни указывал на правильное направление, одно можно сказать наверняка: гульдгубберы являются свидетельством высокого мастерства и сложного символического мышления позднего железного века в Скандинавии.
📖Курмсунский диск: подлинник или искусная подделка
📖Чаша Ардага: артефакт найденный на картофельной грядке
📖Хрустальная сфера "Вдовствующая императри́ца": украдена, найдена и выставлена на обозрение вновь