Найти тему
Мама PLUSик

Петергоф. Большой Петергофский дворец.

Оглавление

Доброго времени суток! Меня зовут Анастасия и я веду свой канал о жизни, материнстве и о красоте. (Мой второй канал о красоте будет 👉 тут.)

Фото Я.Картинки
Фото Я.Картинки
Дорогие друзья! На моем канале комментарий может оставить любой желающий. Даже если вы не подписаны. Но мне будет очень приятно, если вы останетесь со мной 💙

В этой статье я подробнее расскажу о каждом зале Петергофского дворца, которые мы посетили. В прошлой статье я о них толком не рассказывала, т.к упор был на поездку. Мои предыдущие статьи на эту тему можно почитать тут:
Первая часть поездки в Питер: https://dzen.ru/media/id/65c9e8948b03a35c7a291c23/poezdka-v-piter-vsei-semei-chast-1-66ddd0379ffef61eb33d84c3
Вторая часть поездки: https://dzen.ru/media/id/65c9e8948b03a35c7a291c23/poezdka-v-piter-vsei-semei-chast-2-66ddf394864fc72ad1610253

Петергофский дворец

Петергофский дворец - царская резиденция, построенная в 1714–1725 годах, изначально представляла собой скромный дворец в стиле, который иногда называют петровским барокко. В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна обратилась к архитектору Бартоломео Растрелли, чтобы тот сделал реконструкцию по образцу Версаля.

До XIX века во дворце была резиденция царской семьи, здесь проводились самые важные официальные приёмы.

Дворец большой и поделен на несколько музеев, каждый из которых нужно посещать за отдельную плату. Он делится на Большой Петергофский дворец, Особую кладовую, Церковных корпус и музей фонтанного дела.

Начало

Первым делом мы попадаем в холл, а оттуда к парадной лестнице.

Роскошь неописуемая: резьба с позолотой и роспись стен по эскизам Растрелли. На втором этаже установлены статуи девушек, которые символизируют времена года. Потолок над лестницей декорирован расписным плафоном «Аллегория Весны». Парадная лестница ведет в Танцевальный зал.

Танцевальный (бальный) зал

На полу - паркет с рисунком из крупных звезд. В этом зале также принимали и угощали купцов во время придворных праздников.

Танцевальный зал. Фото Я.Картинки
Танцевальный зал. Фото Я.Картинки

Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.
По углам зала помещен герб России - двуглавый орел. Далее нас повели в Чесменский (мемориальный) зал.

Чесменский (мемориальный) зал

В этом зале находятся картины, на которых изображены батальные сцены Русско-турецкой войны и Чесменского сражения. На стенах большое количество барельефов с профилями античных полководцев и изображениями турецких трофеев.

В середине 18 века этот зал, расположенный перед Тронным, носил название Аванзала. В нем прибывшие на прием официальные лица ожидали начала церемониала.

Первоначально, плафон Аванзала (Чесменского зала) художника Лоренцо Вернера, изображал богиню Цереру, вручающую первому землепашцу Триптолему колосья. В образах героев античной мифологии прославлялось процветание крестьянской России под "мудрым" правительством Елизаветы Петровны.
В настоящее время, вместо погибшего в 1941 году плафона Л. Вернера, в зале помещен плафон на мифологический сюжет из греко-троянской войны "Жертвоприношение Ифигении". Оттуда мы попадаем в Большой тронный зал.

Еще в этом дворце есть такое помещение - Голубая приемная (Секретарская), но мы в нее не попали по неизвестным мне причинам.

Большой тронный зал

Это самый большой зал дворца, предназначенный для важных приёмов.

Созданный Растрелли, по велению Екатерины Второй, барочный зал был заново декорирован в классическом стиле в 1777—1778 годах Фельтеном. Все его живописное и декоративное убранство было посвящено прославлению императрицы Екатерины Второй.

За троном расположена картина - конный портрет Екатерины Второй - "Шествие на Петергоф".

Между окнами второго света расположены портреты родственников Петра I. Над дверьми - парадные изображения первого Российского Императора Петра I, его жены Екатерины I. Также парадные изображения Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Конечно же, главное место в этой локации - трон, вырезанный из дуба, позолоченный и обитый красным бархатом с галуном, украшенный вышивкой.

Аудиенц-зал (Статс-дамская)

Это одно из небольших парадных помещений дворца, выполненное в стиле барокко Растрелли. В зале характерная золоченая деревянная резьба с растительным орнаментом и зеркала.

На потолке зала в плафоне Пауло Балларини запечатлел поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», с сюжетом, когда настоящая любовь преодолевает препятствия.

Вдоль стен зала стоят деревянные столики, за которыми в 18 веке могли проводить досуг (игра в карты). Сегодня на столиках вместо карт и ставок, которыми также при Екатерине II являлись и бриллианты, находятся экспонаты музея - вазы, фарфоровые статуэтки, которые были сделаны на первой фарфоровой мануфактуре в городе Мейсене, Германия.

Зал использовался так же и для малых государственных приёмов.

При крупных торжественных обедах и ужинах, когда мест в большом зале не хватало, столы накрывали и в других парадных залах дворца. В этом зале отводилось место свиты императрицы (статс-дам), от чего зал и получил своё второе название.

Белая столовая

Первоначальное оформление Белой столовой было осуществлено в середине 18 века Растрелли но уже в 1774—1775 годах, по проекту Ю. М. Фельтена, она была переделана. От интерьера Растрелли сохранился лишь наборный паркет, его излюбленного рисунка "зигзаг".

По углам расположены круглые печи, выложенные изразцами.

В Столовой устраивались пышные приемы. Обеды во дворце в XVIII и XIX веках могли продолжаться по нескольку часов, за это время иногда происходило до 5–6 перемен блюд. На столе экспозиция из предметов екатерининского сервиза. Он изготовлен из кремового фарфора, расписанного сиреневым цветочным орнаментом.

Большая ваза в центре, это ваза-курильница (Копенгаген, конец 18 века), использовалась для зажигания благовоний.

Белая столовая выделяется среди остальных залов Большого Петергофского дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы.

Буфетные

К Белой столовой примыкают два небольших служебных помещения - буфетные, где разогревали еду и хранили сменные приборы посуды, поскольку во дворце не было кухонь. Кухня была отдельно стоящим зданием.

Коронационное кресло. Фото автора
Коронационное кресло. Фото автора

Сейчас в помещении находится экспонат музея - подлинное коронационное кресло императора Николая I.

Китайские кабинеты

Екатерина II любила удивлять своих гостей не только яствами и мероприятиями, но также по её распоряжению в Большом Петергофском дворце архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот были созданы два маленьких китайских кабинета, которые разительно отличались стилем, и хозяйка показывала их на диво гостям.

Мы их буквально "пробежали" потому что места было мало и вся группа целиком не поместилась бы, а следом идет другая группа.

Картинный зал

Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. Итальянский салон, отделанный по проекту Ж.-Б. Леблона, являлся самым большим парадным интерьером Петергофского дворца.
В 50-х годах 18 века, по проекту Ф.-Б. Растрелли, отделка зала была изменена. Основным декоративным элементом стала золоченая деревянная резьба, характерная для барокко.

Художественное оформление зала представлено в основном портретами девушек, которые изображены в традиционных национальных нарядах.

Стены зала были сплошь закрыты 368 портретами кисти итальянского художника П. Ротари, создававшимися на протяжении всей его жизни.

Интерьер Картинного зала дополнен зеркалами прямоугольной формы и обрамленными вызолоченными резными рамами работы русских мастеров.

В этом зале проходили концерты и карточные вечера, для узкого круга приближённых ко двору.

Картинный зал замыкает анфиладу парадных залов дворца и проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями - жилыми мужской и женской половинами.

Будуар или Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.

Слово это заимствовано из французского языка и происходит от bouder - сердиться. Так назывались помещения, где можно было остаться наедине с самыми близкими друзьями. Роль будуара, интимной гостиной, в Большом дворце исполняла Куропаточная комната.По своему архитектурному решению она напоминает Диванную. Здесь также три окна и деревянная перегородка с нишей и двумя дверями.

Совершенно исключительный характер интерьеру придает великолепный шелк, которым обиты стены. По небесно-голубому фону разбросаны сочные, многокрасочные венки крупных цветов и золотых колосьев пшеницы. В них заключены удивительные по живости композиции: три куропатки, прогуливающиеся среди пышной травы и цветов. Ткань изготовили с небольшим запасом, и это обстоятельство помогло при восстановлении погибшего в войну интерьера.

К Будуару примыкает Диванная

Диванная (опочивальня)

Название - ДИВАННАЯ, комната получила после появления в ней массивного турецкого дивана, по преданию, трофейного. Получив его непосредственно с театра военных действий, Григорий Александрович Потёмкин преподнес диван в подарок Императрице Екатерине II.

В Диванной находится гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимися стенками (такие комоды метко прозвали "бомба") и воссозданное советскими реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.

К этой комнате примыкает Туалетная

Туалетная

В Туалетной Императрица готовили к выходу в свет или к отходу ко сну.

Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны.

Находящийся в этой комнате туалетный прибор состоит из зеркала, канделябров, фарфоровых сосудов и коробочек различного назначения.

На столе у восточной стены представлены предметы фарфорового туалетного набора, выполнены на Императорском фарфоровом заводе. Флаконы для духов, рукомойные кувшины, пудреница, пенал для шпилек, коробочка с подушкой для булавок оформлены в стиле второго рококо.

Кабинет

Кабинет императрицы, в котором хозяйка зачастую играла в карты, общалась в тесном кругу.

Каминный гарнитур в Кабинете императрицы — один из ярких и удивительных образцов декоративно-прикладного искусства, находившихся в Большом петергофском дворце. Отличающийся особой роскошью и изяществом, он сразу стал центральным мотивом в убранстве интерьера. Уникальность данного гарнитура, исполненного на Императорском фарфоровом заводе по личному распоряжению императора Николая I, заключалась в том, что все предметы были выполнены из фарфора.

В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера. На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме.

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской.

Штандартная (проходная)

Проходная - единственная комната жилой половины, имевшая выход на балкон северного фасада дворца.

Размеры комнаты первоначально были меньше, так как между комнатами южной и северной анфилад Растрелли устроил темную комнату с лестницей, соединявшей комнаты второго и третьего этажей. При восстановлении дворца перегородка не была возобновлена, что увеличило площадь помещения.

Фото автора
Фото автора

В XVIII в. комната не имела специального назначения и именовалась Проходной. В середине XIX в., когда Проходную стали использовать для хранения штандартов полков, несших охрану императорской резиденции, комната получила название Штандартной.

Штандартная. Фото Я.Картинки
Штандартная. Фото Я.Картинки

Как и в большинстве комнат анфилады, в Проходной издавна находились парадные портреты. Самый интересный из них - на восточной стене. Полотно написано итальянским художником Якопо Амигони (1675 - 1752) и представляет Петра I об руку с богиней мудрости и покровительницей ремесел - Минервой.

Убранство комнаты дополняют французские часы: фарфоровые в виде вазы парижского мастера Б. Перрена и бронзовые золоченые с барельефом и фигурами, представляющими мифологический сюжет из истории Троянской войны - "Прощание Гектора с Андромахой".

Кавалерская

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

Кавалерская. Фото Я.Картинки
Кавалерская. Фото Я.Картинки

Придворные кавалеры и высшие чины гвардейских офицеров ожидали аудиенции в Кавалерской, созданной по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.

Большая часть музейных предметов, находившихся в Кавалерской до Великой Отечественной войны, не была эвакуирована и погибла. При восстановлении здесь были выставлены предметы, характерные для подобных дворцовых интерьеров XVIII века.

Малая проходная

Малая проходная. Фото Я.Картинки
Малая проходная. Фото Я.Картинки

Соединяет Кавалерскую и Большую (голубую) гостиную.

Большая (голубая) гостиная

В начале 18 века называлась столовой, поскольку помещение использовалось как семейная столовая.

В Голубой гостиной экспонируется сервиз, изготовленный для Большого дворца в Петергофе. Он предназначался для банкетов, отчего и получил название "банкетный", и был рассчитан на 250 персон.

Кроме того в зале находятся большие вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, декорированные бронзой.

Сразу после гостиной мы попали в Белый зал.

Белый зал. Фото из видео-архива автора.
Белый зал. Фото из видео-архива автора.

А затем в запасную половину дворца, включающие в себя 4 комнаты. С 1830-х годов, комнаты относились к женской половине дворца.

Фото из видео-архива автора.
Фото из видео-архива автора.

В первой запасной комнате представлен парадный портрет императора Николая I кисти английского художника Джорджа Доу. Период царствования Николая I - время особого расцвета петергофской резиденции. Именно тогда появились уникальные памятники архитектуры: Коттедж, Готическая капелла, Фермерский дворец. Царицын и Ольгин павильоны, Бельведер.

Первая запасная комната. Фото Я.Картинки
Первая запасная комната. Фото Я.Картинки

Во второй Запасной комнате находится одна из работ шотландской художницы Кристины Робертсон - портрет средней дочери Николая I Ольги, ставшей королевой Вюртемберга.

Вторая запасная комната. Фото Я.Картинки
Вторая запасная комната. Фото Я.Картинки

В третьей Запасной комнате представлена ещё одна работа Кристины Робертсон - портрет младшей дочери Николая I Александры, с именем которой связана печальная страница в жизни императорской семьи. Не дожив до 19 лет, Александра Николаевна скончалась в родах. В Нижнем парке есть мемориальная скамья памяти Александры.

Третья запасная комната. Фото Я.Картинки
Третья запасная комната. Фото Я.Картинки

Любопытные часы "скелетоны" представлены в Четвертой запасной комнате на каминной полке. Сквозь ажурный корпус и прозрачный циферблат виден механизм часов. Часы созданы в мастерской Бенджамина Гаймана в начале XIX века.

В Четвертой комнате Запасной половины собрана коллекция западноевропейского и русского фарфора, среди которой образцы французского неглазурованного фарфора - бисквита.

Северная анфилада.

Из запасной половины, двери ведут в анфиладу жилых и парадных комнат, протянувшихся вдоль северного фасада дворца.

Расположение залов по анфиладе идеально соответствовало ритуалам дворцовой жизни, утвердившимся к середине XVIII столетия, с их торжественными проходами-шествиями, танцами, рисунок которых предусматривал движение потока пар из комнаты в комнату; парадными столами, накрывавшимися во многих смежных залах.

Двигаясь по анфиладе, гость попадал в различные по площади, высоте и форме залы, где огромные окна раскрывают пространство то на одну, северную, сторону, то на две. Простеночные зеркала, золоченая резьба на стенах, клубящиеся облака и написанные в острых ракурсах фигуры плафонов, рассыпающиеся звездами, или иллюзорно объемного рисунка наборные паркеты, казалось, физически разрушали замкнутость интерьеров, создавая ощущение взаимопроникновения пространств, неразрывности их связи.

Коронная

Коронная - парадная опочивальня, которая по назначению не использовались.

С конца 18 века комната стала называться «Коронной», так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны.

Проходами справа и слева от альковной ниши комната соединялась с Опочивальней императрицы. Подобное решение интерьера спальни было характерно для европейского дворцового строительства XVIII века. Однако в России издавна кровать ставилась только под балдахином. Впервые проект парадной опочивальни с альковной нишей для Петергофского дворца предложил А. Леблон. Но этот проект не был реализован.В 1770-х годах в Большом дворце по проекту Ю.М.Фельтена были сооружены по крайней мере шесть таких ниш.

В альковной нише установлена характерная для XVIII века парадная резная золоченая кровать южнонемецкой работы.

Дубовый кабинет Петра I и Дубовая лестница

Дубовый кабинет - старейший интерьер дворца, который был создан еще в первой четверти 18 века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.

Дубовый кабинет. Фото Я.Картинки
Дубовый кабинет. Фото Я.Картинки

Дубовая лестница была сооружена в 1720-1721 годах по проекту А. Леблона. Плафон создан И.Я. Вишняковым в 1751 году и изображал Аврору, богиню утренней зари; был утрачен во время войны и воссоздан в 1964 году Я.А. Казаковым. Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины перил лестницы, - отсюда и название.

Именно по этой винтовой лестнице мы спускались с коляской.

На этом, пожалуй, все. Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк этой публикации и подписаться на канал, чтобы не пропустить выход новых статей 😋

До встречи в следующих публикациях!